Музей имени Н. К. Рериха

Погода Moscow

ясно

-6 °C
Ветер
2.41м/с
Давление
762 мм рт. ст.
Влажность
89 %

Именной музей Рериха Николая Константиновича, выдающегося мыслителя, художника и исследователя Востока, расположен в старинном дворянском особняке. Здание само по себе является историческим памятником, никак не связанным с размещенной внутри экспозицией. Выставленные в музее Рериха экспонаты представляют не только живописные произведения, но и результаты научных изысканий, а также описывают мировоззрение Николая Константиновича.

Николай Рерих родился в Петербурге и прожил насыщенную множеством событий жизнь. Яркая и неординарная личность, он занимался живописью и литературным творчеством, философией, историей и археологией. Был действительным членом Императорских Академии художеств и Археологического общества, участником известнейшего художественного объединения Мир искусства.

Велик вклад  Н.Рериха в дело охраны памятников истории и культуры, первый документ в этой области создан им и носит название Пакта Рериха. За свою инициативу дважды выдвигался на Нобелевскую премию мира. На основе пакта создана основополагающая в этом деле Гаагская конвенция.

Философская концепция Николая Рериха, разделяемая его супругой Еленой Ивановной, заключалась в признании единства всех людей на основе породившего их космоса. Рерихи проповедовали единство человеческих культур, призывали к созданию единого общемирового сообщества людей.

Насыщенность красок и необыкновенно выразительные сюжеты его картин буквально завораживают зрителей, дают заряд положительной энергетики и оптимизма. Примечательно, что первый космонавт планеты прямо в полетном журнале, находясь в космическом пространстве, записал о сходстве пейзажей в иллюминаторе с картинами Рериха.

Здание музея Рериха и памятник супругам, Николаю Константиновичу и Елене Ивановне. Постамент не только содержит главные символы их деятельности, но и хранит капсулы с прахом.

Возле здания музея установлен памятник чете Рерихов, в постаменте которого во исполнение завещаний замурованы капсулы из титана с прахом Н.К. Рериха и Е.И. Рерих. Скульптурные изображения супругов, изваянные Манцеревым и Кузнецовым, объединяют руки на книге Живой Этики, выражающей общие идеи о справедливом устройстве мира. Только так великий соотечественник вернулся на родную землю, не допускаемый сталинским режимом за публичную критику большевизма и его отрицательных проявлений, особенно за уничтожение скульптурных памятников и религиозных сооружений. На постаменте над датами рождения и смерти изображена эмблема Знамени Мира, символизирующая основную философскую идею Рерихов.

Истоки

Экспозиция музея Рериха состоит из нескольких залов, посвященных различным периодам жизни,  творческим и научным достижениям, философским воззрениям великого гуманиста. Открывает собрание Петербургский зал, повествующий о соответствующем промежутке биографии Николая Рериха. Фотографии в младенчестве и юности, семейные снимки соседствуют с изображениями петербургских  достопримечательностей.

Имение семьи находилось  в пригороде тогдашней российской столицы – Изваре, изображение этого дома также представлено в этом зале.  Именно здесь юный Коля Рерих еще в 9 лет проводил первые неумелые раскопки на местных холмах, и занятие археологией стало одним из основных в его жизни.

Коридор музея Рериха с указателем Петербургского зала, экспонаты которого рассказывают о детстве и юности Николая Рериха, годах учебы и первых творческих опытах.

Учился Рерих сразу в двух учебных заведениях Петербурга – Университете и Академии художеств, причем юриспуденцию настоятельно рекомендовал отец, сам являвшийся видным юристом, а живопись была увлечением с детства. Одним из учителей живописи и примером в жизни для Николая Константиновича был замечательный художник Куинджи, фотография которого с дарственной надписью представлена в музее Рериха.

Выпускная картина была высоко оценена ведущим критиком Стасовым, который организовал аудиенцию с Львом Толстым, поддержавшим и напутствовавшим начинающего художника. Саму картину сразу же приобрел меценат Третьяков для своей галереи.

Музей Рериха, Петербургский зал. Рисунки Николая Рериха, одна из уменьшенных копий статуй сфинксов, находящихся перед зданием Академии художеств, где обучался живописи будущий художник.

Кроме настенных экспонатов – картин и рисунков, зал украшают уменьшенные копии сфинксов, красующихся и поныне возле здания Академии художеств. Символизируя альма-матер Рериха, эти фигуры олицетворяют параллельное увлечение Николая Константиновича – археологию. Детское увлечение сопровождало Рериха всю жизнь, он лично участвовал во многих изысканиях и раскопках.

Знамя Мира

Зал, посвященный Знамени мира, демонстрирует понимание Рерихом сути человеческой цивилизации, объединяющей роли культуры в жизни людей разных стран и народов. Документально описаны его усилия по сбережению культурного наследия, подготовленный им Пакт, ставший предвестником и основой содержания Гаагской конвенции 1954 года о защите объектов культуры во времена военных действий и вооруженных конфликтов.

