Проездные документы и средства доступа
Первыми документами, дававшими право на проезд в метро и удостоверяющими оплату при проверке контролерами, были аналогичные трамвайным бумажные билеты, свернутые в длинные рулоны. Продавали их в билетных кассах либо кассиры при входе на станцию метро, использовались и билетные автоматы. Опытные образцы турникетов и металлические жетоны для доступа испытывались параллельно с хождением бумажных билетов с момента основания, с 1935 года.
Совместное использование живого контролера входных документов и автоматического допуска пассажиров (под наблюдением тех же контролеров) позволяло использовать одновременно несколько форм проездных документов или жетоны. Вводились долговременные проездные билеты для многократных поездок на метро. Такие документы были персональными, с фото владельца, причем можно было сфотографироваться прямо в билетной кассе.
Месячные проездные билеты были без фото, они меняли цвет по месяцам и в зависимости от категории – общие или льготные. Проезд по сниженным ценам предоставлялся школьникам, студентам и пенсионерам, а также должностным лицам отдельных ведомств по служебным удостоверениям. В Москве при разнообразных видах общественного транспорта практиковалась продажа единых проездных билетов, дающих право воспользоваться разным транспортом.
Карты с магнитным чипом используются для доступа на станции метро с 1992 года, скорее всего на этом эволюция средств доступа закончится. Хотя, возможно, со временем появятся средства на применение в метро биометрических устройств распознавания личности.
Установки для допуска в аэропорты и офисы продвинутых или секретных компаний их уже используют. Людей распознают по касанию экрана кончиками пальцев и даже по сетчатке глаз через специальный окуляр.
Электроника и интерактивные устройства
При поездках в метрополитене очень важно знание точного времени, чтобы успевать на ближайшие рейсы при посадке в вагоны и пересадке на иные направления. Информация о прибытии составов синхронизирована с показаниями часов, в изобилии установленных на станциях, в переходах и на платформах. Единое время на всех циферблатах и табло обеспечено работой центральной часовой станции, поэтому дублирующие часы не могут ни забежать, ни отстать от верного времени. Образцы различных устройств контроля времени представлены в экспозиции музея метро.
В метрополитене используется множество силовых и управляющих электрических устройств, многие из которых демонстрируются в натуральном виде. Это диспетчерские пульты управления стрелочными механизмами и сигнализацией, электрические шкафы и их составные части. Выставлены измерительные приборы разных поколений, устройства громкой связи диспетчера с машинистами составов и другие устройства.
Некоторые экспонаты, ориентированные на ознакомление с профессиями работников метро, предполагают самостоятельное выполнение отдельных рабочих процессов. Маленьким экскурсантам предлагается, например, своими руками собрать участок пути из рельсов и шпал, установить тупиковый упор. Все детали выполнены в натуральную величину, только облегчены по весу для малышей.
Интерактивный компьютеризированный тренажер имитирует работу машиниста состава. Действия по управлению скоростью, отправлению от платформы и остановкам для высадки и посадки пассажиров отражаются в изображаемом на экране движении состава.
В роли инструкторов выступают ребята, уже освоившие основные навыки машиниста.
Есть в музее метро небольшой зал для просмотра видеоматериалов.
Любознательные посетители всех возрастов могут просмотреть здесь фильмы и ролики о работе метрополитена, его строительстве. развитии и современном состоянии.
Это хорошо, все же лучше смотреть на красоту, чем на пустые станции. Для туристов это звоночек о том, что есть что посмотреть. Раз уж в метро такая красота, то за его пределами точно можно найти что-то еще интереснее. Для местных — возможность лишний раз насладиться тем, чем богата страна.
Ого! Даже не знала, что такой есть! Я была в Москве, правда уже давновато…Думала, что кроме Красной площади там больше посмотреть нечего!:))) Шутка.)
Мой дед когда-то был одним из первых метростроевцев. Поэтому с детьми посещал этот музей ещё в те годы, когда он размещался в здании метро «Спортивная» и предназначался в основном для обучения будущих сотрудников. Вероятно, поэтому посещение было бесплатным. Несмотря на некоторую запущенность экспонатов, прикосновение к советскому прошлому отозвалось приятной ностальгией. Насколько я понял из интернета, сейчас музей находится на реконструкции, а в помещении на станции «Выставочная» его перенесли временно. К тому же предусмотрено только экскурсионное посещение школьниками.
Это так интересно. Мне нравятся подобные места. Смотря на экспозиции, как бы, окунаешься в прошлое, что и как делали люди в те времена, к чему стремились, чего хотели. Есть возможность узнать и сравнить, что было тогда и сейчас. Всегда с удовольствием посещаю подобные места. Взяла себе на заметку. В следующий раз, когда буду в Москве обязательно схожу.
Впервые я оказалась в метро лет в 20, когда с подругой решили приехать в Москву на денек посмотреть нашу столицу. Мы вели себя как провинциалы, впервые увидевшими метрополитен, но ведь так оно и было. Нас приводил в восторг и длинный эскалатор, рисунки на стенах, поезда, хотелось не проскакивать станцию галопом, а смотреть, изучать, знакомиться. Я потом много читала информации о строительстве нашего метро, самого красивого, на мой взгляд, и впоследствии катаясь по миру и сравнивая, я только убеждалась, что московское метро одно из лучших. Музей вызывает у меня ностальгические чувства и гордость за наше метро.
Для старшего поколения будет очень интересно посмотреть на уже неработающее оборудование, но в советские времена встречавшееся повсеместно в метро.