Музей Востока – крупнейшее хранилище истории искусства ряда стран этого обширного региона. Коллекция охватывает все обозримые исторические периоды, включает многочисленные экспонаты древнейших цивилизаций нашей планеты. Кроме всего прочего, музей Востока обладает крупным собранием полотен известнейших художников, отца и сына Рерихов. Экспозиции расположены в городской дворянской усадьбе, памятнике истории и архитектуры.
Музей основан в 1918 году на основе экспроприированных частных коллекций и заимствования экспонатов других хранилищ страны, подходящих по тематике и региону происхождения. Нынешнее место расположения получил в 1970 году в старинном здании со сложной судьбой.
Усадьба строилась для знатного рода Луневых после московского пожара 1812 года, руководил возведением модный тогда зодчий Доменико Жилярди. Швейцарец активно участвовал в восстановлении застройки Москвы, особняк Луневых строил, изменяя по ходу проект из-за долгов хозяев, вынужденных отдать основное здание банку и жить во флигеле.
Постройка по указанным причинам получилась асимметричной, с одноэтажной длинной пристройкой с одного фланга и двухэтажным флигелем с другого. Фасадная колоннада расположена в углубленной лоджии с балконом, огражденным ажурной литой решеткой. Боковые пристройки гораздо скромнее, что не умаляет общего благоприятного впечатления от здания.
Вводная экспозиция посвящена обширной территории, которая была в сфере интересов России длительное время. Туркестан, в средние века простирающийся от Турции до Китая, управлялся Российской империей с XIX века. В момент основания музея Востока вместо исламской республики образовалась автономия в составе революционной России, народные республики Бухары и Хорезма. После образования СССР создано несколько союзных республик.
Представленные ковры являются произведениями искусства народов этого региона. Макет каркаса юрты оформлен специальным ковровым украшением входа в жилище – туркменским капунуком, обрамляющим проем и украшенным подвесными элементами.
Часть экспонируемых предметов размещена в музейном коридоре, обрамленном выставочными витринами. Наряду с традиционными коврами, здесь можно видеть изразцы и посуду, изделия из дерева и металла бытового и художественного назначения. В торце коридора вывешен персидский ковер, датируемый XIX веком.
Сюжет на нем гораздо более древний, изображает торжество царя Дария над несколькими покоренными владыками. Выстроившимися в очередь на прием. Владыку Персии охраняют представители его воинства – лучник и воин, вооруженный метательным копьем.
Экспозиции Индии и Тибета, Монголии и Бурятии
Индийская экспозиция представляет многообразие исторического наследия этой великой страны. Интерес посетителей вызывают металлические изделия –подносы шестигранной и круглой формы, изготовленные станинными мастерами с использованием как ударной чеканки, так и выдавливания. Полученные выпуклые барельефы иллюстрируют мифы и легенды.
Ажурные костяные ложки для ароматических масел демонстрируют навыки сквозной резьбы, достаточно тонкая работа требовала точности и тщательности. Медные сосуды с серебряной инкрустацией свидетельствуют о высоком мастерстве исполнителей.
На фоне образцов ткацкого искусства выделяется металлическая скульптура одного из индийских божеств, многорукого Кришны-Вишну. Отливали подобные фигуры местные мастера бронзового литья по уникальной технологии замещения расплавленным металлом восковой модели.
Литейщики современности таким способом не владеют, тщательность сохранения секретов привела к их утрате.
Кришна изображен в пастушеском образе, танцующим и одновременно играющим на свирели. Достаточная сложность скульптуры делает ее популярной натурой для начинающих художников.
Школьники на экскурсии внимательно слушают комментарии экскурсовода, повествующего о многовековой и сложной истории страны, ее пути к независимости и многообразию народного художественного творчества.
О божестве Вишну она рассказывает, что он почитался индийцами как бог – охранитель, предстающий перед людьми в разных образах числом около десяти. Наряду с Рамой самым почитаемым является аватара Кришна, в которую Вишну обращается при необходимости защиты мира от сил зла.
При этом Кришна может предстать в виде мудрого царя или божественного пастуха. Именно этот последний образ воплощен в рассматриваемом скульптурном изображении.
В южной части Центральной Азии испокон века проживали тибетцы, названные так по наименованию обширной горной местности. Тибетская экспозиция включает несколько витрин с разнообразными экспонатами, в которых чувствуется религия буддизма, принесенная сюда из Индии, которая сама от этой религии впоследствии отошла.
Основой тибетской культуры стали буддийские монастыри с собственными художественными школами, существующие до наших дней.
