Именной музей Рериха Николая Константиновича, выдающегося мыслителя, художника и исследователя Востока, расположен в старинном дворянском особняке. Здание само по себе является историческим памятником, никак не связанным с размещенной внутри экспозицией. Выставленные в музее Рериха экспонаты представляют не только живописные произведения, но и результаты научных изысканий, а также описывают мировоззрение Николая Константиновича.
Николай Рерих родился в Петербурге и прожил насыщенную множеством событий жизнь. Яркая и неординарная личность, он занимался живописью и литературным творчеством, философией, историей и археологией. Был действительным членом Императорских Академии художеств и Археологического общества, участником известнейшего художественного объединения Мир искусства.
Велик вклад Н.Рериха в дело охраны памятников истории и культуры, первый документ в этой области создан им и носит название Пакта Рериха. За свою инициативу дважды выдвигался на Нобелевскую премию мира. На основе пакта создана основополагающая в этом деле Гаагская конвенция.
Философская концепция Николая Рериха, разделяемая его супругой Еленой Ивановной, заключалась в признании единства всех людей на основе породившего их космоса. Рерихи проповедовали единство человеческих культур, призывали к созданию единого общемирового сообщества людей.
Насыщенность красок и необыкновенно выразительные сюжеты его картин буквально завораживают зрителей, дают заряд положительной энергетики и оптимизма. Примечательно, что первый космонавт планеты прямо в полетном журнале, находясь в космическом пространстве, записал о сходстве пейзажей в иллюминаторе с картинами Рериха.
Возле здания музея установлен памятник чете Рерихов, в постаменте которого во исполнение завещаний замурованы капсулы из титана с прахом Н.К. Рериха и Е.И. Рерих. Скульптурные изображения супругов, изваянные Манцеревым и Кузнецовым, объединяют руки на книге Живой Этики, выражающей общие идеи о справедливом устройстве мира. Только так великий соотечественник вернулся на родную землю, не допускаемый сталинским режимом за публичную критику большевизма и его отрицательных проявлений, особенно за уничтожение скульптурных памятников и религиозных сооружений. На постаменте над датами рождения и смерти изображена эмблема Знамени Мира, символизирующая основную философскую идею Рерихов.
Истоки
Экспозиция музея Рериха состоит из нескольких залов, посвященных различным периодам жизни, творческим и научным достижениям, философским воззрениям великого гуманиста. Открывает собрание Петербургский зал, повествующий о соответствующем промежутке биографии Николая Рериха. Фотографии в младенчестве и юности, семейные снимки соседствуют с изображениями петербургских достопримечательностей.
Имение семьи находилось в пригороде тогдашней российской столицы – Изваре, изображение этого дома также представлено в этом зале. Именно здесь юный Коля Рерих еще в 9 лет проводил первые неумелые раскопки на местных холмах, и занятие археологией стало одним из основных в его жизни.
Учился Рерих сразу в двух учебных заведениях Петербурга – Университете и Академии художеств, причем юриспуденцию настоятельно рекомендовал отец, сам являвшийся видным юристом, а живопись была увлечением с детства. Одним из учителей живописи и примером в жизни для Николая Константиновича был замечательный художник Куинджи, фотография которого с дарственной надписью представлена в музее Рериха.
Выпускная картина была высоко оценена ведущим критиком Стасовым, который организовал аудиенцию с Львом Толстым, поддержавшим и напутствовавшим начинающего художника. Саму картину сразу же приобрел меценат Третьяков для своей галереи.
Кроме настенных экспонатов – картин и рисунков, зал украшают уменьшенные копии сфинксов, красующихся и поныне возле здания Академии художеств. Символизируя альма-матер Рериха, эти фигуры олицетворяют параллельное увлечение Николая Константиновича – археологию. Детское увлечение сопровождало Рериха всю жизнь, он лично участвовал во многих изысканиях и раскопках.
Знамя Мира
Зал, посвященный Знамени мира, демонстрирует понимание Рерихом сути человеческой цивилизации, объединяющей роли культуры в жизни людей разных стран и народов. Документально описаны его усилия по сбережению культурного наследия, подготовленный им Пакт, ставший предвестником и основой содержания Гаагской конвенции 1954 года о защите объектов культуры во времена военных действий и вооруженных конфликтов.
