Музей Отечественной войны 1812 года

Музей Отечественной войны 1812 года

muzey-otechestvennoy-voyny-1812-goda-countryscanner-1-1024x678.jpg

Музей войны 1812 года в нынешнем виде появился только к 200-летнему юбилею Отечественной войны с наполеоновской Великой армией. Здесь можно увидеть и подлинные вещественные свидетельства исторического противостояния, и живописные полотна, изображающие батальные сцены и увековечивающие героев сражений. Оригинально решение по строительству музейного здания – его создали, перекрыв двор между старинными строениями, ранее занимаемыми Монетным двором и городской думой. Фасад музейного здания гармонично слился с соседними, образовав единый архитектурный объект.

Война и ее юбилеи

Логичное решение о создании музея к 100-летнему юбилею события осуществлено не было, не в последнюю очередь из-за подготовки к 300-й годовщине правления династии Романовых. Собранные экспонаты использовали для большой выставки в Императорском историческом музее, и целое столетие фактически существовали два хранилища под одной крышей. Собственное здание музея войны 1812 года оборудовали и открыли для посетителей вовремя, в год 200-й годовщины победы российских войск в противостоянии с сильнейшей армией Европы.

 Вход в современный зал московского музея войны 1812 года.

Традиционные приемы демонстрации экспонатов дополняются современными технологиями, предлагающими просмотр тематических роликов, обзоры архивов и другие возможности.

Кресло для триумфатора

Экспозицию первого этажа открывает роскошное тронное кресло, преподнесенное императору Александру I властями Москвы во время визита, посвященного 5-й годовщине победы в Отечественной войне.  При создании подарка использовался созданный при Наполеоне стиль ампир, большим поклонником которого был правящий император. Замысел изделия приписывают придворному архитектору российского императора Монферрану, создателю петербургского Исаакиевского собора, чьи художественные  взгляды формировались при сотрудничестве с основоположниками ампира – Персье и Фонтеном.

Музей войны 1812 года. Тронное кресло, подаренное москвичами императору Александру на 5-ю годовщину победы в Отечественной войне с французами.

Чувствуется преклонение перед традициями Древнего Рима – круглая спинка, гирлянда из листьев благородного лавра и другие властные и воинские символы.

Сага о сабле Наполеона

Многие экспозиции посвящены противоборствующей армии и ее предводителю. Личные вещи Наполеона представлены в нескольких витринах, наиболее примечательным экспонатом одной из них является сабля французского императора и полководца.  Первый консул французской республики был удостоен воинской награды за поход в Египет. Булатный клинок сабли имеет именную надпись о владельце, эфес украшен львиной головой и другими символическими изображениями. Повреждение эфеса – отсутствие верхнего защитного рога произошло в послереволюционной России во время гражданской войны, когда сабля была захвачена красными и использовалась в боях.

Попала сабля в Россию в примечательных обстоятельствах. Уже после отступления французов войска союзных армий дошли до Парижа, добившись безоговорочной победы. Поражение послужило причиной отречения Наполеона от престола и возвращению династии Бурбонов. Наполеон был отправлен в ссылку на остров Эльба ,куда его сопровождали свита и представители победивших стран – союзников, в том числе от России – граф Шувалов, генерал-адъютант Александра I.

Граф Шувалов лично пресек попытки разъяренных французских граждан расправиться с проигравшим властителем. По преданию, он уговорил Наполеона поменяться шинелями и каретами, поразив корсиканца своей готовностью к самопожертвованию во имя выполнения задачи по обеспечению безопасности Наполеона, поставленной императором Александром. В знак признательности Бонапарт и подарил свою саблю русскому генералу. Правдоподобность легенды подтверждается демонстрацией шинели в военном музее Вены.

Сабля Наполеона в музее войны 1812 года, подаренная им русскому эмиссару графу Шувалову за обеспечение безопасности от собственных подданных.

Среди других экспонатов этой витрины – гравюра с изображением Наполеона в окружении знаменитых людей Европы той поры, парадная шпага и подарочные дуэльные пистолеты. Сохранение памяти Наполеона Бонапарта свидетельствует о признании как его полководческих талантов, так и достоинств государственного деятеля. Недаром кодекс Наполеона остается основой французского законодательства до сих пор.

Победитель Европы и корсиканская родня

Памяти Наполеона посвящены еще многие экспонаты, среди которых выделяется модель Вандомской колонны. Возведена она была по указу Наполеона в ознаменование побед его Великой армии, подчинившей Франции большинство европейских государств. Колонна высотой более 40 метров была изготовлена из камня и обвита лентой из бронзовых листов с барельефами, изображающими сцены крупнейших сражений. Была использована бронза захваченных у неприятелей артиллерийских орудий. Внутри колонны оборудована винтовая лестница, позволяющая подняться на смотровую площадку под статуей Бонапарта.

Уменьшенная копия Вандомской колонны – символа побед Великой армии Наполеона. Экспонат музея войны 1812 года.

На вершине модели колонны установлена статуя Наполеона в капральской форме, какая и была первоначально на оригинале. Подлинная статуя сейчас находится в Доме инвалидов, вблизи захоронения Бонапарта, а на колонне он в облачении римского императора. После отречения Наполеона статую почти на 20 лет сменил флаг Бурбонов, затем установили вновь изготовленную статую. Пережила Вандомская колонна и полное разрушение в период Парижской коммуны. И последующее восстановление.

Бюсты родственников Наполеона Бонапарта в музее войны 18112 года. Многие из простых дворян стали коронованными особами.

Представлена в музее войны 1812 года целая коллекция мраморных бюстов родственников Бонапарта, установленных на пьедесталы в виде цилиндрических колонн. Многочисленное по корсиканским традициям семейство не было обделено высокими титулами, что соответствовало клановому менталитету жителей Корсики, присущему императору. Братья Наполеона были королями Испании, Голландии и Вестфалии, а сестра – неаполитанской королевой (ее мужем был прославленный маршал Мюрат, король Неаполя).


    Pages: 1
  • 2
  • 3