Бронза войны и мирной жизни
Наполеону принадлежало множество новаций в военном деле. Именно он начал практиковать скрытные перемещения войск в ночное время, атаковал противника в любую погоду и день недели. Широко использовал разведку и наносил удары в наименее защищенные участки позиций, используя огневую подготовку наступления артиллерийскими обстрелами. Артиллерии Наполеон всегда уделял повышенное внимание как первостепенному средству поддержки пехоты и конницы. Бронза использовалась для пушек несмотря на дороговизну, потому что меньше грелась от частой стрельбы и была легче железа, что облегчало транспортировку.
Воинской специальностью Наполеона Бонапарта была именно артиллерия, службу после окончания военной школы Парижа он начинал лейтенантом артиллерийского полка. Как раз в это время, в 1785 году армия Франции получила самую передовую систему артиллерийского вооружения, разработанную генералом Грибовалем. Прежняя система не разделяла орудия для осады крепостей и пушки для полевого применения, требующие маневренности и быстроты стрельбы. Новая система обеспечивала постоянную боевую готовность артиллерийского вооружения, мобильность и скорострельность орудий. Пушки, мортиры и гаубицы Великой армии представлены в экспозиции музея войны 1812 года во всем разнообразии.
Представлены в экспозициях музея войны 1812 года не только военные, но и сугубо мирные экспонаты. Очевидно, что это не трофеи битв Отечественной войны, а завоевания более поздних сражений, проходивших уже на французской территории – походы завершились взятием Парижа и капитуляцией Франции. В одной из витрин представлены предметы роскоши, тематика исполнения которых в основном навеяна египетскими мотивами.

Здесь красочные канделябры и вазы, декоративные фарфоровые тарелки известной французской фабрики Шольше. Египетская тема долго была популярной во Франции, несмотря на морское поражение французов от эскадры британского адмирала Нельсона.
Общий вид зала нижнего этажа и подробности
Вид сверху в направлении входа в зал дает представление об общей структуре экспозиции музейных экспонатов. Они расположены в витринах вдоль стен и вывешены на стенах, часть установлены в центральной зоне на невысоких постаментах. Отдельные витрины выдвинуты от стен к продольной оси помещения, образуя некое ограничение пространства просмотра для выделения конкретной тематики.

Посетители перемещаются поодиночке и группами, рассматривая подробно интересующие их предметы и читая подробные комментарии на пояснительных табличках.
Экспонаты и картины второго этажа музея войны 1812 года
Если первый этаж посвящен в основном довоенному периоду, то на втором выставлены экспонаты преимущественно военным действиям собственно 1812 года. Интересна витрина с иконами и облачениями священнослужителей, которые были в воюющих армиях того времени непременными участниками. Благословлять воинов на битву было их задачей, и роль свою они выполняли достойно. Французская армия после революции стала обходиться без полковых священников ввиду отделения церкви от государства.
В витринах музея войны 1812 года выставлены образцы стрелкового вооружения и обмундирования противоборствующих армий, портреты полководцев и их личные вещи. Винтовки с кремниевым запалом еще преобладали, хотя уже появились и капсюльные спусковые механизмы.

Французская пехота была вооружена ружьями собственной модели 1777 года, аналог которых выпускал и российский оружейный завод в Туле. Оружие было взаимозаменяемым, часто использовали трофейные винтовки и боеприпасы.

Музей войны 1812 года широко использует визуализацию, на плазменных экранах демонстрируются воссозданные батальные сцены, демонстрируются фильмы соответствующей тематики. Наравне с новыми средствами демонстрируются и традиционные формы, примером служит макет диспозиции войск в ходе Бородинского сражения. Такая форма привычна для восприятия и вполне понятна посетителям всех возрастных групп.










