Музей Серебряного века иллюстрирует короткую, но бурную и многообразную эпоху развития русского искусства, прежде всего поэзии. Сменяющие друг друга или соперничающие одновременно литературные течения представлены здесь наряду с мемориальным жилищем одного из ярких деятелей того времени – Валерия Брюсова. Отдельный интерес представляет место размещения музея Серебряного века, это старинный купеческий особняк, перестроенный в начале прошлого столетия.
Нынешний облик дома, в котором долго проживал Валерий Брюсов, напоминает типичный коттедж наших дней, при этом строение достаточно оригинально. Архитектор Чагин построил его в манере модерна со скандинавским уклоном, без особых украшений, но разнообразным по формам.
Особенно выделяется выполненный в виде башенки входной комплекс с арочной нишей, где устроен собственно вход. На стене рядом с аркой укреплена мемориальная доска с барельефом Брюсова, датами его жизни и временем проживания в особняке.
Потомственный торговец обувью Иван Кузьмич Баев, по некоторым данным, состоял в литературно – художественном кружке, возглавляемом Брюсовым. В реконструированном отцовском доме его семейство заняло верхний этаж и мансарду, а помещения первого этажа сдали в аренду знаменитому поэту. После революции верхние помещения предоставили библиотеке района, внизу продолжал проживать Брюсов до своей смерти, затем его супруга до 1964 года.
Некоторое время на первом этаже работал музей Брюсова, но после сильного пожара дом пришел в запустение, состоял в списке сносимых зданий. В 1987 году особняк передали Литературному музею, и после длительного ремонта к 200-летию Пушкина был открыт музей Серебряного века.
Музей Серебряного века представляет посетителям свои экспонаты, начиная с вестибюля, оформленного в художественном стиле описываемого времени, который вмещает гардероб и кассы учреждения и одновременно является выставочным помещением. Здесь расположены стенды с экспонатами и афиши мероприятий начала прошлого века. Похожий на фамильный герб знатного рода экспонат на самом деле – афиша императорского бала начала прошлого века, оформленная в соответствии с веяниями того времени.
Между афишей и зеркалом в аналогичной рамке расположен стенд с изданиями об искусстве тех лет и его выдающихся представителях.
Кабинет В. Я. Брюсова
Брюсов с супругой занимали все комнаты первого этажа особняка, самым большим помещением был его рабочий кабинет. Спальни и комната прислуги выходили окнами во двор, кабинет – на улицу.
Проходная комната перед кабинетом Брюсова прежнего предназначения, естественно, не сохранила – она приспособлена под демонстрацию документов и материалов о жизни и творческом пути именитого арендатора.
Для размещения экспонатов здесь используется несколько застекленных стендов классического музейного типа, а также высокие подставки для самых важных из них. Дополняют интерьер развешанные по стенам гравюры с видами Москвы, выполненные современниками Брюсова.
Современники Брюсова описывали его рабочий кабинет прежде всего как место работы с несколькими столами, а также как хранилище его книжного собрания. Им было собрано более 5 тысяч томов, сейчас их в библиотеке примерно тысяча, что тоже немало.
Главное, чем отличается коллекция Валерия Яковлевича – ее исключительная системность и упорядоченность. Помимо стихотворных произведений и прозы. Брюсов занимался литературной критикой и теорией литературы, а также был прекрасным переводчиком с целого ряда языков.
Поэтому книги по разным отраслям деятельности у него были на разных полках, внутри разделов также стояли по порядку.
Однако мало того, что сочинения расставлены по темам и алфавиту, Брюсов имел и картотеку своего книжного собрания по всем правилам библиотечного дела. В самом углу кабинета можно видеть шкаф с ящиками серого цвета и белыми прямоугольниками ярлыков на них – это настоящий библиотечный классификатор, позволяющий легко найти необходимый материал по отрасли знания и алфавитному порядку.
В условиях соперничества разных направлений в искусстве, занимаясь формированием устоев символизма и критикой иных течений, Брюсов внимательно изучал множество произведений. Для важных выдержек из них служило специальное хранилище – похожий на классификатор шкаф с ящиками. На них никаких ярлыков нет, поскольку цитатами пользовался только хозяин кабинета, по одному ему известной системе располагая материалы.
