Привлекают внимание выставленные на середине зала небольшие сани, выполненные в элегантной манере. По преданию, именно в таких потерпевший поражение Наполеон Бонапарт покидал негостеприимную Россию. Такая повозка не предоставляла удобств придворной кареты, зато обеспечивала скоростное передвижение, что было важнейшим фактором в ситуации бегства от преследования по враждебно настроенной России. Император вынужден был тесниться в санях вместе со своим адъютантом, но теснота – не обида, которая могла быть немалой от рассерженных россиян.
Отдельные витрины образуют в зале миниатюрные просмотровые помещения, где можно сидя на скамеечке посмотреть информационные материалы на экране. В витрине можно рассмотреть мелкие предметы военного обихода – офицерские сундучки и солдатские ранцы, а также содержимое этих хранилищ. Солдат имел запас сухарей, предметы личной гигиены по минимуму – полотенце и расческу, запасное белье, все необходимое для ухода за оружием, обмундированием и сапогами. Есть в экспозиции даже походная металлическая посуда, вплоть до чайника и походного самовара.
Покрой обмундирования солдат противоборствующих армий имел некоторое сходство, отличие было в цветовой гамме мундиров. Синяя расцветка преобладала у французов, зеленая и черная – у россиян. Солдатские штаны были белыми, что объясняется дешевизной отбеливания холста по сравнению с его окрашиванием. Холст легко можно было выстирать, а при нехватке времени загрязнения закрашивали мелом, который всегда был в солдатских ранцах.
Мундиры кажутся маленькими, что объясняется усадкой сукна на размер каждые 25 лет – за время хранения обмундирование действительно усело на 4 размера.
Картины Верещагина в музее войны 1812 года
Стены зала второго этажа украшены живописными полотнами, целую коллекцию картин известного баталиста Верещагина выкупил перед 100-летним юбилеем войны и передал для общего обозрения император Николай II. Многие полотна изображают финальную стадию пребывания остатков Великой армии в России – ее поспешное отступление, больше похожее на бегство. Окрестности проселочной дороги, по которой передвигаются уцелевшие французы, усеяны остатками разбитых повозок, брошенным вооружением и амуницией. Снег и метель сопровождают отступающих, словно сама природа гонит захватчиков.
Иной сюжет у картины, изображающей расстрел злоумышленников – поджигателей, якобы виновных в грандиозных пожарах, почти полностью уничтоживших московские деревянные строения. Наполеон считал поджоги замыслом русских варваров, таким образом нарушающих тогдашние законы военного времени. Население захваченных городов обязано было повиноваться оккупантам для обеспечения собственной безопасности и сохранности строений.
Настоящую причину московских пожаров доходчиво объяснил Толстой в романе Война и мир: население из Москвы практически ушло, надзирающие за порядком также покинули город. Деревянные строения не могли не пострадать. Ведь захватчики разводили костры, топили полевые кухни, курили трубки – по этим причинам и возникали пожары, а хватали и расстреливали всех пойманных вблизи случайных людей.
Вещи полководцев
Значительная часть экспозиции представляет личные вещи полководцев и России, и Франции. Выставлена подзорная труба и портфель для документов, принадлежавшие Кутузову. Отдельная витрина посвящена генералу Розену, здесь парадный щит с описанием боевого пути и заслуг военачальника, а также его боевая сабля. Генерал имел достойную воинскую биографию, участвовал во многих сражениях, в том числе во всех наполеоновских войнах.
Награжден золотым оружием с бриллиантами, а также являлся георгиевским кавалером трех степеней (все 4 степени на тот момент имел только Кутузов), награжден многочисленными орденами России и союзных государств. Русская наградная сабля, сверкающая золотом и драгоценностями, вызывает интерес не меньший, чем сабля Наполеона.
Имеется в музее войны 1812 года и стенд с наградами Наполеона Бонапарта, захваченные прусским генерал-фельдмаршалом Блюхером и переданные в дар России. Блюхер был главнокомандующим союзных армий в сражении под Ватерлоо, последней битве Наполеона. Среди наград великого корсиканца несколько российских орденов высшего ранга, однако наибольший интерес вызывает датский орден Слона. Объемная фигурка боевого слона более похожа на фарфоровый сувенир или елочную игрушку, наград подобного исполнения в мире больше нет.
Как воспоминание о выгодном для Франции Тильзитском мирном договоре с Россией и Пруссией Бонапарт хранил гравюру о встрече трех императоров. Мир этот был недолговечным, безграничные амбиции и претензии на европейское господство по образу Священной римской империи сгубило талантливейшего полководца и государственного деятеля.
