Музей современной истории России заменил ранее существовавший революционный музей в том же здании, где до революции располагался Английский клуб для аристократов. Смена вывесок не катастрофична, недопустимо только забвение собственной истории. Экспозиция нового хранилища как раз и нацелена на сохранение исторической памяти.
Речь идет о здании эпохи позднего классицизма на Тверской улице, архитектурном памятнике конца XVIII века. Здесь с первой трети XIX столетия базировался Английский клуб московской элиты, после переворота 1917 года – музей революции.
После распада СССР, смены вектора развития России на возврат к капитализму, с переходом к рыночным отношениям музей сохранился, преобразовавшись в государственный исторический, с охватом периода времени от отмены крепостного права до наших дней.
Нынешняя концепция развития учреждения нацелена на сохранение наследия предков, развитие и популяризацию объективных исторических знаний и формирование патриотизма в нынешнем неоднородном обществе России.
Последние императоры и Первая мировая
Освещается в музее современной истории России достаточно длительный временной интервал, начинающийся с периода правления трех последних императоров. Экспозиция создана с упором на востребованные обществом реформы второй половины XIX века, начиная от давно назревшей отмены крепостного права.
Осуществивший эту необходимую меру, а также реформы всех ветвей власти и армии Александр Второй получил прозвание Освободитель именно за эти деяния, однако погиб от рук революционеров, требовавших отмены института самодержавия.
Его сын и наследник Александр Третий, хотя и был прозван Миротворцем, в некоторых аспектах произвел ужесточение для сохранения императорской власти. Его контрреформы усилили цензуру печатных изданий, ограничили распространение свободомыслия, особенно в университетских кругах. Роль сил правопорядка была значительно повышена через предоставление дополнительных прав и возможностей.
Николай Второй, последний российский император, получил в наследство от предшественника благополучно развивающуюся страну, начал осуществление аграрных реформ Столыпина, допустил образование парламента – Государственной Думы, отчасти из-за поражения в войне с Японией.
Эта же военная неудача спровоцировала первую русскую революцию 1905 – 07 годов, которая была жестко подавлена. Однако вступление в первую мировую войну совпало с новым революционным порывом внутри страны, и Февральская буржуазная революция положила конец самодержавию в России.
Макет паровой повозки представляет одно из высших технических достижений того времени. Расположенный напротив вход в тамбур штабного вагона, где Николаю Второму доложили о фактическом требовании со стороны генералитета об императорском отречении, символизирует закат самодержавной власти в России.
События военной истории в освещаемый период достаточно значительны, но по своим последствиям для страны совершенно различны. Победоносное освобождение ряда народов Балканского полуострова от османского владычества ослабило влияние Турции в этом регионе, повысив авторитет России.
Противоположный итог войны с Японией, в которой наши войска потерпели обидное поражение , не только привели к территориальным уступкам японцам, но и вызвали народные волнения и подогрели революционные настроения в российском обществе. Поэтому витрина о русско-японской войне актуальна и для собственной истории нашей страны.
Экспозиция состоит из двух частей, принадлежность которых обозначена флагами противоборствующих флотов. Русскую половину символизирует белый андреевский стяг с диагональным синим крестом, японскую – флаг военных моряков Страны восходящего солнца с изображением алого светила на белом фоне.
На японской половине привлекает внимание комплект самурайских доспехов, традиционная боевая одежда высшей касты японских воинов. Уже не применяемые при боевых действиях одеяния сохраняют историческую ценность.
Этот костюм подарен на 70-летие генералиссимусу Сталину японскими представителями. Брежневу подарили самурайский меч древнего рода, особо ценимое знатоками и коллекционерами оружие древних воинов.
Развитие и достижения Российской науки второй половины XIX века и начала прошлого столетия также представлены соответствующей экспозицией. В центре расположен бюст великого физиолога Павлова, выполненный Сергеем Коненковым.
Заслуги Павлова в изучении высшей нервной деятельности человека и животных, открытие им условных рефлексов и на их основе регуляции всех систем организма признаны всеми учеными мира, он был первым российским лауреатом Нобелевской премии в своей области знаний.
Представлена в витринах информация и о других российских ученых, совершивших выдающиеся открытия. Это открывший периодизацию химических элементов по атомному весу Менделеев, разработчик системы помощи раненым в условиях военных действий хирург Пирогов, геолог и геохимик Вернадский и другие. Все они представлены фотопортретами, а биолог Тимирязев – портретом кисти Репина.
Витрина выдающихся путешественников и исследователей представляет целый ряд представителей этого направления. Информация о их деятельности и результатах экспедиций сопровождается рядом вещественных экспонатов. Здесь выставлен зуб ископаемого мамонта и полевые инструменты геологов и археологов, приметный меховой костюм якутского охотника.
Культура России за рассматриваемое время также нашла отражение в экспозиции музея, хотя как раз специальных художественных хранилищ существует больше, чем каких-либо других. Выставлены в музее краткие аннотации о театральных коллективах описываемого исторического периода, режиссерах и актерах, исполняемых ими ролях.
Представлены ведущие писатели, поэты и драматурги того времени – их фотографии, перечни главных произведений и некоторые редкие издания.
Известность пришла к писателю из народа Максиму Горькому, статуя которого помещена в витрине.
Художников, естественно, представляют их живописные полотна, этот вид искусства — самый легкий для сохранения и демонстрации.
В здании воссоздан интерьер Английского клуба, который располагался здесь длительное время. Главный зал оформлен в соответствии с высоким статусом постоянных посетителей, попасть в число которых было не проще, чем пройти выборы в академики.
Интерьер оформлен парными колоннами, которые поддерживают портики с опирающимися на них продольными и поперечными арками. Между арками образованы купольные своды, расписанные имитацией под лепнину и изображениями муз.
Здесь состояли членами высшие аристократы , деятели науки и искусства, выдающиеся военачальники и офицеры различных званий. В клубе была отличная библиотека, выписывались газеты и журналы России и европейских стран.
Комната для чтения имела особые правила поведения, там не шумели, не было игровых и биллиардных столов и не подавались напитки. Все это было в наличии в игровой комнате, где некоторые засиживались допоздна.
Как хорошо сказано «не предавать забвению собственную историю». А вот прочел статью о музее, посмотрел фото и обнаружил костюм самурая в разделе о Русско-Японской войне. А костюмчик то подарен Сталину, есть об этом упоминание или деликатно умолчали?
Кроме интересной экспозиции, музей хорош тем, что, несмотря на удобное расположение в центре, он не пользуется большой популярностью у посетителей. То есть имеется возможность спокойно беседовать и прогуливаться по залам, никому не мешая. Также он симпатичен тем, что старается не навязывать исторических штампов, если не считать самый последний отдел. Конечно, было бы странно, если бы они осмелились некомплиментарно отозваться о сегодняшних властях. Кстати, «подарки товарищу Сталину» в экспозиции присутствуют и даже была отдельная выставка в одном из филиалов.