Открытый музей военной техники в Парке Победы – один из многочисленных подобных объектов, создаваемых в стране. Это не модное веяние, а искреннее почитание памяти о героическом прошлом через вещественные экспонаты. Восхищение вызывают находящие реликвии поисковики, умельцы – реставраторы военной техники, организаторы экспозиций самого разнообразного статуса. Участие в создании выставок принимает как государство, основавшее описываемый открытый музей военной техники, так и крупные корпорации и даже частные энтузиасты.
Масштабный музей Победы на Поклонной горе открыт в канун 50-летия знаменательного события, в 1995 году. Экспозиции и выставки на открытом воздухе, под навесами и в отдельных зданиях появились позднее. Открытый музей военной техники расположен вдоль юго-восточной границы Парка Победы, посвящен периоду Второй мировой войны. Для вооружений более поздних лет отведена отдельная территория, есть здание с выставкой Моторы войны. Каждому объекту будет посвящена отдельная публикация.
Начинаем краткий визит в открытый музей военной техники
Заглавное фото обзора выполнено с использованием коптера от северного входа на экспозицию. Территория ограничена решетчатыми оградами на бетонных стойках, часть экспонатов легко просматриваются снаружи. Далее следуют наземные фотографии, совсем не претендующие на исчерпывающее описание, задача статьи – дать общее представление. Извилистые дорожки выполнены из ставшей традиционной для столицы тротуарной плитки, укладка сделана профессионально и качественно.
На травяном газоне под каждый экспонат сделаны асфальтированные площадки, вдоль дорожек стойки с ограничительными тросами. Каждый выставочный образец открытый музей военной техники снабдил пояснительным планшетом. На них приведены все известные данные о конкретной машине, — производитель, участие в боевых действиях, характеристики и выпущенное количество. Информация имеется как о советских, так и о вражеских видах вооружений. Вдоль дорожек расставлены скамейки для отдыха посетителей.
Бронированные боевые машины, буксируемые и самоходные орудия составляют значительную часть экспонатов, есть наши, и противника. Непривычно выглядит легкий танк с тоненьким пушечным стволом, лишь немного большего калибра, нежели курсовой пулемет. Необычен в нем способ соединения броневых листов, выполненный на заклепках. Самоходная гаубица камуфляжной раскраски привлекает нестандартным укрытием для орудийного расчета, интересует действие подствольного упора.
Размещенный на заднем плане станковый миномет, коли к нему нельзя подходить, подробно не рассмотреть. Данные на планшете довольно подробные, но столь мелкие экспонаты стоило выставлять ближе к дорожке. Интересующимся подробностями технического устройства орудия знакомиться с ним затруднительно, но для беглого просмотра – удовлетворительно. Нашим читателям представляем только некоторые образцы бронетехники и артиллерии, их здесь довольно много, самых разнообразных.
Некоторые тематические разделы экспозиции
Бронетехнику и авиацию открытый музей военной техники представляет наиболее подробно, что оправданно характером выставки. Однако имеются и тематические разделы, посвященные отдельным родам войск и типам вооружений. Для примера демонстрируем раздел о советских пограничных войсках, с красочно оформленным описанием. Представлен реальный столб государственной границы, близ которого пограничники первыми отражали внезапное нападение фашистских агрессоров. Рядом – карта СССР предвоенного состояния.
Долговременная огневая точка на пограничных рубежах показана в реальном камуфляже, поэтому не бросается в глаза. Сколько таких ДОТов располагалось вдоль границы, доподлинно неизвестно, как и судьбы оборонявшихся бойцов первого эшелона. Пограничники в ходе боевых действий воевали в составе различных фронтов, в силу высокой подготовленности направлялись на ответственные участки. Прошедшие горнило Великой Отечественной бойцы после окончания войны вернулись на боевые дежурства.