Предложения Рериха были обнародованы перед началом 30-х годов прошлого века, их поддержали виднейшие ученые и деятели искусства того времени. Однако несмотря на прошедшие ужасы Первой мировой войны Пакт Рериха, подписанный в Белом доме президентом США  Франклином Рузвельтом, поддержали всего 20 стран обеих Америк. Только повторение кошмара в войне 1939 – 45 годов сдвинуло с места заключение конвенции и ее подписание.

Вращающийся макет земного шара, модели отечественной космической станции Мир и американского корабля многоразового использования на околоземной орбите составляют выразительную центральную часть экспозиции. На музейных стендах и в витринах представлены многочисленные публикации Н. Рериха о единении культур, о защите и сохранении культурных ценностей.

Зал Знамени Мира в музее Рериха. Облик вселенной на настенных планшетах и наша планета в виде модели земного шара, вращающегося на своей орбите. Эмблема на знамени – триединство, имеющее несколько толкований.

Основным экспонатом зала стало рериховское Знамя Мира, белое полотнище с тремя красными дисками в круге того же цвета. Символика Триединства была свойственна многим временам и народам, имела разнообразные толкования. Не принятая официально, эмблема Знамени Мира завоевала известность и популярность во многих странах и общественных организациях. Побывала она и на станции Мир, даже провела несколько часов в открытом космическом пространстве.

Эта же эмблема повторялась, только в бронзе с ее золотистым оттенком, в навершии (наконечнике) Знамени Мира. Единение человека, Земли и Космоса трактовалось и как объединение религии, науки и искусства в круге культуры. Имело право на жизнь и версия единства прошлого, настоящего и будущего в круге вечности.

Музей Рериха. Бронзовое навершие для Знамени Мира, повторяющее широко известную, но официально не признанную эмблему. Флаг с ней побывал даже в открытом космосе.

Святая Троица христианства означала единство бога в трех его проявлениях, а тонкости толкования этого догмата раскололи христиан на католиков и православных. В философии термин Триада введен Платоном как символ троичности бытия и мышления, более поздними философами (в том числе Гегелем) признавались обозначением диалектического развития – тезис, антитезис и синтез.

Экспедиция в Центральную Азию

Одним из главных свершений в жизни Николая Рериха и членов его семьи была продолжительная многоцелевая экспедиция в малонаселенные и недостаточно изученные регионы Индии, Монголии, Китая  и России. Пешком и с помощью различных транспортных средств было преодолено более 10 тысяч километров с 1924 по 1928 годы.

Зал этой центрально — азиатской экспедиции подробно повествует об этом путешествии, его ходе и результатах. Крупный объемный макет одного из горных массивов находится в центральной части зала, на стене карта с полным маршрутом экспедиции, живописные полотна, многочисленные находки и сувениры.

Более 500 набросков, картин и рисунков выполнил Николай Константинович за время путешествия. По его собственной оценке, к этому походу он готовился с молодости, а результаты обрабатывал всю оставшуюся жизнь. Младший сын Святослав, присоединявшийся к экспедиции эпизодически, также почерпнул немало сюжетов для своих картин.

Зал Центрально – Азиатской экспедиции семейства в музее Рериха. Свидетельства путешествия, ставшего главным свершением Николая Константиновича и его родственников.

Большую роль в путешествии играл Юрий Рерих, старший сын – он был опытным путешественником, востоковедом и знатоком многих языков, что делало ненужным присутствие переводчика. Владение военным делом позволило ему возглавлять охрану путешественников в неспокойных районах пребывания. Супруга художника равноправно участвовала во всех делах, попутно продолжая философские изыскания.

Музей Рериха, крупный план в зале Центрально – Азиатской экспедиции. Портрет главы семьи в буддистском облачении, привезенные из путешествия маски и изваяние Рериха.

Кроме поиска живописных сюжетов, экспедиция выполняла и другие задачи. Интересовали путешественников нравы и обычаи местного населения, памятники истории и культуры и их текущее состояние. Собирали коллекцию местных растений и минералогические образцы, изучали пути миграции древних народов. В экспозиции зала привлекает внимание портрет отца семейства в буддистском облачении и его мраморная статуя.

1 Комментарий
  1. Однажды случайным образом попала на встречу в Рериховское общество и впервые увидела картины Николая Рериха. Увидела — и заволновалась, так близко мне все это оказалось, а вершины Гималаев вызвали просто бурю эмоций. Не удивительно, что когда я узнала о существовании музея имени Н,К, Рериха в Москве, то отправилась туда не колеблясь ни минуты. Уже зная немного о Николае Рерихе, уже прочитав некоторые его книги и книги его жены Елены, я с волнением ходила по комнатам музея, изучая картины, документы, личные вещи. Невозможно не оценить путешествие семьи в Индию и создание научного института Урусвати. И как хорошо, что музей открыт и можно ближе познакомится с наследие семьи Рерихов, потому что необычными и талантливыми была вся их семья — Елена и дети Юрий и Святослав.


Войдите, чтобы добавить комментарий