Представленные в музейной экспозиции покаянные рубахи применялись как назначенная судом мера наказания. Вполне уместно, особенно с точки зрения наказанных, считать процедуру прилюдного ношения таких одеяний моральной пыткой. К подобным мерам воздействия относились и металлические маски разных форм, назначаемые за богохульство, пьянство и иные прегрешения.
Петр Первый, сам далеко не трезвенник, придумал для беспробудных пьяниц орден, весом около пуда (16 кг), с надписью За пьянство. Ношение всех перечисленных отличий назначалось на определенный срок, в них наказанный должен был находиться при всех выходах из своего дома.
Вода применялась при пытках весьма разнообразно и изощренно, от многократного окунания на специальном приспособлении в водоем до накачивания желудка с последующими плясками на недвижимом туловище. Представлена и пытка каплями воды, на первый взгляд кажущаяся простой забавой.
Однако длительное воздействие водяных капель, падающих с большой высоты, на область темени неподвижно зафиксированного узника вызывали головные боли, спазмы сосудов мозга и потерю сознания. Повторение процедуры после приведения в чувство часто вынуждало к признанию вины или раскрытию информации, необходимой дознавателям.
Лишение наказанных или подследственных возможности двигаться было необходимо для многих способов пыток. Обездвиживание было пыткой и само по себе, дополнительно позволяя недоброжелателям наносить жертве любые повреждения. Использовались для этого клетки, которые делали из дерева или железа, в которых осужденные с трудом размещались без возможности двигаться.
Вариантами использования клеток была пытка голодом, а также подвешивание на большой высоте с риском выпасть и разбиться. Часто клетки становились местом кончины заключенных, останки которых для острастки оставляли на обозрении окружающих.
Для демонстрации орудий пыток Средневековья используются человеческие фигуры (манекены), выполненные в реальных пропорциях и с большим мастерством. Один из них изображает главаря крестьянского восстания Емельяна Пугачева в железной клетке, которая использовалась для перевозки бунтовщика с Урала в Москву.
Зачищали остатки отрядов восставших и конвоировали их вожака войска под командованием будущего генералиссимуса Суворова. Пугачев был приговорен к четвертованию – одному из самых жестоких видов казней. В древности она выполнялась раздиранием тела четырьмя лошадьми, привязанными к конечностям. Позднее стали отсекать по одной конечности, затем обезглавливать.
Екатерина Великая проявила милость, повелев сначала отсечь Пугачеву голову. Последний приговор о четвертовании в России был вынесен пятерым декабристам, но его заменили на повешение. В дальнейшем этот вид смертной казни применять перестали.
Другой манекен изображает осужденного на каторжные работы, закованного в кандалы после процедуры клеймения. Клеймили осужденных на каторгу применялось и в странах Европы, где тавро выжигали раскаленным металлическим клеймом.
В России клеймили каторжан по иной технологии, напоминающей нанесение татуировок – наносили раны шипами на клейме в форме букв и натирали их порохом. Сочетания букв коротко означали преступления, совершенные осужденными. Клеймо наносили на лоб и щеки, а также на кисти рук снаружи.
Каторжане, которым удавалось выжить на протяжении назначенного срока, изобретали различные способы ликвидации позорных отметин, чтобы не быть презираемыми в обычной жизни.
Две женщины, если не смотреть на деревянное приспособление, кажутся оживленно разговаривающими в использованием жестов. Парные оковы для голов и рук – одно из орудий пыток Средневековья, именуемое Скрипкой сплетниц. Применялось оно для наказания за малоопасные преступления и проступки – клевету, оскорбления и прочее. Внешне процедура кажется безобидной, но уже за небольшое время локти и кисти рук затекают, доставляя наказуемым значительные неудобства.
Мужчина, помещенный в бочку с отверстиями для рук и шеи, мог быть наказан за беспробудное пьянство, которое не поощрялось с давних лет. Наказание было скорее психологическим, ведь в Бочке позора человека выставляли на всеобщее осмеяние. Другим вариантом этой пытки была бочка с днищем, в которой могли держать неделями – к неудобствам добавлялся запах собственных нечистот либо специально добавленных в сосуд дурно пахнущих веществ.
Выставка, демонстрирующая орудия пыток Средневековья, способы и устройства для казни преступников, является одним из возможных объектов посещения в Петропавловской крепости. Вряд ли стоит посещать экспозицию слишком впечатлительным людям, посетителям с детьми. Остальные посетители получат подробные знания по предмету, имеющему прямое отношение к истории.
Экспозиция интересная и познавательная. Но больше всего меня порадовала фотография какого-то страшного устройства для разрывания человека и вентилятор в углу. Наверное, для «облегчения» страданий пытаемого)))
Музей пыток Средневековья полностью оправдывает славу самого страшного в Санкт-Петербурге. Уже у входа стояли палачи (двое – один человек и очень реалистичная кукла), а рядом был эшафот. Орудия пыток сами по себе выглядели устрашающе, погружая в атмосферу прошлого. А вот куклы из воска, показывающие сам процесс пыток и расположенные рядом с некоторыми из орудий, только добавляли ужаса. К каждому экспонату было описание. В целом посещение этого музея очень запомнилось, но еще раз пока не хочется туда идти.
Вообще, есть много музеев, где представлены орудия пыток. Меня больше всего впечатляют те, в которых еще и фигуры людей стоят. Много раз мне такое смотреть грустно, а так, для общего развития — не помешало бы.
>
Это «средневековый» вентилятор, а они, как известно, не облегчали, а усугубляли страдания
Нда, действительно, очень облегчит страдания орудие для «разрыва» человека. Я так полагаю, разрывали человека, извините, как червяка не за один раз, а за несколько. Иначе просто не было бы это орудием пыток, а только исполнение смертной казни. А мы еще сейчас жалуемся, что жестоко относятся к людям. Нормально. Сравнительно — вообще прекрасно.
Да, вот раньше нравы-то были, ужас просто. Не хотелось бы мне в те времена жить. Ведь тогда кто-нибудь донесет на тебя какую-нибудь ерунду и тебя давай пытать без особых разбирательств. Меня вот больше заинтересовал этот «Клюющий петух». Только вот я сколько не разглядывала, то никаких у него шипов не увидела. Может их, конечно же, специально убрали, чтобы никто не поранился. Интересно сколько стоит вход в этот вот ужасный музей?