Среднеазиатская экспозиция
Средняя Азия издавна была регионом соприкосновения оседлых и кочевых племен. Здесь ощущалось как влияние исламской религии и культуры, но сохранялись и унаследованные верования, изобразительные традиции предков.
Ковры, подстилки, шаровары и украшения развешаны на стенах, на манекенах надеты халаты. На постаментах выставлены керамические сосуды и статуэтки.
Наиболее развитыми в культурном отношении были народы старейших государственных образований Средней Азии, проживавшие в Хорезмском, Бухарском и Дербентском ханствах. Постепенно культурой и искусством овладевали и кочевые племена, развивающиеся в русле своих соседей.
Обширная экспозиция содержит предметы одежды и ковры, изделия из металла , сосуды и многочисленные блюда разнообразной величины. Именно такая посуда до сих пор широко используется в здешних регионах, особенно в Узбекистане.
Народности Кавказа ввиду их крайней многочисленности представлены наиболее характерным и многонациональным Дагестаном. В зале — витрины и пьедесталы для размещения экспонатов.
В основном это изделия из металлов, виртуозно украшенных различными способами – традиционное ремесло многих местных народностей.
В витринах представлены предметы одежды и опять же ковры, множество образцов холодного оружия, также богато и разнообразно украшенного. Таким же образом выглядят кувшины и блюда, также в основном металлические.
Экспозиция стран Юго-Восточной Азии
Еще один регион Востока состоит из нескольких схожих государств и культур, это Юго-Восточная Азия. Наиболее представительна в музее Востока экспозиция Индонезии, самого крупного государства региона, расположенного на множестве островов. Около витрины лохматая кукла, изображающая мифическую ведьму Рангда, королеву демонов и воплощение зла.
Деревянная фигура мужчины в начале витрины с выемкой на груди и животе, вытесанная из полого бревна – колокол под названием кулкул, звуками которого в деревнях объявляли общий сбор населения, а тембр указывал повод для этого. Эти изделия наиболее характерны для острова Бали.
В продолжении индонезийской экспозиции центральным экспонатом является демонстрация персонажей театра теней. Куклы вырезаются из буйволовой кожи и раскрашены, представление разыгрывают на фоне белого экрана. Репертуар состоит из двух древних эпосов – Махабхарата и Рамаяна, длящихся почти весь день.
Другими индонезийскими театрами являются столь же популярные театр масок и театр объемных марионеток. Куклы и маски этих театров экспонируются в правой части витрины. Театральное искусство, имеющее народные корни, очень популярно в Индонезии до сих пор.
Вьетнамская экспозиция имеет в своем центре многорукого Будду, вокруг расположились статуэтки чиновников. Скульптуры выполнены из дерева и отлакированы, некоторые позолочены.
Несколько экспонатов относятся к лаковому искусству, изображают бытовые и эпические сцены из вьетнамских легенд.
Деревянная сквозная резьба используется для изготовления красочных панно, украшаемых позолотой. Есть в экспозиции и образцы сосудов и другой посуды.
Археологические экспонаты
Два года назад в музее Востока появилась новая экспозиция, посвященная археологическим находкам собственной экспедиции на российской части территории Северного Кавказа. Ученые нескольких музеев совместно исследовали местность в районе прохождения Великого шелкового пути, скальные могильники местного населения.
Некоторые захоронения выполнены в специально сооруженных гротах, имеющих на стенах остатки изображений. В музее сооружено подобие такого стилизованного могильника с копиями наскальных изображений на своде в виде орнаментов и рисунков.
В темном помещении, воспроизводящем обстановку склепа, выставлены некоторые находки музейных археологов. Это предметы обихода населения обследованных районов, представленные в основном сосудами и их фрагментами.
Материалом для изготовления посуды явилась глина, обработанная на гончарном круге. После формования посуда подвергалась обжигу, обеспечивающему прочность изделий.
Находки ранее осуществленных экспедиций сотрудников музея Востока демонстрируются в других витринах якобы подземного хранилища. Для большей достоверности количество одновременно допускаемых посетителей не должно превышать 5 человек.
Среди кувшинов с парными ручками и чаш разной формы привлекает внимание металлическое изделие прекрасного исполнения. Это сосуд с очертаниями рога, с лошадиной головой и крыльями Пегаса, выполненный с использованием серебра. Рядом расположена рукоятка посоха, также в форме конской головы.
Краткий обзор лишь некоторых экспозиций музея Востока не может дать исчерпывающей информации о богатой коллекции этого уникального хранилища. Гораздо большее впечатление произведет личное посещение музея, и это хочется рекомендовать всем любознательным людям.
Типа Кунцкамеры в СПб (тематические выставки по народам мира)?
В Кунсткамере даже этнографический раздел ближе к «А вот еще какие диковинки на свете бывают». То есть на первом месте в Музее Искусств Народов Востока — художественная ценность. В .КК — максимально полное представление об изучаемом объекте (безусловно, все экспонаты благодаря возрасту также при обрели историческую и культурную ценность).
>
Вот даже после объяснения, разницы как таковой не улавливаю
>
Условно, если бы собирали коллекции КК и МВ в 20 веке, то в КК запросто бы могли попасть ботинки фабрики Большевичка, костюм Парижской Коммуны и фаянсовая пионерка за 1 руб 20 копеек. Главная цель — «нарисовать картинку». В МВ бы выставили скорее работы Зайцева (условно) и Натальи Данько. Конечно, через 300 лет и ботинки фабрики Скороход станут музейной редкостью. Но изначально никто не ставил перед собой задачу привезти произведения высокой художественной ценности. Главное — диковинки.
>
То есть в КК это, грубо говоря, быт и повседневка, а в МВ шикарная элитарка или лучшее?
Один из самых моих любимых московских музеев. Очень полно представлены японская и иранская культуры. Один раз была на экскурсии с группой, рассказ гида заставил обратить внимание на новые экспонаты. Если интересуетесь странами востока — вам точно туда.
>
И что это было, шо за новые экспонаты в культуре Востока?
Имелось в виду, что я обратила внимание на экспонаты, о которых до этого мало знала или считала их малоинтересными.
>
Мне залы революционной живописи настолько были неинтересны, что я даже не запомнила, Китай это был или Вьетнам . Зато по прикладным залам с вазами, нэцке, моржовой костью и веерами с перламутровой отделкой я барражировала так долго, что смотрительницы настораживались. Хотела чайную церемонию посетить, да опоздала из за этих красивостей , народ уже набрался.
>
Мне залы Рериха тоже были малоинтересны, я в них не задерживалась. Будет возможность — обязательно посетите чайную церемонию. Она того стоит. На уровне музея Виктории и Альберта в Лондоне. В нашей народу было в разы меньше, получилось очень по-домашнему что-ли. Я осталась в восторге.