Предложения Рериха были обнародованы перед началом 30-х годов прошлого века, их поддержали виднейшие ученые и деятели искусства того времени. Однако несмотря на прошедшие ужасы Первой мировой войны Пакт Рериха, подписанный в Белом доме президентом США Франклином Рузвельтом, поддержали всего 20 стран обеих Америк. Только повторение кошмара в войне 1939 – 45 годов сдвинуло с места заключение конвенции и ее подписание.
Вращающийся макет земного шара, модели отечественной космической станции Мир и американского корабля многоразового использования на околоземной орбите составляют выразительную центральную часть экспозиции. На музейных стендах и в витринах представлены многочисленные публикации Н. Рериха о единении культур, о защите и сохранении культурных ценностей.
Основным экспонатом зала стало рериховское Знамя Мира, белое полотнище с тремя красными дисками в круге того же цвета. Символика Триединства была свойственна многим временам и народам, имела разнообразные толкования. Не принятая официально, эмблема Знамени Мира завоевала известность и популярность во многих странах и общественных организациях. Побывала она и на станции Мир, даже провела несколько часов в открытом космическом пространстве.
Эта же эмблема повторялась, только в бронзе с ее золотистым оттенком, в навершии (наконечнике) Знамени Мира. Единение человека, Земли и Космоса трактовалось и как объединение религии, науки и искусства в круге культуры. Имело право на жизнь и версия единства прошлого, настоящего и будущего в круге вечности.
Святая Троица христианства означала единство бога в трех его проявлениях, а тонкости толкования этого догмата раскололи христиан на католиков и православных. В философии термин Триада введен Платоном как символ троичности бытия и мышления, более поздними философами (в том числе Гегелем) признавались обозначением диалектического развития – тезис, антитезис и синтез.
Экспедиция в Центральную Азию
Одним из главных свершений в жизни Николая Рериха и членов его семьи была продолжительная многоцелевая экспедиция в малонаселенные и недостаточно изученные регионы Индии, Монголии, Китая и России. Пешком и с помощью различных транспортных средств было преодолено более 10 тысяч километров с 1924 по 1928 годы.
Зал этой центрально — азиатской экспедиции подробно повествует об этом путешествии, его ходе и результатах. Крупный объемный макет одного из горных массивов находится в центральной части зала, на стене карта с полным маршрутом экспедиции, живописные полотна, многочисленные находки и сувениры.
Более 500 набросков, картин и рисунков выполнил Николай Константинович за время путешествия. По его собственной оценке, к этому походу он готовился с молодости, а результаты обрабатывал всю оставшуюся жизнь. Младший сын Святослав, присоединявшийся к экспедиции эпизодически, также почерпнул немало сюжетов для своих картин.
Большую роль в путешествии играл Юрий Рерих, старший сын – он был опытным путешественником, востоковедом и знатоком многих языков, что делало ненужным присутствие переводчика. Владение военным делом позволило ему возглавлять охрану путешественников в неспокойных районах пребывания. Супруга художника равноправно участвовала во всех делах, попутно продолжая философские изыскания.
Кроме поиска живописных сюжетов, экспедиция выполняла и другие задачи. Интересовали путешественников нравы и обычаи местного населения, памятники истории и культуры и их текущее состояние. Собирали коллекцию местных растений и минералогические образцы, изучали пути миграции древних народов. В экспозиции зала привлекает внимание портрет отца семейства в буддистском облачении и его мраморная статуя.
Однажды случайным образом попала на встречу в Рериховское общество и впервые увидела картины Николая Рериха. Увидела — и заволновалась, так близко мне все это оказалось, а вершины Гималаев вызвали просто бурю эмоций. Не удивительно, что когда я узнала о существовании музея имени Н,К, Рериха в Москве, то отправилась туда не колеблясь ни минуты. Уже зная немного о Николае Рерихе, уже прочитав некоторые его книги и книги его жены Елены, я с волнением ходила по комнатам музея, изучая картины, документы, личные вещи. Невозможно не оценить путешествие семьи в Индию и создание научного института Урусвати. И как хорошо, что музей открыт и можно ближе познакомится с наследие семьи Рерихов, потому что необычными и талантливыми была вся их семья — Елена и дети Юрий и Святослав.
Лично я не интересовался творчеством Рерихов, но после посещения этого музея узнал на сколько суровыми дядьками они были.