Несколько декоративно, по театральному выглядят полевые фортификационные сооружения, которые воссоздал открытый музей военной техники. Блестящие калиброванные бревна выглядят слишком современными, но устройство окопов и боевых ходов отражают точно. Правда, вместо земляного пола уложены бесформенные каменные плиты, но иначе развели бы сплошную грязь. Укрепления доступны для посещения, можно оценить условия нахождения в боевых условиях, степень защищенности и возможности ответного огня.
Полевые укрепления – единственные экспонаты, которыми открытый музей военной техники иллюстрирует самый массовый род войск. Пехотинцы не имели никакой иной защиты от вражеского огня, кроме окопов, контратаки и способности маскироваться. При продвижении вперед им не помогали танковые шасси или крылья самолетов, в основном – пешее передвижение. Освобождение захваченной врагом территории закреплялось только солдатским сапогом, так же было с захватом земли противника.
Памятник фронтовым собакам
Необычный монумент четвероногим участникам войны появился благодаря многолетним просьбам ветеранов, реализованным военно-историческим обществом. Овчарка облачена в санитарный жилет, возлежит на танковой гусенице, что символизирует варианты их боевого использования. Вражеские бронированные машины обученные псы останавливали ценой собственной жизни, бросаясь под танки с грузом взрывчатки. Собаки – санитары отыскивали раненых на поле боя, доставляли средства самопомощи или давали сигнал санитарам.
Перечисленными функциями служба четвероногих бойцов не ограничивалась, кинологи с собаками использовались шире. Их исключительное чутье позволяло отыскивать заминированные предметы, оказывая неоценимую помощь саперам. Сторожевая работа была знакома служебным псам с мирных времен, пригодились навыки и в боевых условиях. Четвероногие даже участвовали в Параде Победы вместе с кинологами. Позади монумента собаке виден редчайший огнеметный танк Т-46-1, их всего 4 штуки выпустили. Уцелели только 2 экземпляра, второй – в Кубинке.
Бронетехника и средства противодействия
Танки, САУ и простые артиллерийские орудия открытый музей военной техники представляет во множестве образцов. Выставлены не только подлинные машины и пушки, но и их копии — полноразмерные макеты. На очередной фотографии макет немецкой самоходки Штуг 3 выставлен напротив подлинной тридцатьчетверки, лучшего танка Второй мировой войны. Только вагоностроительный завод Нижнего Тагила выпустил их около 20 тысяч, несколько танков есть на пьедесталах этого уральского города, даже участвуют в парадах.
На газоне установлены несколько видов противотанковых устройств, применявшихся наряду с рвами, эскарпами и контрэскарпами. Последние два вида – те же рвы, но с крутым обшитым бревнами срезом. Представлены противотанковые ежи – шестиконечные устройства из металлических балок или уголков, простейшие надолбы – бревна, врытые в землю. Бетонные противотанковые тетраэдры делали в заводских условиях либо заливали в опалубку на месте установки.
Железнодорожный раздел выставки
Достаточно широко открытый музей военной техники представляет довольно редкую боевую технику железнодорожных войск. Первый экспонат раздела демонстрирует фрагмент подорванного железнодорожного моста, с одиночным вагоном на рельсах для разнообразия. Рельсовая война активно использовалась партизанскими диверсантами, особенно в период фашистского наступления, на собственной территории. Взрывчатки при таких операциях явно не жалели, мощные металлоконструкции сломаны как спички.
Близость железнодорожной ветки позволила оснастить открытый музей военной техники собственными рельсовыми путями. На них загнали образцы боевой и вспомогательной техники железнодорожных войск, на фото — несколько платформ бронепоезда. Исписанные пропагандистскими лозунгами броневые листы полностью защищают орудия и персонал, оставляя уязвимыми только часть колес. В нескольких местах под шпалами видны партизанские мины, демонстрирующие методы подрыва.
