Музей войны 1812 года в нынешнем виде появился только к 200-летнему юбилею Отечественной войны с наполеоновской Великой армией. Здесь можно увидеть и подлинные вещественные свидетельства исторического противостояния, и живописные полотна, изображающие батальные сцены и увековечивающие героев сражений. Оригинально решение по строительству музейного здания – его создали, перекрыв двор между старинными строениями, ранее занимаемыми Монетным двором и городской думой. Фасад музейного здания гармонично слился с соседними, образовав единый архитектурный объект.
Война и ее юбилеи
Логичное решение о создании музея к 100-летнему юбилею события осуществлено не было, не в последнюю очередь из-за подготовки к 300-й годовщине правления династии Романовых. Собранные экспонаты использовали для большой выставки в Императорском историческом музее, и целое столетие фактически существовали два хранилища под одной крышей. Собственное здание музея войны 1812 года оборудовали и открыли для посетителей вовремя, в год 200-й годовщины победы российских войск в противостоянии с сильнейшей армией Европы.
Традиционные приемы демонстрации экспонатов дополняются современными технологиями, предлагающими просмотр тематических роликов, обзоры архивов и другие возможности.
Кресло для триумфатора
Экспозицию первого этажа открывает роскошное тронное кресло, преподнесенное императору Александру I властями Москвы во время визита, посвященного 5-й годовщине победы в Отечественной войне. При создании подарка использовался созданный при Наполеоне стиль ампир, большим поклонником которого был правящий император. Замысел изделия приписывают придворному архитектору российского императора Монферрану, создателю петербургского Исаакиевского собора, чьи художественные взгляды формировались при сотрудничестве с основоположниками ампира – Персье и Фонтеном.
Чувствуется преклонение перед традициями Древнего Рима – круглая спинка, гирлянда из листьев благородного лавра и другие властные и воинские символы.
Сага о сабле Наполеона
Многие экспозиции посвящены противоборствующей армии и ее предводителю. Личные вещи Наполеона представлены в нескольких витринах, наиболее примечательным экспонатом одной из них является сабля французского императора и полководца. Первый консул французской республики был удостоен воинской награды за поход в Египет. Булатный клинок сабли имеет именную надпись о владельце, эфес украшен львиной головой и другими символическими изображениями. Повреждение эфеса – отсутствие верхнего защитного рога произошло в послереволюционной России во время гражданской войны, когда сабля была захвачена красными и использовалась в боях.
Попала сабля в Россию в примечательных обстоятельствах. Уже после отступления французов войска союзных армий дошли до Парижа, добившись безоговорочной победы. Поражение послужило причиной отречения Наполеона от престола и возвращению династии Бурбонов. Наполеон был отправлен в ссылку на остров Эльба ,куда его сопровождали свита и представители победивших стран – союзников, в том числе от России – граф Шувалов, генерал-адъютант Александра I.
Граф Шувалов лично пресек попытки разъяренных французских граждан расправиться с проигравшим властителем. По преданию, он уговорил Наполеона поменяться шинелями и каретами, поразив корсиканца своей готовностью к самопожертвованию во имя выполнения задачи по обеспечению безопасности Наполеона, поставленной императором Александром. В знак признательности Бонапарт и подарил свою саблю русскому генералу. Правдоподобность легенды подтверждается демонстрацией шинели в военном музее Вены.
Среди других экспонатов этой витрины – гравюра с изображением Наполеона в окружении знаменитых людей Европы той поры, парадная шпага и подарочные дуэльные пистолеты. Сохранение памяти Наполеона Бонапарта свидетельствует о признании как его полководческих талантов, так и достоинств государственного деятеля. Недаром кодекс Наполеона остается основой французского законодательства до сих пор.
Победитель Европы и корсиканская родня
Памяти Наполеона посвящены еще многие экспонаты, среди которых выделяется модель Вандомской колонны. Возведена она была по указу Наполеона в ознаменование побед его Великой армии, подчинившей Франции большинство европейских государств. Колонна высотой более 40 метров была изготовлена из камня и обвита лентой из бронзовых листов с барельефами, изображающими сцены крупнейших сражений. Была использована бронза захваченных у неприятелей артиллерийских орудий. Внутри колонны оборудована винтовая лестница, позволяющая подняться на смотровую площадку под статуей Бонапарта.