Письменный стол и кресло Брюсова в кабинете расположены не совсем обычным способом, так, что сидел он спиной к входной двери. Такая расстановка свидетельствует о полном погружении в работу и отсутствии желания с кем-либо общаться в ходе творческого процесса.
Стол у Валерия Яковлевича был вполне стандартный, двумя тумбами и ящиками и обтянутой сукном столешницей и стеклом поверх ткани для удобства письма. Чернильный прибор и пресс-папье для промокания чернил, настольная лампа, книги, тетрадь для заметок и записки самому себе – все довольно обыденно.
Для создания эффекта присутствия хозяина на столе размещены записные книжки поэта рядом с антологией армянской поэзии, созданной совместно с ведущими мастерами перевода.
Необычны на столе Брюсова подобие памятной фотографии, но с женским силуэтом вместо изображения, и бюст на правом дальнем углу. Скорее всего, это моменты сугубо личные, известно только, что бюст изображает донну Лауру – героиню произведений и музу великого Франческо Петрарки.
Окна рабочего кабинета Брюсова в музее Серебряного века, как и при жизни литератора, плотно зашторены и сохраняют привычную для него обстановку. Хозяин помещения не любил солнечного света, шума и суеты прилегающей улицы. В одном из оконных простенков размещены старинные часы, прежде находившиеся в родительском доме будущего литератора.
Далее можно осмотреть непривычный ныне предмет меблировки – конторку для письма стоя, ранее довольно распространенную вещь. Есть в кабинете и несколько книжных этажерок, не слишком загруженных содержимым из-за утраты или передачи в иные хранилища части библиотечных фондов Брюсова.
На дальней стене рабочего кабинета Валерия Брюсова размещены подаренные Брюсову картины известных художников, его друзей и современников.
Возле этой стены ещё один рабочий стол и диван со стульями, в этом уголке можно было проводить обсуждения насущных вопросов литературы в узком кругу. Такие совещания обычно предваряли публичные выступления поэтов, в том числе дискуссии в приверженцами иных творческих воззрений и принципов.
Здесь же полностью закрытый шкаф для рукописей, сделанный таким для предотвращения выцветания чернил. Шкафы возле камина Брюсов отвел под книги по оккультизму, который имел немалое значение в формировании мировоззрения символизма.
Литературные экспозиции музея Серебряного века
Мраморная лестница ведет на второй этаж музея Серебряного века, где размещены экспозиции о главных направлениях в литературе и иных видах искусства этой эпохи. Рядом с началом подъема размещена бронзовая скульптура на постаменте, изображающая юношу с факелом.
Факел остроумно завершен группой светильников, дающих яркое освещение. Своеобразная композиция, образованная скульптурным изображением в сочетании с высокими и пышными комнатными растениями, не остается незамеченной посетителями. На всем пути следования размещены афиши поэтических вечеров и других публичных мероприятий.
Зал символистов
Первый осматриваемый зал второго этажа музея Серебряного века рассказывает о символизме и главных представителях этого направления в литературе России. Предшественниками этих поэтов были декаденты, уходящие от окружающей действительности во внутренний мир и собственные переживания. Причиной декадентства, в свою очередь, стала некая усталость от реализма, утвердившегося во всех видах искусства со времен античности.
Однако зависимость и связь индивидуумов с окружающей общественной средой существует объективно, и именно символисты искали закономерности связи мира и личности. Идеи символизма в искусстве проистекли из философских исканий того времени Шопенгауэра и Ницше.
Российский символизм имел ряд особенностей, связанных с кризисом идей либералов и народников. В витринах зала символизма можно многое узнать об этом течении и его ведущих представителях. В экспозиционных витринах литературного направления символизма в музее Серебряного века представлены произведения писателей и поэтов, их биографии и изображения.