Тканевые иконы буддистов – танка писались красками из природных минералов на холщовых и шелковых полотнищах. Божества отливались из сплавов меди с другими металлами, часто покрывались позолотой.
Применялась и древесина, в частности, из дерева выполнена фигура сидящего на троне в виде лотоса человека в натуральную величину, размещенная в одной из витрин. Это реально существовавший религиозный деятель средневековья Цзонхава, почитаемый в Тибете до сих пор.
Севернее Тибета расположена Монголия, некогда могущественная империя Чингисхана. Падение этого царства привело в итоге к образованию независимой Монголии и одноименного района Китая. Сюда буддизм пришел из Тибета и стал господствующей религией.
Принадлежности религиозного назначения у монголов схожи с тибетскими, поскольку имеют общие корни. Из Тибета пришла и традиция танцев в костюмах и масках буддистских божеств – церемония Цам.
Существо в ярком одеянии с бычьей головой и свиным пятаком представляет образ одного из таких божеств, задействованных в ритуальных танцах.
Буддизм преобладает и в соседней Бурятии, входившей в состав как царской, так и современной России. Фарфоровые и из других материалов фигурки и образец рисунка на ткани – не что иное, как подражание тибетцам и монголам.
В экспозиции этой местности, ныне российской республики, представлены бурятские варианты статуэток Будды и других божеств этой религии, а также иконы и художественные изображения на тканях.
Зал Рерихов
Появление в музее Востока зала, посвященного творчеству великого русского художника Николая Константиновича Рериха и его сына Святослава Николаевича, обусловлено несколькими причинами.
Прежде всего оба они подолгу работали в государствах и местностях, входящих в сферу интересов музея, писали картины на местные сюжеты, изучали быт народов и природу. Рерихи были признаны и даже почитаемы многими народностями региона, выдающимися деятелями ряда государств.
Кроме того, Святослав Рерих был женат на индийской актрисе, занимался в этой стране не только творчеством, но и производственной и коммерческой деятельностью.
Его старший брат Юрий был профессором и заведовал сектором академического Института востоковедения, тематически тесно связанного с музеем Востока.
И самое главное – в их картинах природа азиатских регионов отражена как нигде подробно и красочно. Открывает экспозицию автопортрет старшего Рериха.
Произведения Николая Рериха расположены вокруг самой большой из представленных здесь картин, еще 1903 года написания – Строят ладьи. Художник изобразил процесс строительства морского судна древними мореплавателями, очевидно славянами.
Типа Кунцкамеры в СПб (тематические выставки по народам мира)?
В Кунсткамере даже этнографический раздел ближе к «А вот еще какие диковинки на свете бывают». То есть на первом месте в Музее Искусств Народов Востока — художественная ценность. В .КК — максимально полное представление об изучаемом объекте (безусловно, все экспонаты благодаря возрасту также при обрели историческую и культурную ценность).
>
Вот даже после объяснения, разницы как таковой не улавливаю
>
Условно, если бы собирали коллекции КК и МВ в 20 веке, то в КК запросто бы могли попасть ботинки фабрики Большевичка, костюм Парижской Коммуны и фаянсовая пионерка за 1 руб 20 копеек. Главная цель — «нарисовать картинку». В МВ бы выставили скорее работы Зайцева (условно) и Натальи Данько. Конечно, через 300 лет и ботинки фабрики Скороход станут музейной редкостью. Но изначально никто не ставил перед собой задачу привезти произведения высокой художественной ценности. Главное — диковинки.
>
То есть в КК это, грубо говоря, быт и повседневка, а в МВ шикарная элитарка или лучшее?
Один из самых моих любимых московских музеев. Очень полно представлены японская и иранская культуры. Один раз была на экскурсии с группой, рассказ гида заставил обратить внимание на новые экспонаты. Если интересуетесь странами востока — вам точно туда.
>
И что это было, шо за новые экспонаты в культуре Востока?
Имелось в виду, что я обратила внимание на экспонаты, о которых до этого мало знала или считала их малоинтересными.
>
Мне залы революционной живописи настолько были неинтересны, что я даже не запомнила, Китай это был или Вьетнам . Зато по прикладным залам с вазами, нэцке, моржовой костью и веерами с перламутровой отделкой я барражировала так долго, что смотрительницы настораживались. Хотела чайную церемонию посетить, да опоздала из за этих красивостей , народ уже набрался.
>
Мне залы Рериха тоже были малоинтересны, я в них не задерживалась. Будет возможность — обязательно посетите чайную церемонию. Она того стоит. На уровне музея Виктории и Альберта в Лондоне. В нашей народу было в разы меньше, получилось очень по-домашнему что-ли. Я осталась в восторге.