Бронза войны и мирной жизни
Наполеону принадлежало множество новаций в военном деле. Именно он начал практиковать скрытные перемещения войск в ночное время, атаковал противника в любую погоду и день недели. Широко использовал разведку и наносил удары в наименее защищенные участки позиций, используя огневую подготовку наступления артиллерийскими обстрелами. Артиллерии Наполеон всегда уделял повышенное внимание как первостепенному средству поддержки пехоты и конницы. Бронза использовалась для пушек несмотря на дороговизну, потому что меньше грелась от частой стрельбы и была легче железа, что облегчало транспортировку.
Воинской специальностью Наполеона Бонапарта была именно артиллерия, службу после окончания военной школы Парижа он начинал лейтенантом артиллерийского полка. Как раз в это время, в 1785 году армия Франции получила самую передовую систему артиллерийского вооружения, разработанную генералом Грибовалем. Прежняя система не разделяла орудия для осады крепостей и пушки для полевого применения, требующие маневренности и быстроты стрельбы. Новая система обеспечивала постоянную боевую готовность артиллерийского вооружения, мобильность и скорострельность орудий. Пушки, мортиры и гаубицы Великой армии представлены в экспозиции музея войны 1812 года во всем разнообразии.
Представлены в экспозициях музея войны 1812 года не только военные, но и сугубо мирные экспонаты. Очевидно, что это не трофеи битв Отечественной войны, а завоевания более поздних сражений, проходивших уже на французской территории – походы завершились взятием Парижа и капитуляцией Франции. В одной из витрин представлены предметы роскоши, тематика исполнения которых в основном навеяна египетскими мотивами.
Здесь красочные канделябры и вазы, декоративные фарфоровые тарелки известной французской фабрики Шольше. Египетская тема долго была популярной во Франции, несмотря на морское поражение французов от эскадры британского адмирала Нельсона.
Общий вид зала нижнего этажа и подробности
Вид сверху в направлении входа в зал дает представление об общей структуре экспозиции музейных экспонатов. Они расположены в витринах вдоль стен и вывешены на стенах, часть установлены в центральной зоне на невысоких постаментах. Отдельные витрины выдвинуты от стен к продольной оси помещения, образуя некое ограничение пространства просмотра для выделения конкретной тематики.
Посетители перемещаются поодиночке и группами, рассматривая подробно интересующие их предметы и читая подробные комментарии на пояснительных табличках.
Экспонаты и картины второго этажа музея войны 1812 года
Если первый этаж посвящен в основном довоенному периоду, то на втором выставлены экспонаты преимущественно военным действиям собственно 1812 года. Интересна витрина с иконами и облачениями священнослужителей, которые были в воюющих армиях того времени непременными участниками. Благословлять воинов на битву было их задачей, и роль свою они выполняли достойно. Французская армия после революции стала обходиться без полковых священников ввиду отделения церкви от государства.
В витринах музея войны 1812 года выставлены образцы стрелкового вооружения и обмундирования противоборствующих армий, портреты полководцев и их личные вещи. Винтовки с кремниевым запалом еще преобладали, хотя уже появились и капсюльные спусковые механизмы.
Французская пехота была вооружена ружьями собственной модели 1777 года, аналог которых выпускал и российский оружейный завод в Туле. Оружие было взаимозаменяемым, часто использовали трофейные винтовки и боеприпасы.
Музей войны 1812 года широко использует визуализацию, на плазменных экранах демонстрируются воссозданные батальные сцены, демонстрируются фильмы соответствующей тематики. Наравне с новыми средствами демонстрируются и традиционные формы, примером служит макет диспозиции войск в ходе Бородинского сражения. Такая форма привычна для восприятия и вполне понятна посетителям всех возрастных групп.
Пожалуй, самый современный и продвинутый сегодня музей в Москве. Студент или аспирант, интересующийся темой, может месяц не вылезать отсюда, почерпывая всё новую информацию из мультимедийных источников. Архитектурное решение внутреннего интерьера тоже выше всяких похвал. На первом этаже проходят шикарные экспозиции со множеством аутентичных артефактов. Мы с детьми были на выставке Сталина и семьи Романовых. Только вот беда — раньше на этом месте находился музей Ленина. Как бы мы не относились к этой фигуре, он основатель нашего государства и самый выдающийся политик ХХ века.
>
По теме такого студента можно было б отправить в военно-исторический музей 1812 года в Малоярославце, а в Москве это скорее для туристов, которые галопом-по-европам.
>
Отчего же вы так о туристах. Я вот, если попадаю в интересный музей, как правило, застреваю в нем на весь день. И в этот сходил бы с огромным удовольствием, событие для страны значимое, а знаний о нем в нашей памяти все меньше и меньше. Я, к стыду своему, только на 200-летие узнал о сражении под Красным. А сколько их было почти забытых?
>
А там камешек был не в туристов, а в студентов: работа с архивом у нас ещё долго (или вообще всегда) будет сводится к перебиранию всё-таки бумажных источников, никакое мультимедиа этого не заменит, хотя оцифровка идёт полным ходом. Зато такое мультимедийное решение будет интересно детям и туристам, для получение начальных, базовых знаний.
>
Тогда, ой, как говорится, недопонял. Согласен, если человек занимается исторической наукой ему путь к пыльным стеллажам. С другой стороны для реферата на тему «как доступно подать историческое событие» вполне подойдет современный музей.
>
Был в октябре прошлого года на реконструкции Малоярославецкого сражения, которое проводится каждый год. Внутрь музея к сожалению не попал, видел только снаружи. Проходили мимо, когда шли крестным ходом от памятника героям Малоярославецкого сражения, к полю на котором проводилась реконструкция. На поле, в течение часа можно было ознакомиться с оружием и формой военных того времени, потом началась реконструкция. Действие впечатляет масштабами и реалистичностью, но длится недолго. Баталия была завершена менее чем за час.
>
Зато репетировали небось полгода.
Музей очень достойный, а экскурсоводы о экспонатах расскажут очень много того, что даже трудно себе представить.
А еще в музее Отечественной войны 1812 года впечатляющая серия картин Верещагина. Показаны и варварство французов, и поведение Наполеона, и прием, оказанный ему в Москве и после. Наконец эти работы можно видеть в одном месте, собственно, автор так и хотел, но реализовали это только в новом музее.
Не знаю, увезли ли их сейчас на выставку Верещагина в Новой Третьяковке?
В Малоярославце провела много времени в детстве, старая версия тамошнего музея Отечественной войны 1812 года мне, возможно, нравилась даже больше, чем теперь. (Не в часовне, а в новом здании, но не нынешняя экспозиция) Было больше подлинных вещей. Но музей в 90е годы просто несколько раз обкрадывали.
Хороший город, а у музея интересный сайт.