Помимо весьма информативных витрин, личности отечественных символистов представлены на произведениях живописи, созданных их единомышленниками из смежного вида искусства. Возле входа в зал можно видеть портреты Брюсова кисти Малютина, Андрея Белого в исполнении Бакста, Блока – кисти Татьяны Гиппиус, сестры знаменитой поэтессы. Отец великого поэта и писателя — Леонид Пастернак написал изображение Юргиса Балтрушайтиса, поэта и будущего известного дипломата, почти 20 лет представляющего Литву в СССР до ее вхождения в состав нашей страны. Художник Туржанский написал портрет Бунина, которого в симпатиях к воззрениям символистов никто не причислял – он всегда был реалистом, но он бывал на их вечерах, знал о взглядах и вступал в дискуссии. В будущем эмигрант и лауреат Нобелевской премии, Бунин не принял революцию в отличие от Брюллова, даже вступившего в правящую партию.
Витрины о символистах занимают все стены осматриваемого зала, а возле оконных проемов на приподнятом подиуме организована инсталляция редакционного интерьера основного печатного органа символизма – журнала Весы.
Здесь представлены стол редактора, этажерка с номерами журнала, кресло-качалка и информационный стенд. В подробностях можно рассмотреть и содержимое стола редактора, и элементы украшения из резьбы по дереву.
Посетители, рассматривающие экспонаты с близкого расстояния, замечают на раскрытом номере Весов название журнала на двух языках – русском и японском. Таким образом издатели отреагировали на начало войны с Японией, поражение в которой стало затем одной из причин российских революций.
Зал футуристов
Далеко не все символисты долго придерживались воззрений и манеры письма этой группировки. Например, Городецкий изменил воззрения довольно быстро, поддерживал затем новых крестьянских поэтов. Эти стихотворцы воспевали патриархальные ценности русской деревни, писали стихи народно–былинного склада.
Среди таких был и Есенин, создавший вместе с Клюевым группу «Краса», существовавшую совсем непродолжительное время. Талантливый карикатурист Топиков, будущий многолетний сотрудник журнала Крокодил, нарисовал шарж на это объединение, где изобразил Городецкого, Клюева, Ремизова и Есенина как сидящих на одной ветке птиц.
В начале прошлого века к отрицанию реализма активно подключились представители авангарда, которые в Италии и России стали именоваться футуристами. Итальянский поэт Маринетти написал и опубликовал Манифест футуризма, провозглашающий отрицание всей предыдущей культуры и создание совершенно новой, с собственным языком и приемами стихосложения.
Российским представителям футуризма посвящен отдельный зал музея Серебряного века. Неожиданно сумрачное помещение зала не имеет верхнего освещения, только свет в окна и вечерняя подсветка отдельных экспонатов.
Самым высоким и габаритным экспонатом в этом помещении является копия памятника Петру Великому, которая имеет свой смысл — это эмблема одного из поэтических объединений с названием «Медный всадник».
Наиболее авторитетным поэтическим сообществом футуристов был петербургский кружок «Гилея», созданный братьями Бурлюками, Маяковским и Велимиром Хлебниковым. Сборник стихотворений этих поэтов носил говорящее наименование – «Пощечина общественному вкусу», в нем все содержание призывало к полному отрицанию традиций и творчества всех великих предшественников.
Многие футуристы не только сочиняли стихи, но и неплохо рисовали, что нам известно на примере Маяковского. Было и объединение профессиональных художников, придерживающихся принципов футуризма, в первую очередь кружок «Бубновый валет» во главе с Петром Кончаловским.
Выставочные витрины зала футуристов в музее Серебряного века содержат произведения этих поэтов, афиши спектаклей по их пьесам и поэтических вечеров с их участием. Экспонаты иллюстрируют все грани творчества футуристов через живописные работы. Например, возле дальнего окна можно видеть анонс представления Мистерия Буфф по пьесе Маяковского, приуроченной к годовщине революции.
Футуристы призывали отринуть творчество великих, включая Пушкина, но не стеснялись признавать своими сторонниками приверженцев других литературных течений, имевших признание публики. Афиша о представлении поэмы Блока на революционную тему размещена в центре экспозиции дальней стены, среди объявлений самих авангардистов.
Многие футуристы ныне забыты либо известны только узкому кругу, а Блок и тем более Пушкин остались навсегда.