На вершине модели колонны установлена статуя Наполеона в капральской форме, какая и была первоначально на оригинале. Подлинная статуя сейчас находится в Доме инвалидов, вблизи захоронения Бонапарта, а на колонне он в облачении римского императора. После отречения Наполеона статую почти на 20 лет сменил флаг Бурбонов, затем установили вновь изготовленную статую. Пережила Вандомская колонна и полное разрушение в период Парижской коммуны. И последующее восстановление.
Представлена в музее войны 1812 года целая коллекция мраморных бюстов родственников Бонапарта, установленных на пьедесталы в виде цилиндрических колонн. Многочисленное по корсиканским традициям семейство не было обделено высокими титулами, что соответствовало клановому менталитету жителей Корсики, присущему императору. Братья Наполеона были королями Испании, Голландии и Вестфалии, а сестра – неаполитанской королевой (ее мужем был прославленный маршал Мюрат, король Неаполя).
Пожалуй, самый современный и продвинутый сегодня музей в Москве. Студент или аспирант, интересующийся темой, может месяц не вылезать отсюда, почерпывая всё новую информацию из мультимедийных источников. Архитектурное решение внутреннего интерьера тоже выше всяких похвал. На первом этаже проходят шикарные экспозиции со множеством аутентичных артефактов. Мы с детьми были на выставке Сталина и семьи Романовых. Только вот беда — раньше на этом месте находился музей Ленина. Как бы мы не относились к этой фигуре, он основатель нашего государства и самый выдающийся политик ХХ века.
>
По теме такого студента можно было б отправить в военно-исторический музей 1812 года в Малоярославце, а в Москве это скорее для туристов, которые галопом-по-европам.
>
Отчего же вы так о туристах. Я вот, если попадаю в интересный музей, как правило, застреваю в нем на весь день. И в этот сходил бы с огромным удовольствием, событие для страны значимое, а знаний о нем в нашей памяти все меньше и меньше. Я, к стыду своему, только на 200-летие узнал о сражении под Красным. А сколько их было почти забытых?
>
А там камешек был не в туристов, а в студентов: работа с архивом у нас ещё долго (или вообще всегда) будет сводится к перебиранию всё-таки бумажных источников, никакое мультимедиа этого не заменит, хотя оцифровка идёт полным ходом. Зато такое мультимедийное решение будет интересно детям и туристам, для получение начальных, базовых знаний.
>
Тогда, ой, как говорится, недопонял. Согласен, если человек занимается исторической наукой ему путь к пыльным стеллажам. С другой стороны для реферата на тему «как доступно подать историческое событие» вполне подойдет современный музей.
>
Был в октябре прошлого года на реконструкции Малоярославецкого сражения, которое проводится каждый год. Внутрь музея к сожалению не попал, видел только снаружи. Проходили мимо, когда шли крестным ходом от памятника героям Малоярославецкого сражения, к полю на котором проводилась реконструкция. На поле, в течение часа можно было ознакомиться с оружием и формой военных того времени, потом началась реконструкция. Действие впечатляет масштабами и реалистичностью, но длится недолго. Баталия была завершена менее чем за час.
>
Зато репетировали небось полгода.
Музей очень достойный, а экскурсоводы о экспонатах расскажут очень много того, что даже трудно себе представить.
А еще в музее Отечественной войны 1812 года впечатляющая серия картин Верещагина. Показаны и варварство французов, и поведение Наполеона, и прием, оказанный ему в Москве и после. Наконец эти работы можно видеть в одном месте, собственно, автор так и хотел, но реализовали это только в новом музее.
Не знаю, увезли ли их сейчас на выставку Верещагина в Новой Третьяковке?
В Малоярославце провела много времени в детстве, старая версия тамошнего музея Отечественной войны 1812 года мне, возможно, нравилась даже больше, чем теперь. (Не в часовне, а в новом здании, но не нынешняя экспозиция) Было больше подлинных вещей. Но музей в 90е годы просто несколько раз обкрадывали. Хороший город, а у музея интересный сайт.