Основанный как крепость для защиты границ, со временем замок Битов не раз перестраивался. Сначала переделки увеличивали неприступность цитадели, затем стали направляться на повышение удобства проживания. Немалую роль играл эстетический аспект, как для удовольствия владельцев, так и в представительских целях.
Типичное для дворянских укрепленных владений расположение — на берегу реки, характерно и для замка Битов в южной Чехии. Для оборонительных функций место было выбрано очень удачно. Образованный резким зигзагом русла реки Желетавки узкий полуостров состоит из скалистого утеса, на котором и расположено укрепленное поселение. Отвесные склоны дополнены крепостными стенами, защищающими обитателей от непрошенных гостей. Замок Битов удачно сочетает подходящий рельеф местности, отличные возможности для наблюдения и трудность подхода.
Западная оконечность полуострова заканчивается крутым обрывом, река образует петлю вокруг цитадели. Оставшийся фрагмент древней оборонительной башни – самое старое строение на территории. Жилые и хозяйственные корпуса, построенные в разное время, сохраняют традиционную крепостную планировку и образуют живописный дворик.
Фотография с противоположной, восточной стороны показывает входную группу, через которую в замок Битов могли проникнуть только желанные гости. Со стороны единственного возможного подхода цитадель ограждена мощной и высокой каменной стеной с двумя квадратными башнями по бокам, к каждой из них ведет отдельный мост.
Позади стены и башен просматривается второй внутренний двор, где за растительностью располагается главное здание. В обеих дворах замок Битов содержит ряд строений, часть из них мы увидим. Внутренний осмотр еще впереди, сначала нужно приземлить летающего фотографа и проследовать по одному из мостов к работающему входу.
Направляемся в замок Битов
На мощных каменных опорах с арочными проходами располагаются мосты с обычными проезжими дорогами, но это в наши дни. В пору средневековья мосты были составляющими оборонительной системы, имели подъемные механизмы и защитные решетки. Подымающаяся часть моста становилась вертикально и полностью перекрывала вход.
Проход по мосту имеет более широкую часть, где сейчас оставляют свои автомобили приехавшие самостоятельно посетители. В лихие времена здесь сосредотачивались защитники замка при появлении неприятельских войск. Превосходящими силами они могли оборонять цитадель, в худшем случае скрывались внутри и применяли перечисленные устройства, предотвращая доступ нежелательным визитерам.
Из истории. Территория, где расположен замок Битов, привлекала еще древних людей, краеведы обнаружили поблизости стоянку наших предков. Упоминания о первой крепости на этом месте относятся к 1050-м годам. Основателем следует считать князя Бржетислава Первого, формировавшего цепь укреплений на южной границе чешских поселений, первых зачатков славянских государств.
Оглянувшись после прохода в ворота крепости, можно оценить возможности защиты территории при прорыве противника через укрепления. Невысокая арка значительной внутренней протяженности изнутри прекрасно просматривается и простреливается. Пространство двора позволяет разместить силы и боевые средства защитников.
Такое чередование узких и широких проходов было типичным для старинных оборонительных сооружений. Высокие крепостные стены не оставляли наступающим пространства для маневров, а обороняющиеся имели преимущества в численности и боевом расположении. Белокаменное строение с аркой хотя и чисто оборонительное, но украшено декоративными пилястрами и треугольным фронтоном с рельефным вензелем.
Из истории. При правлении династии Пржемысловичей укрепления, названные по имени ближайшего местечка Битовац, стали обретать очертания крепости. Замок Битов стал одним из шести административных центров Моравии. После убийства в 1306 году Вацлава Третьего владение цитаделью переходит к семейству Лихтенбурков, разбогатевшему на добыче серебра, и остается их вотчиной до XVI века.
За крепостными стенами, выложенными из грубого природного камня, обнаруживаются штукатуренные здания более современной постройки. Повсюду видны скальные остатки, на которых возведены опорные фундаменты. Свою устойчивость и долговечность замок Битов получил именно из-за прочного сцепления с земной твердью.
Некоторые корпуса заросли вьющимися растениями, словно покрашены в зеленый цвет. Доступ в аристократические покои проходит по мосту, построенному на уровне крепостной стены. После прогулки по внутренним дворикам посетители именно по этому переходу попадают внутрь дворца для осмотра интерьеров.
Прогулка по двору
Строения внутри крепостных стен сосредоточены в западном внутреннем дворе, образованном несколькими зданиями. На территории бросается в глаза ухоженность растительности и полный порядок, несмотря на то, что после 1945 года замок Битов опекает государство. Невысокие живые изгороди тщательно подстрижены, скамейки покрашены.
