Проездные документы и средства доступа
Первыми документами, дававшими право на проезд в метро и удостоверяющими оплату при проверке контролерами, были аналогичные трамвайным бумажные билеты, свернутые в длинные рулоны. Продавали их в билетных кассах либо кассиры при входе на станцию метро, использовались и билетные автоматы. Опытные образцы турникетов и металлические жетоны для доступа испытывались параллельно с хождением бумажных билетов с момента основания, с 1935 года.
Совместное использование живого контролера входных документов и автоматического допуска пассажиров (под наблюдением тех же контролеров) позволяло использовать одновременно несколько форм проездных документов или жетоны. Вводились долговременные проездные билеты для многократных поездок на метро. Такие документы были персональными, с фото владельца, причем можно было сфотографироваться прямо в билетной кассе.
Месячные проездные билеты были без фото, они меняли цвет по месяцам и в зависимости от категории – общие или льготные. Проезд по сниженным ценам предоставлялся школьникам, студентам и пенсионерам, а также должностным лицам отдельных ведомств по служебным удостоверениям. В Москве при разнообразных видах общественного транспорта практиковалась продажа единых проездных билетов, дающих право воспользоваться разным транспортом.
Карты с магнитным чипом используются для доступа на станции метро с 1992 года, скорее всего на этом эволюция средств доступа закончится. Хотя, возможно, со временем появятся средства на применение в метро биометрических устройств распознавания личности.

Установки для допуска в аэропорты и офисы продвинутых или секретных компаний их уже используют. Людей распознают по касанию экрана кончиками пальцев и даже по сетчатке глаз через специальный окуляр.
Электроника и интерактивные устройства
При поездках в метрополитене очень важно знание точного времени, чтобы успевать на ближайшие рейсы при посадке в вагоны и пересадке на иные направления. Информация о прибытии составов синхронизирована с показаниями часов, в изобилии установленных на станциях, в переходах и на платформах. Единое время на всех циферблатах и табло обеспечено работой центральной часовой станции, поэтому дублирующие часы не могут ни забежать, ни отстать от верного времени. Образцы различных устройств контроля времени представлены в экспозиции музея метро.
В метрополитене используется множество силовых и управляющих электрических устройств, многие из которых демонстрируются в натуральном виде. Это диспетчерские пульты управления стрелочными механизмами и сигнализацией, электрические шкафы и их составные части. Выставлены измерительные приборы разных поколений, устройства громкой связи диспетчера с машинистами составов и другие устройства.
Некоторые экспонаты, ориентированные на ознакомление с профессиями работников метро, предполагают самостоятельное выполнение отдельных рабочих процессов. Маленьким экскурсантам предлагается, например, своими руками собрать участок пути из рельсов и шпал, установить тупиковый упор. Все детали выполнены в натуральную величину, только облегчены по весу для малышей.
Интерактивный компьютеризированный тренажер имитирует работу машиниста состава. Действия по управлению скоростью, отправлению от платформы и остановкам для высадки и посадки пассажиров отражаются в изображаемом на экране движении состава.

В роли инструкторов выступают ребята, уже освоившие основные навыки машиниста.
Есть в музее метро небольшой зал для просмотра видеоматериалов.

Любознательные посетители всех возрастов могут просмотреть здесь фильмы и ролики о работе метрополитена, его строительстве. развитии и современном состоянии.










