Привлекают внимание выставленные на середине зала небольшие сани, выполненные в элегантной манере. По преданию, именно в таких потерпевший поражение Наполеон Бонапарт покидал негостеприимную Россию. Такая повозка не предоставляла удобств придворной кареты, зато обеспечивала скоростное передвижение, что было важнейшим фактором в ситуации бегства от преследования по враждебно настроенной России. Император вынужден был тесниться в санях вместе со своим адъютантом, но теснота – не обида, которая могла быть немалой от рассерженных россиян.
Отдельные витрины образуют в зале миниатюрные просмотровые помещения, где можно сидя на скамеечке посмотреть информационные материалы на экране. В витрине можно рассмотреть мелкие предметы военного обихода – офицерские сундучки и солдатские ранцы, а также содержимое этих хранилищ. Солдат имел запас сухарей, предметы личной гигиены по минимуму – полотенце и расческу, запасное белье, все необходимое для ухода за оружием, обмундированием и сапогами. Есть в экспозиции даже походная металлическая посуда, вплоть до чайника и походного самовара.
Покрой обмундирования солдат противоборствующих армий имел некоторое сходство, отличие было в цветовой гамме мундиров. Синяя расцветка преобладала у французов, зеленая и черная – у россиян. Солдатские штаны были белыми, что объясняется дешевизной отбеливания холста по сравнению с его окрашиванием. Холст легко можно было выстирать, а при нехватке времени загрязнения закрашивали мелом, который всегда был в солдатских ранцах.

Мундиры кажутся маленькими, что объясняется усадкой сукна на размер каждые 25 лет – за время хранения обмундирование действительно усело на 4 размера.
Картины Верещагина в музее войны 1812 года
Стены зала второго этажа украшены живописными полотнами, целую коллекцию картин известного баталиста Верещагина выкупил перед 100-летним юбилеем войны и передал для общего обозрения император Николай II. Многие полотна изображают финальную стадию пребывания остатков Великой армии в России – ее поспешное отступление, больше похожее на бегство. Окрестности проселочной дороги, по которой передвигаются уцелевшие французы, усеяны остатками разбитых повозок, брошенным вооружением и амуницией. Снег и метель сопровождают отступающих, словно сама природа гонит захватчиков.
Иной сюжет у картины, изображающей расстрел злоумышленников – поджигателей, якобы виновных в грандиозных пожарах, почти полностью уничтоживших московские деревянные строения. Наполеон считал поджоги замыслом русских варваров, таким образом нарушающих тогдашние законы военного времени. Население захваченных городов обязано было повиноваться оккупантам для обеспечения собственной безопасности и сохранности строений.

Настоящую причину московских пожаров доходчиво объяснил Толстой в романе Война и мир: население из Москвы практически ушло, надзирающие за порядком также покинули город. Деревянные строения не могли не пострадать. Ведь захватчики разводили костры, топили полевые кухни, курили трубки – по этим причинам и возникали пожары, а хватали и расстреливали всех пойманных вблизи случайных людей.
Вещи полководцев
Значительная часть экспозиции представляет личные вещи полководцев и России, и Франции. Выставлена подзорная труба и портфель для документов, принадлежавшие Кутузову. Отдельная витрина посвящена генералу Розену, здесь парадный щит с описанием боевого пути и заслуг военачальника, а также его боевая сабля. Генерал имел достойную воинскую биографию, участвовал во многих сражениях, в том числе во всех наполеоновских войнах.
Награжден золотым оружием с бриллиантами, а также являлся георгиевским кавалером трех степеней (все 4 степени на тот момент имел только Кутузов), награжден многочисленными орденами России и союзных государств. Русская наградная сабля, сверкающая золотом и драгоценностями, вызывает интерес не меньший, чем сабля Наполеона.
Имеется в музее войны 1812 года и стенд с наградами Наполеона Бонапарта, захваченные прусским генерал-фельдмаршалом Блюхером и переданные в дар России. Блюхер был главнокомандующим союзных армий в сражении под Ватерлоо, последней битве Наполеона. Среди наград великого корсиканца несколько российских орденов высшего ранга, однако наибольший интерес вызывает датский орден Слона. Объемная фигурка боевого слона более похожа на фарфоровый сувенир или елочную игрушку, наград подобного исполнения в мире больше нет.
Как воспоминание о выгодном для Франции Тильзитском мирном договоре с Россией и Пруссией Бонапарт хранил гравюру о встрече трех императоров. Мир этот был недолговечным, безграничные амбиции и претензии на европейское господство по образу Священной римской империи сгубило талантливейшего полководца и государственного деятеля.
Хранилище императорской грамоты
Похожий на монумент серебряный ларец установлен на высокий пьедестал как свидетельство его торжественного предназначения. Огромная шкатулка из чистого серебра предназначена для хранения императорской награды, пожалованной Александром Iмосковскому дворянству в благодарность за снаряжение и снабжение российской армии, вынесенные с честью испытания и вклад в победу над захватчиками.

Ларец украшен многочисленными художественными работами – барельефами на боковых стенках и круглыми медальонами по верхнему периметру, на вершине увенчан знаменами и императорским орлом.
Свидетельства освобождения Европы
Многочисленные ключи от европейских городов свидетельствуют об освободительной миссии российской армии, после победоносной Отечественной войны приступившей к помощи порабощенным государствам континента. Публикации ряда источников о принадлежности трофеев наполеоновским войскам не соответствует действительности. Их авторы явно не прочли пояснительные таблички к витрине, где указаны даты вручения символических ключей в период 1813 – 14 годов.

Отечественная война 1812 года не завершила череду наполеоновских войн, конец им положила только битва при Ватерлоо. Однако роль сражений на российских просторах остается значительной, удивительно единение всех слоев общества перед лицом угрозы порабощения. Велик вклад армии нашей страны в освобождение Европы от порабощения Наполеоном, человеком великих талантов и непомерного властолюбия.