Хранилище императорской грамоты
Похожий на монумент серебряный ларец установлен на высокий пьедестал как свидетельство его торжественного предназначения. Огромная шкатулка из чистого серебра предназначена для хранения императорской награды, пожалованной Александром Iмосковскому дворянству в благодарность за снаряжение и снабжение российской армии, вынесенные с честью испытания и вклад в победу над захватчиками.
Ларец украшен многочисленными художественными работами – барельефами на боковых стенках и круглыми медальонами по верхнему периметру, на вершине увенчан знаменами и императорским орлом.
Свидетельства освобождения Европы
Многочисленные ключи от европейских городов свидетельствуют об освободительной миссии российской армии, после победоносной Отечественной войны приступившей к помощи порабощенным государствам континента. Публикации ряда источников о принадлежности трофеев наполеоновским войскам не соответствует действительности. Их авторы явно не прочли пояснительные таблички к витрине, где указаны даты вручения символических ключей в период 1813 – 14 годов.
Отечественная война 1812 года не завершила череду наполеоновских войн, конец им положила только битва при Ватерлоо. Однако роль сражений на российских просторах остается значительной, удивительно единение всех слоев общества перед лицом угрозы порабощения. Велик вклад армии нашей страны в освобождение Европы от порабощения Наполеоном, человеком великих талантов и непомерного властолюбия.
Пожалуй, самый современный и продвинутый сегодня музей в Москве. Студент или аспирант, интересующийся темой, может месяц не вылезать отсюда, почерпывая всё новую информацию из мультимедийных источников. Архитектурное решение внутреннего интерьера тоже выше всяких похвал. На первом этаже проходят шикарные экспозиции со множеством аутентичных артефактов. Мы с детьми были на выставке Сталина и семьи Романовых. Только вот беда — раньше на этом месте находился музей Ленина. Как бы мы не относились к этой фигуре, он основатель нашего государства и самый выдающийся политик ХХ века.
>
По теме такого студента можно было б отправить в военно-исторический музей 1812 года в Малоярославце, а в Москве это скорее для туристов, которые галопом-по-европам.
>
Отчего же вы так о туристах. Я вот, если попадаю в интересный музей, как правило, застреваю в нем на весь день. И в этот сходил бы с огромным удовольствием, событие для страны значимое, а знаний о нем в нашей памяти все меньше и меньше. Я, к стыду своему, только на 200-летие узнал о сражении под Красным. А сколько их было почти забытых?
>
А там камешек был не в туристов, а в студентов: работа с архивом у нас ещё долго (или вообще всегда) будет сводится к перебиранию всё-таки бумажных источников, никакое мультимедиа этого не заменит, хотя оцифровка идёт полным ходом. Зато такое мультимедийное решение будет интересно детям и туристам, для получение начальных, базовых знаний.
>
Тогда, ой, как говорится, недопонял. Согласен, если человек занимается исторической наукой ему путь к пыльным стеллажам. С другой стороны для реферата на тему «как доступно подать историческое событие» вполне подойдет современный музей.
>
Был в октябре прошлого года на реконструкции Малоярославецкого сражения, которое проводится каждый год. Внутрь музея к сожалению не попал, видел только снаружи. Проходили мимо, когда шли крестным ходом от памятника героям Малоярославецкого сражения, к полю на котором проводилась реконструкция. На поле, в течение часа можно было ознакомиться с оружием и формой военных того времени, потом началась реконструкция. Действие впечатляет масштабами и реалистичностью, но длится недолго. Баталия была завершена менее чем за час.
>
Зато репетировали небось полгода.
Музей очень достойный, а экскурсоводы о экспонатах расскажут очень много того, что даже трудно себе представить.
А еще в музее Отечественной войны 1812 года впечатляющая серия картин Верещагина. Показаны и варварство французов, и поведение Наполеона, и прием, оказанный ему в Москве и после. Наконец эти работы можно видеть в одном месте, собственно, автор так и хотел, но реализовали это только в новом музее.
Не знаю, увезли ли их сейчас на выставку Верещагина в Новой Третьяковке?
В Малоярославце провела много времени в детстве, старая версия тамошнего музея Отечественной войны 1812 года мне, возможно, нравилась даже больше, чем теперь. (Не в часовне, а в новом здании, но не нынешняя экспозиция) Было больше подлинных вещей. Но музей в 90е годы просто несколько раз обкрадывали.
Хороший город, а у музея интересный сайт.