Основной задачей железнодорожных войск, созданных указом Николая Первого в 1851 году, была эксплуатация, ремонт и охрана путей, мостов и тоннелей. Боевое применение бронированных составов во Второй мировой войне было ограниченным из-за обилия более мобильных средств. Зато многими десятками тысяч километров исчисляются восстановленные и новые магистрали, стрелочные переводы и подъездные пути. Относили эти войска то к инженерным, то к тыловым, то к МПС, но существуют они до сих пор.
Подвижной состав – традиционный и особенный
В предвоенное время и военный период передвижение по рельсам обеспечивали исключительно паровозы, работавшие на угле. На своих ж/д путях открытый музей военной техники показывает и паровоз с угольным запасником (тендером), и вагоны, и открытую платформу. Народный комиссариат путей сообщения в войну был почти армейским формированием, действовавшим совместно с профильными войсками. Дороги восстанавливались по ходу наступления боевых частей, обеспечивая их живой силой и боеприпасами.
За военные годы объем восстановления рельсовых путей превысил два земных экватора, более 80 тысяч километров. Параллельно монтировали дороги российской колеи 1524 мм и европейской 1435 мм, чтобы использовать и собственный, и трофейный подвижной состав. Железные дороги СССР оказались, неожиданно для немецких генералов, более живучими, чем им представлялось теоретически. И это несмотря на приоритетность бомбежек путей и станций, мостов и вокзалов.
Среди самых любопытных экспонатов открытый музей военной техники демонстрирует настоящую крепость на ж/д путях. Морское орудие калибра 180 миллиметров, рассчитанное на поражение целей на расстоянии свыше 30 километров, потрясает. Специальная 8-осная платформа несет сложнейшую артиллерийскую установку с крупнокалиберным орудием. Поворотная площадка обеспечивала изменение направления стрельбы вплоть до кругового, многочисленные пневмоцилиндры компенсировали энергию отдачи при выстреле.
И это только основная платформа сложной установки, в которую входило всего более десятка вагонов обеспечения. Еще солиднее смотрится не показанная на фото аналогичная установка с пушкой калибра 305 миллиметров. Боевой расчет орудия составлял 50 человек, боекомплект возили снарядный и зарядный вагоны, вагон запасных частей. Отдельным вагоном транспортировалась штатная электростанция, другим – прожекторная установка, вагон-кухня, само собой, тоже.
Ажурные ангары, авиация, артиллерия и спецтехника
В южной оконечности открытый музей военной техники оборудован двумя навесами из современных конструкционных материалов. Каждый накрывает участок территории размерами 60 на 40 метров, оригинальной формы кровлей. Прозрачный покровный материал не затрудняет проникновение солнечного света, но на технику не воздействуют атмосферные осадки. Здесь также присутствуют ограничительные тросы на стойках и пояснительные планшеты, информирующие посетителей о каждом экспонате.
Очень оригинально выглядят ажурные конструкции навеса, выполненные из какого-то явно легковесного сплава или композитного материала. В этом убеждают тоненькие стойки поддерживающих опор достаточно приличной высоты. При таком техническом совершенстве немного диссонансом выглядит асфальтовое покрытия с видимыми дефектами. Хотя не исключено, что чистовая отделка полов под навесами еще не выполнялась. Основа экспозиции первого ангара – авиационная техника Советской армии.
Один из боевых истребителей представлен на фотографии крупным планом, удивляя вольным рисунком акульей пасти. Военным летчикам, считавшимся элитой вооруженных сил, многое дозволялось вне рамок обычно строгой армейской дисциплины. Выдающиеся асы воздушных боев изображали не только звезды на фюзеляже, означающие сбитые самолеты противника. Акулью пасть авиаторы изображали еще в Первую мировую войну, продолжали и в современных локальных конфликтах.
Представленный в музейной экспозиции истребитель Ла-5Ф разукрасил и лихо воевал на нем гвардии майор Георгий Костылев, Герой Советского Союза. Лично и в группе он сбил 46 вражеских самолетов за 400 с лишним боевых вылетов. Отличался безудержной храбростью, но грешил невоздержанностью к алкоголю. Дважды разжалован с переводом в штрафбат, но всякий раз бывал возвращен. Беспрецедентный случай – Костылев в звании рядового командовал эскадрильей, пока восстанавливали звание и награды.