Зал акмеистов
Еще одно литературное течение, существовавшее параллельно с символизмом, — акмеизм, не принимавший излишний идеализм символистов. Эти литераторы декларировали ясность образов и точность их поэтического описания.
Городецкий и Кузмин, многие поэты в ранний период творчества причислялись к акмеистам, это Гумилев и Ахматова. Мандельштам и Волошин. Был среди них и Борис Пастернак, бюст которого работы Масленниковой размещен у окна в зале акмеизма музея Серебряного века.
Разнообразные по конфигурации витрины зала акмеизма в музее Серебряного века знакомят посетителей с работами и вещами поэтов и писателей этого литературного направления. На стенах портреты представителей направления, в том числе изображение Волошина кисти Кустодиева. У окна бюст Бориса Пастернака. Крупный портрет Максимилиана Волошина, написанный ярким живописцем Кустодиевым, красуется на дальней стене.
Эти же витрины видны на снимке с другого ракурса в этом же зале. Возле дальнего окна раскрашенный бюст Марины Цветаевой работы Крандиевской. Зеркало в противоположном углу отражает этот бюст, предстающий в нем как уменьшенная копия.
Среди центральных витрин выделяются выполненные в форме пирамид, в них хранятся прижизненные издания видных акмеистов. Пирамиды отражают значение, ставшее основой наименования течения – вершина, или пик.
Также в центральной витрине экспонируются архивные документы семьи Гумилевых – расстрелянного красногвардейцами Николая Гумилева и его жены Анны Горенко – Гумилевой, после гибели мужа взявшей псевдоним Ахматова.
Особый интерес посетителей музея Серебряного века вызывает левая стена в зале акмеизма, где размещены портреты его видных представителей и картины художников – современников. Портрет Анны Ахматовой, написанный Александром Осьмеркиным, расположен сразу после бюста Цветаевой. В отличие от известного портрета работы кубиста Натана Альтмана, где поэтесса предстает в вечернем шикарном платье, здесь она в повседневной одежде, женском платье простого русского фасона.
Многие останавливаются возле почти карикатурного изображения множества литераторов первой трети прошлого века. Это один из самых любопытных экспонатов музея Серебряного века – групповой шарж на многих деятелей эпохи. Масштабный шарж, нарисованный художником Поляковым в 1916 году, носит название Кафе Привал комедиантов. В иронической манере здесь изображено собрание представителей всех группировок литераторов и художников того времени, выражая преходящий характер их разногласий и сохранение в истории только истинно талантливых произведений.
Пушкинская экспозиция и центральный зал музея Серебряного века
Никакие самые яркие таланты, тем более отрицающие прошлые литературные достижения манифесты не могут умалить этих достижений. Не зря же и открытие музея Серебряного века было приурочено к юбилею Пушкина, и первая экспозиция нового музея рассказывала о влиянии нашего величайшего поэта на литературу Серебряного века.
В эркере на правой от фасада стене особняка сохранена пушкинская экспозиция, украшенная копией его самого удачного портрета кисти Ореста Кипренского. На фоне эркерного окна и крупных комнатных растений изображение смотрится великолепно.
Центральный зал второго этажа музея Серебряного века одновременно является и выставочным, и концертным. Экспозиция посвящена развитию русской литературы в хронологической последовательности. Здесь проходят вечера литературы, концерты и другие массовые мероприятия.
На стендах этого зала организована ретроспективная экспозиция истории российской литературы с прижизненными изданиями произведений и портретами Пушкина, Льва Толстого и Бунина.
В сценической нише развешены афиши различных представлений начала прошлого века, здесь же концертный рояль, подаренный Валерию Брюсову народным комиссаром просвещения Луначарским.
Брюсов принял революционные преобразования 1917 года, вступил в партию, занимался редакторской и преподавательской деятельностью. При поддержке наркома он в 1921 году основал Высший литературно – художественный институт, до самой смерти был его ректором и профессором.
Быть в Москве и не посетить музей Серебряного века в купеческом особняке было бы непростительным. Здесь и мемориальный кабинет Валерия Брюсова, и пушкинская экспозиция, и залы основных литературных течений начала прошлого века. Богатые впечатления и новые знания ждут в музее Серебряного века всех любознательных людей.