Квартира Андрея Белого, ставшая мемориальной, была в дореволюционный период местом проживания его семьи, а также сбора символистов. Это течение в искусстве, возникшее как противовес реализму, вызывает интерес до наших дней. Породившая символизм эпоха именуется Серебряным веком русской литературы, одним из выдающихся представителей которой являлся Андрей Белый – поэт и писатель, философ и мистик. Кружок литераторов Аргонавты, позднее члены редакции и корреспонденты журнала Весы общались в гостиной этой квартиры.
Родители писателя – супруги Бугаевы поселились в квартире в 70-х годах XIX века. Угловой особняк был построен гораздо раньше и не раз перестраивался и менял хозяев, пока не был продан одному из доцентов Московского университета. Многими жителями оказались преподаватели этого учебного заведения, в том числе декан математического факультета профессор Н.В. Бугаев. Родившийся вскоре ребенок — Боря Бугаев, единственный в семье, позднее взял литературный псевдоним, под которым творил и прославился.
На пути в мемориальную квартиру
Мемориальная квартира Андрея Белого находится на 3-м этаже четырехэтажного дома. Оригинальна конструкция винтовой лестницы в подъезде, оформленная в авангардистском стиле. На необычных подвесках в проеме между маршами укреплены фотографии самого Белого, а также других известных символистов, многие из которых были здесь частыми гостями.
Лестница фактически служит пространством для экспозиции, которая никому не мешает, а на экспонаты некому покушаться. Ведь на первых двух этажах здания располагаются торговые точки и ресторан, не имеющие выходов в подъезд. Внешний вид лестничных маршей выдает недавно проведенную реконструкцию, после которой доступ в мемориальную квартиру открылся только летом 2000 года. Более 10 лет квартира служила лишь для сбора экспонатов будущего музея, а еще раньше здесь размещались сотрудники Министерства иностранных дел.
Прихожая квартиры Андрея Белого оборудована довольно непритязательно и стандартно для подобных жилищ. Отпечаток индивидуальности можно углядеть разве что в стопе сундуков и чемоданов, составленных пирамидой по убыванию габаритов. Однако сложно утверждать, причастны ли к такому расположению вещей хозяева квартиры. Скорее всего это способ хранения экспонатов, не нашедших места в основной экспозиции, придуманный музейными сотрудниками.
Детская комната Бори Бугаева
Небольшая комната, представляемая публике как Детская, действительно выполняла эту функцию после рождения ребенка в профессорском семействе. Деталей обстановки тех времен практически не сохранилось. В комнате собраны свидетельства раннего периода жизни будущего символиста. На стенах фотографии в детском возрасте, фото родителей. Необычен экспонат в застекленном шкафчике на гнутых ножках – это конверт для пеленания, парадная деталь реальной жизни, использовавшаяся по прямому назначению и именно для нашего героя.
Музейные витрины, представленные в детской комнате, содержат две категории экспонатов. Первая – документы, свидетельствующие об обучении в гимназии и университете, на возглавляемом отцом факультете. Окончив математический, учился на историко – филологическом факультете, почувствовав влечение к литературе. Вторая – произведения Андрея Белого, повествующие о детских и юношеских годах писателя. В них описаны как интерьеры родительской квартиры, так и ее хозяева и гости, ставшие прототипами некоторых персонажей.
Комната матери
Такое наименование носит бывшая спальня родителей Андрея Белого. Здесь размещены несколько сохранившихся фотографий Александры Николаевны Бугаевой, которая привила своему сыну интерес ко многим искусствам, что и отвратило его от математической сферы интересов.
Находящийся в комнате красочный женский портрет изображает предмет детской влюбленности писателя – Маргариту Морозову. Крупное полотно кисти известного художника Штембера изображает хозяйку светского салона в бальном одеянии. Эта женщина увлекала многих, в частности, ее считают прототипом Царевны – Лебедь великого Врубеля.
В Комнате матери наиболее полно представлены прижизненные издания произведений Андрея Белого. Имеются экземпляры с фотографией писателя. Публиковались произведения Андрея Белого до революции гораздо активнее, нежели в советский период. Почитаемый многими подлинным гением литературы, он критиковался приверженцами революционного искусства, ограничивалась и даже запрещалась печать его произведений.
Из меблировки этой комнаты сохранились ряд предметов, в том числе туалетный столик с изящным зеркалом. Приметная люстра с плафоном из синего стекла дополняется несколькими настенными светильниками, обеспечивая хороший обзор экспонатов. Дополняют экспозицию фотографии и живописные произведения в рамках, стоящие на столике и висящие на стенах.
Отцовский кабинет
Известный математик и крупный деятель образования, профессор Николай Васильевич Бугаев имел персональный кабинет, обстановку которого постарались сохранить. Массивный письменный стол служил домашним рабочим местом. Письменные приборы, настольная лампа, рукописи и сувениры расставлены как при жизни владельца. Футуристический портрет профессора позволяет предположить широту интересов к современному искусству, хотя может объясняться и вкусами сына.
Музейные витрины кабинета вмещают и труды отца, и произведения Андрея Белого. Старший Бугаев являлся автором многих математических и прикладных работ. Они представлены вместе с парадными карманными часами (возможно, наградными). Из работ сына в этой комнате представлены произведения, написанные уже в Советской России и в период недолгой эмиграции в Германию.
Уголок отдыха обставлен мягкой мебелью и столом для чаепития с пузатым самоваром. Дополняют интерьер металлическая этажерка оригинальной конструкции и подвесной шкаф, репродукции на стенах. Личные вещи Андрея Белого – галстуки, запонки и заколки, амулеты были собраны родственниками писателя и переданы в его дорожном саквояже.
Гостиная и столовая
Гостиная с выходом на балкон сохраняет практически прежнее свое предназначение. Если во времена символистов она служила местом творческих встреч, то и сейчас здесь обсуждают литературные проблемы, относящиеся к Серебряному веку. Второй портрет Маргариты Морозовой украшает стену. В углу у окна – фортепьяно, остальная обстановка состоит преимущественно из стульев для гостей и участников мероприятий.
Участниками сборов приверженцев символизма были не только поэты и писатели, это течение было также распространено в музыке и живописи. В гостиной звучали не только стихотворные и прозаические сочинения, но и музыкальные произведения, в том числе музыка гениального Рахманинова. Художники презентовали свои работы как на собственные сюжеты, так и иллюстрирующие произведения литераторов.
Акварели и гравюры современников Андрея Белого развешаны на внутренней стене комнаты, над диванчиком и креслами работы мастеров тех лет. Около двух десятков посадочных мест для гостей и участников мероприятий в большинстве представлены венскими стульями с гнутыми спинками.
Много исторических реликвий представлено в последней комнате мемориальной квартиры Андрея Белого — столовой. Здесь предметы мебели, фотографии и вещи, рукописи и печатные издания. Главный экспонат столовой, а может быть – и всего музея занимает одну из стен этого помещения. Автобиография Андрея Белого – Линия жизни выполнена им самим в виде наглядной схемы, расчерченной разными цветами и типами линий.
Автор графически изобразил собственное энергетическое состояние в различные моменты жизни, отметив наиболее влиявших на него людей и самые значимые события. Здесь нашли отражение увлечения и пристрастия писателя, начиная с раннего детства. Прослеживаются связи жизненных впечатлений и сюжетных линий его произведений. Квартира Андрея Белого почиталась им как единственный и неповторимый дом, таким остается и для почитателей его таланта.