Самолеты врага восстанавливали редко
Открытый музей военной техники выставляет много вражеских самолетов, в основном сбитых в воздушных схватках. За редким исключением, их не реставрировали, сохраняя полученные повреждения, от многих машин представлены лишь фрагменты. Один из восстановленных либо захваченный на аэродроме – истребитель Мессершмитт Ме-109 в голубом камуфляже. По одной из версий, это макет предприятия Авито, выполнившего для данной экспозиции еще несколько работ. Последнее фото данной статьи покажет этот масштабный экспонат.
Конструкция истребителя широкого назначения Ме-109 разработана Вильгельмом Мессершмиттом в 1935 году, выпуск начат с 1937-го. Выпускался в Германии, по лицензии в Испании, после 1945 года в Чехословакии. Всего было произведено почти 35 тысяч машин, что максимально среди истребителей мира. Из самолетов других типов уступил только нашему штурмовику Ил-2 на тысячу экземпляров. Запрет работы в авиации после поражения фирма компенсировала выпуском компактных авто на основе самолетной кабины. Музей Московский транспорт, нами ранее представленный, имеет это изделие в коллекции.
Второй навес и экспонат снаружи
Под вторым укрытием, напротив продолжения авиационной экспозиции, отведено место артиллерии и автотранспорту Великой Отечественной войны. Пушки и гаубицы различных моделей и калибров нужно осматривать вблизи, по фото описывать некорректно. Среди ближних экспонатов виден танковый заправщик, доставлявший топливо боевым машинам прямо на передовые позиции. Без этих неказистых помощников танкисты обходиться не могли, бронетехнике постоянно необходимо пополнять топливные баки.
Грузовик ЗИС-12 с огромным прожектором в кузове – прожекторная установка З-15-4, составляющая часть системы противовоздушной обороны. Маркировка расшифровывается как Зенитная, диаметр линзы 150 сантиметров, генератор 4 киловатта. Задачей прожектористов было обнаружение и подсвечивание воздушных целей, обеспечивающее работу зенитных орудий. Прожектора высвечивали вражеские самолеты на высотах до 12 километров. Выпускались прожекторные станции до 1942 года, изготовлено более 15 тысяч штук, затем стали использовать радиолокацию.
На открытой площадке южнее второго навеса выставлен самый габаритный экспонат коллекции самолетов. По своим размерам для помещения под крышу он великоват, поэтому экспонируется под открытым небом. Данная машина – транспортный армейский самолет, производимый в Советском Союзе первоначально для гражданских нужд под маркой ПС-84. Выпуск вели по официально выкупленной лицензии американского производителя Дуглас Эйркрафт компани, сначала на заводе в Химках, затем в Ташкенте.
Ташкентский авиазавод выпускал лицензионный Дуглас под маркировкой Ли-2Т, взяв две буквы фамилии главного инженера Лизунова. Впрочем, это не афишировалось и чаще воспринималось как обозначение лицензионного, а Т – понятно, Ташкент. Примечательно, что лицензии на выпуск этого отличного самолета приобрели немцы и японцы, но Фокке-Вульф и Мицубиси использовали американские узлы. Только советским авиастроителям удалось наладить выпуск из отечественных материалов, на собственном оборудовании, от двигателя до шасси и обшивки.
На этом визит в открытый музей военной техники и освещение содержания экспозиции позвольте завершить, предупредив о неполноте показа экспонатов. И цели такой не ставилось, и отвратить можно от объекта избытком информации. Имейте в виду, что представленного вооружения здесь в разы больше, чем было показано. Упущены полностью военно-морской раздел и партизанский лагерь, нет и многого еще. Это не последняя публикация об экспозициях на Поклонной горе, следите за нашими статьями.