Незамысловатое название статьи – Музей уездного города характеризует и объект обозрения, и населенный пункт его размещения. Городок на Валдайской возвышенности известен с XV века, когда был упомянут в новгородской берестяной грамоте. Уездный, а теперь районный центр на тракте между двумя столицами возник из малого поселения, затем монастырского села. Краеведческий музей уездного города отражает частицу истории российской глубинки, из которых и складывается история нашей державы.
Располагается музей уездного города в дворянском особняке постройки XIX века, помещения которого сдавались в аренду разным общественным организациям. Архитектура двухэтажного здания достаточно типична для периода его постройки, отличительной чертой является балкон в центральной части верхнего этажа. Расположенные рядом музейные афиши информируют о постоянной экспозиции, а также отдельных тематических мероприятиях.
Достаточно информативна схема города в первой экспозиционной витрине, изображающая расположение кварталов поселения по отношению к Валдайскому озеру. Сразу сообщается о времени присвоения городского статуса, можно понять и основную сферу деятельности местного населения. При желании посетителей музея уездного города обойти территорию населенного пункта эта схема могла бы быть путеводителем.
Витрина у входа в музейный зал, которая содержит упомянутую и рассмотренную схему, представляет посетителям и другие экспонаты по истории Валдая. Здесь можно видеть изображения старинных видов города, знаменитые валдайские колокольчики и многочисленные исторические документы. Городское устройство Валдая, его учреждения и предприятия описаны наряду с известнейшей местной достопримечательностью – Иверским монастырем. Портреты и биографии известных представителей валдайской земли также представлены в экспозиции стартовой витрины музея уездного города.
В углу помещения, возле окна на небольшом возвышении экспонируется почтовый возок и другие принадлежности повозки, используемой для перевозки корреспонденции. Особое выделение этого экспоната в экспозиции объясняется ролью почтовой службы в жизни страны и городка, расположенного на главной почтовой трассе. Наряду с перевозкой корреспонденции дорога была единственным средством сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом для всех путешествующих и по делам, и в познавательных целях.
Почтовые перевозки летом выполнялись на колесных экипажах, зимой же кроме санного пути альтернативы не было. Наряду с санями в музее уездного города представлены и другие атрибуты конной повозки – вожжи и упряжь, дуга, хомут и прочие принадлежности.
Историческая часть экспозиции продолжается еще в нескольких выставочных витринах, некоторые экспонаты размещены на полу и стенах залов. Внимание привлекают каменная плита с изображением креста, обнаруженная археологами на месте древних захоронений.
В расположенной по соседству витрине представлены атрибуты облачения и вооружения древних русских воинов. Здесь выставлена кольчуга для защиты в рукопашном бою, изготовленная из скрепленных металлических колец, шлем для защиты головы, наконечник копья, лезвия секиры и боевых топоров.
В другом углу этого же зала на возвышенной подставке выставлен орудийный ствол старинной пушки и несколько ядер. Свидетельства воинской доблести новгородских дружинников напоминают о том, что полчища Золотой Орды не решились на штурм местных крепостей, завершив здесь свои завоевания и подчинение русских земель. В центральной витрине между двумя оконными проемами представлено одно из ведущих ремесел местных умельцев – кузнечное дело.
Меха для раздувания пламени в горне и наковальня для обработки раскаленного металла при помощи ковки молотами соседствуют с образцами изделий, выполненных этим старейшим способом. Поломки проезжающих экипажей, другие запросы путешественников обеспечивали востребованность местных мастеров.
Экспозиция музея уездного города не могла обойтись без упоминания о самой главной достопримечательности валдайского края. Именно на озере Валдай, на Сельвицком острове находится Иверский монастырь, место нахождения одной из самых почитаемых русских икон. Основанная еще в 1653 году патриархом Никоном обитель была упразднена большевиками в 1918 году, с тех пор часть имущества хранилась в собраниях городского краеведческого музея, предшественника описываемого объекта.
Сейчас монастырю посвящена отдельная выставочная витрина, где уцелевшие реликвии тщательно сохраняются. Старинные изразцовые изделия, святые образа и облачения священнослужителей, старинные фолианты религиозного содержания представляют огромную ценность.
Музей уездного города Валдая, по сути своей краеведческий, представляет народные промыслы и ремесла местного населения. Несколько витрин занято именно этой тематикой, начиная от изделий металлообработки и заканчивая разнообразными рукоделиями.
Изготовление и установка ободьев на тележные колеса, полозьев для саней выполнялось здешними кузнецами, плотники делали и ремонтировали деревянные части летних и зимних экипажей. Женская часть местного населения отличалась навыками рукодельниц, особо славилась отделка кромок изделий особым способом, с получением бахромы.
Демонстрация изделий не могла обойтись без показа орудий труда, применявшихся при выделке тканей. В музее уездного города выставлено несколько образцов художественно оформленных прялок , другие приспособления и инструменты ткацкого и швейного промысла.
Распространенным материалом для работы по изготовлению разных изделий была древесина, а также кора деревьев. Из дерева делали разнообразную посуду и утварь, молодая кора применялась для плетения разнообразных хозяйственных емкостей, а также лаптей – народной обуви славян, употребляемых подавляющим большинством населения.
Специфическим для Валдая видом промысла было литье колоколов, особенно славились местные ямщицкие колокольчики. Легенда гласит, что пошло это занятие от разбившегося при перевозке огромного колокола, из которого местные умельцы стали делать бубенцы и колокольчики для повозок.