Восьмиугольный бассейн дворового фонтана расположен примерно в центре площади. Колонна в центре сооружения украшена рельефами, увенчана непонятной надстройкой также восьмигранной формы, снизу обрамленной арками. Что символизирует четырехгранный пирамидальный шпиль, догадаться не удалось.
Из истории. Основные работы по строительству каменных сооружений Лихтенбурки провели в XIV веке. После смерти последнего Лихтенбурка в 1572 году сестра – наследница продала владение австрийскому дворянину Шварценау. Затем меняется еще несколько хозяев, и во времена Марии Терезии, в 1755 году, замок Битов становится владением семьи Даун. Сначала перестройки носят локальный характер, в 1811 году строится фонтан.
Как и подавляющее большинство подобных имений – крепостей, замок Битов имеет собственное молитвенное сооружение. Пропорции костела несколько необычны, основной объем храма приходится на алтарную апсиду. Вытянута она, как и полагается, к востоку, но гораздо выше и длиннее аналогичных пристроек у других католических церквей.
Таким сооружением можно залюбоваться, это чистый образец раннего готического стиля. Вытянутые узкие оконные проемы разделены накладными колоннами, по ним взобрались на разную высоту вьющиеся лазающие растения. Костел построен еще в 1334 году, именуется на старинный манер посвященным Взятию на небо Девы Марии.
Из истории. Кардинальную перестройку замок Битов пережил при Индржихе Дауне, вернувшеи ему готический облик. В начале прошлого века замок Битов меняет еще нескольких хозяев, и в 1912 году его покупает фарфоровый фабрикант барон Иржи Карл Хаас для своего сына Иржи Юлиуса, бездетного холостяка. Смерть его в 1945 году при отсутствии наследников привела к переходу в государственную собственность, каковой замок Битов остается и сейчас.
Осмотрев строения во внутреннем дворе, посетители направляются внутрь здания, проходя по недавно виденному мостику над проходом. Сделанная по пути фотография ничего особенного не демонстрирует, только показывает сходящиеся под разными углами стены корпусов.
Замок Битов на своих зданиях не имеет практически никаких украшающих элементов, оформление предельно простое. Обычные оконные проемы, нет наличников или козырьков. Широкие дымовые трубы свидетельствуют, что внутри есть отапливаемые печами помещения.
Внутренний осмотр
Встречает экскурсантов прихожая с конной статуей рыцаря, и конь, и всадник облачены в металлические доспехи. Это один из предметов обширной оружейной коллекции, которой обладает замок Битов. Ценители экспонатов подобного рода могут заказать специализированную экскурсию с акцентом на оружие и доспехи.
Помещение прихожей построено арочным, стены и потолок составляют единую арку. Это хорошо видно по боковому проему, ведущему на летнюю террасу – любимое место отдыха и развлечений аристократических владельцев. Ввиду малых размеров помещение ничем не обставлено, служит проходным в Рыцарский зал.
Рыцарским залом открывается череда парадных залов и личных покоев, которыми богат замок Битов. Меняющиеся хозяева привносили в обстановку и назначение собственные изменения, но основные конструктивные элементы оставались незыблемыми с XVI века. Признаки готического стиля здесь повсюду, от дверных проемов до лепнины, украшающей стены.
Чтобы не повторять легендарный зал короля Артура, здесь Рыцарский зал украшен многоугольным столом с резным основанием. Такими же выполнены расставленные вокруг стулья, все напоминает эпоху рыцарства. Дополняет впечатление конная скульптура всадника, сражающегося с драконом, датируемая 1770-ми годами.
Первая из частных комнат – умывальная, она же предназначена для переодеваний. Двухуровневый столик вмещает целый набор фарфоровых изделий, изготовленных на чешском предприятии. Фабрика, как и замок Битов, принадлежала одному из последних владельцев имения, по фамилии Хаас, сохранившего собственность в 1918 году.
Уйти от конфискации владений собственнику помогло знакомство с легендарным президентом и философом Томашем Масариком. Один из родственников барона Хааса голосовал в Лиге Наций за независимость Чехословакии, и это зачлось. Другой угол помещения отгорожен для перемены нарядов раздвижной ширмой, разрисованной в восточной манере.
Комнаты женские и мужские
Спальные помещения, как и весь замок Битов, меняли владельцев. Осматриваемая спальня использовалась последовательно графиней Даун и баронессой Хаас, сохранена, естественно, последняя обстановка XIX века. Сама кровать и вмещающий ее альков украшены деревянной резьбой в готическом стиле, соответствуя общему стилю замка.
