Крупнейший монумент представителю династии Габсбургов – памятник Марии Терезии, увековечивший легендарную правительницу Священной римской империи, находится недалеко от зимнего императорского дворца. Работа над ним и оформлением прилегающей территории длившаяся 14 лет, завершена установкой в 1888 году. Многофигурный постамент замысловатой формы с основанием 25 на 25 метров — в центре площади имени императрицы. Одноименная площадь –отдельная тема, сосредоточимся на центральной фигуре и многочисленных статуях, украшающих памятник Марии Терезии.
Проект, выигравший конкурс, в целом курировал автор постамента, архитектор Карл фон Хазенауэр. Скульптуру сидящей на резном троне императрицы, как и остальные статуи, выполнил Каспар фон Цумбуш. Он же ранее ваял конную статую для памятника Карлу Шварценбергу, стоящий на площади его имени. Памятник Марии Терезии, более чем 40-тонный монумент, потребовал устройства свайного фундамента для распределения нагрузки. Композиция посвящена не только отдельным личностям, она символизирует Золотой век империи Габсбургов.
На сером гранитном основании со столбиками и цепной оградой, отороченном цветником, — постамент из коричневатого камня. Гранит добывался в каменоломнях Маутхаузена и Богемии, для колонн использован серпентинит, иначе именуемый змеевиком. Постамент имеет форму диагонального креста относительно вертикальной оси, из трех ступеней и пьедестала первого уровня. На нем конные статуи полководцев, четырехгранный портик с колоннами и пешие фигуры выдающихся соратников императрицы. Вверху трон с Марией Терезией, аллегории Добродетелей по сторонам.
Автором идеи установки монумента, организатором конкурса проектов и основным спонсором выступал император Франц Иосиф I. Правивший 68 лет монарх реформами приглушил революционные настроения, сохранив империю, но развязал Первую мировую войну. Пережил страшные личные трагедии – самоубийство сына, гибель жены Сисси от кинжала террориста, продолжал украшать Вену. Елизавета Баварская еще была жива, когда императорская чета открывала памятник Марии Терезии и прилегающую площадь.
Осмотрим памятник Марии Терезии со всех сторон, сначала фас
Далеко не в конце своего 40-летнего правления изображена здесь императрица, памятник Марии Терезии проявил учтивость. Левой рукой она держит скипетр и свиток закона о наследовании престола, приведший ее к власти. Правой или благословляет подданных, или обещает соответствовать символам христианских добродетелей – Справедливости, Силы, Милосердия и Мудрости. Две последние фигуры вполне миролюбивы, а вот Справедливость наравне с Силой – со щитом и мечом. Вдобавок облачены в шлемы, вполне красноречивая и откровенная трактовка.
Верхняя часть пьедестала архитектурно очень разнообразна, к тому же великолепно и живописно декорирована. Базы парных колонн покоятся на поднятых основаниях, украшенных внизу выступами фигурных консолей в форме волют. Нижние части столбов декорированы резьбой, капители коринфского ордера держат портик крестовой формы из двух уровней. Добродетели и императрица в бронзе уже описаны, с подданными успеется, привлекла характерная деталь. Попавший в кадр случайно, парковый фонарь сверху украшен имперской короной.
Памятник Марии Терезии вполоборота спереди и сзади
Конфигурация постамента делает памятник Марии Терезии привлекательным с любого ракурса, многочисленные фигуры не затмевают 6-метровой императрицы. Между символами добродетелей – резные изображения с властными и воинскими атрибутами, вертикальные плоскости также декорированы. Над арками небольшие консоли, по бокам растительные рельефы с венками. Малозаметные барельефы в самих арках отражают род деятельности размещенных персонажей.
Идентифицировать персонально представленных на пьедестале всадников не имеет смысла, их физиономии нам ничего не говорят. Облачение также однотипно, не различить и коней под военачальниками. Однако стоит назвать австрийских полководцев, наиболее прославившихся за годы правления императрицы Марии Терезии. Прежде всего это генералиссимус Эрнст Лаудон, главнокомандующий имперскими войсками в Семилетней войне. Здесь же три фельдмаршала, в том числе первый кавалер учрежденного высшего военного ордена Марии Терезии.
Леопольд Даун упоминался в описании чешского замка Битов, которым семейство обзавелось при правлении Марии Терезии. Оставшиеся фельдмаршалы, Отто Фердинанд фон Траун и Людвиг Кхевенхуллер, также имели заслуги перед Габсбургами. Нам эти фамилии мало что говорят, но ясно, что люди достойны выделения мест на пьедестале. Привлекательно выглядит классическое здание Музея естествознания, но здесь мы его не описываем. С этого ракурса хорошо виден цветник в основании монумента, обращаем внимание на запрет преодоления лестницы.
Последний вид на памятник Марии Терезии мало позволяет добавить в его описании, разве что трон. Спереди он не виден, здесь же резная спинка и другие детали хорошо просматриваются. Остается упомянуть хотя бы нескольких сподвижников императрицы, каковыми их посчитал заказчик монумента. Хаугвиц и Кауниц были канцлерами императрицы, первый – Верховным (видимо, главой правительства), второй – Государственным, отвечал за внешние сношения. Придворный врач ван Свитен известен созданием Ботанического сада, Глюка и Моцарта знают все.
Памятник Марии Терезии и окрестности с высоты
Ближайшими соседями памятник Марии Терезии имеет два зеркально повторенных здания, ограничивающие площадь ее имени. Внутри регулярный партер из четырех частей с фонтанами, аккуратно ухоженная растительность. Западной и восточной границами выступают широкие городские проспекты, повсеместно изрисованные пешеходными зебрами. К юго-западу от площади расположен Музейный квартал, демонстрирующий в своих зданиях произведения современного искусства.
Национальный характер тому причиной или личная педантичность Франца Иосифа, но строгая симметрия площади сверху поражает. Совершенно иначе обустроена территория западного соседа, хотя бывшие императорские конюшни тоже были устроены симметрично. Однако массивные разнотипные здания сделали Музейный квартал неким нагромождение, по крайней мере в архитектурном отношении. Осматривать памятник Марии Терезии это, конечно, не мешает, однако общую стилистику меняет кардинально.
На этом обозревать памятник Марии Терезии в Вене пора заканчивать, все стоящее внимания уже изложено. Считаем, что пропустить представление потенциальным гостям австрийской столицы такой достопримечательности было бы упущением. Это не сомнение в осведомленности наших читателей, а стремление донести полезные перед посещением сведения. Такая направленность наших публикаций пока отрицательных откликов не приносит. Будем действовать так и дальше, всем желаем увидеть памятник Марии Терезии и всю прекрасную Вену!
Красочная скульптура! Почему-то в статье не указали, что памятник Марии Терезии установлен на площади с одноимённым названием. Изначально проектировщиком Готфридом Земпером был задуман целый архитектурный ансамбль площади под названием Kaiserforum. Но его осуществлению помешала Первая Мировая война, из-за которой из задуманного смогли сделать только памятник.
mmen, в первом абзаце написано:
«Одноименная площадь –отдельная тема, сосредоточимся на центральной фигуре и многочисленных статуях, украшающих памятник Марии Терезии»