Возле ложа с одной стороны – часы, с другой – икона и Библия на прикроватных тумбочках. В углу комнаты изящный туалетный столик с большим зеркалом и косметическими принадлежностями. В боковом простенке висит картина художника Антона Шиллера, однофамильца великого драматурга и поэта. Запечатлен облик Матери Милосердия, позже ассоциирующийся с Терезой Калькуттской.
Женский будуар замечателен прежде всего старинным зеркалом в массивном деревянном обрамлении с резными деталями. Потускневшая от времени амаоьгама отражает размытые силуэты, добавляя обстановке налет таинственности. На стенах напротив друг друга – портреты супружеской баронской четы Хаасов.
Похожая на модель диковинного замка птичья клетка ажурной работы водружена на высокую этажерку. Резные рельефы посвящены Святому Губерту, покровителю охотников. Личность его идентифицирована как реальная, Губерт был первым епископом Льежа в 700-х годах. В помутневшем зеркале можно рассмотреть отражение окна и столика рядом с ним.
Обернувшись, посетители осматривают противоположную часть будуара. Необычна конструкция кресла с угловой спинкой, удобной для перемены позы. На столике вполне современного устройства – ваза с цветами и сувенирная статуэтка, которую любознательным посетителям следует рассмотреть более подробно.
Декоративное изделие изображает колонну, увенчанную шаром с фигуркой. Колонна вмещает шкалу старинного ртутного термометра, принадлежность по тем временам диковинная. Из окна будуара открывается обзор внутреннего дворика и вид на одно из строений. Достоин внимания оконный переплет, верхняя часть которого – комбинация из нескольких арок.
Курилка и столовая
Курительным салоном пользовались посещающие замок Битов гости, имеющие это древнее вредное пристрастие. Расположено помещение по соседству со столовой, и после трапезы здесь собирались курящие мужчины. Приметна конструкция изделий мебельного набора, установленного в курилке – предметы прямых очертаний, темного цвета. Одна из главных достопримечательностей – отопительный элемент из графита, достаточно большая редкость.
В противоположном углу стоит небольшой круглый столик, сделанный в ином стиле. Сигарная коробка на нем подтверждает предназначение помещения. Отделка стен курительного салона выполнена с использованием тонких реек золотистой окраски, наверху из них же выполнен несложный орнамент. Украшенные рогами копытных таблички с дворянскими гербами знакомят с эмблемами бывших владельцев.
Своей столовой замок Битов может поразить даже бывалых любителей старинных усадеб отделка дверных проемов и стенных ниш крайне искусна и живописна, под стать ей выполнена рама огромного зеркала. Потолок обеденного зала украшен росписью с затейливым орнаментом, перекликающимся с резными украшениями. Возле зеркала установлены две скульптуры, почему-то изображают они выдающихся португальцев.
Это великий мореплаватель и бывший вице-король Индии Васко да Гама, а также воспевший его путешествия поэт Луиш ди Камоэнс. Поэма Лузиады, посвященная приключениям мореплавателя, стала национальным португальским эпосом. Оригинальна и обеденная мебель – большой инкрустированный стол и расставленные стулья, запоминающиеся высокими прямыми спинками с резными деталями и двухсторонней обивкой.
Помещения музыкального назначения
Музыкальный салон имеет выходы и в столовую, и в танцевальный зал. Здесь располагались музыканты, сопровождающие и торжественные трапезы, и связанные с музыкой и танцами мероприятия. Помещение имеет окна с обеих сторон, возле одного выставлен уникальный набор мебели.
Комоды и овальный стол выполнены из темной древесины, украшены металлическими позолоченными вставками в технике маркетри. На тумбах чугунные конные скульптуры, на стенах красочные гобелены на тему искусства. Стулья, диван и пуфик здесь не идентичны остальной мебели, но получившееся сочетание по-своему интересно.
Особенно оригинален диван под вторым гобеленом, у противоположного окна, а маленький пуф удивляет искусной резьбой, и они между собой отлично гармонируют. Антикварный струнный музыкальный инструмент, стоящий у освещенного солнцем окна – классическая арфа, одно из старейших изобретений человека в области музыки.
Танцевальный зал, наравне со столовой, — одно из наибольших по площади помещений, которыми располагает замок Битов. Мебелью он не перегружен, нескольких стульев для зала подобного назначения вполне достаточно. Готические арки переменного размера, уменьшающиеся наружу, оттеняют оконные и дверные проемы танцевального зала.
Широкие откосы всех проемов украшены узорами, перекликающимися с отделкой стен. Повторяющиеся накладные пилястры резного исполнения наверху венчаются оригинальными композициями из арок и других орнаментальных форм. Посещающие замок Битов туристы с огромным вниманием осматривают убранство этого зала.
Люстры в обеих половинах помещения дополняются громоздкими белыми канделябрами или торшерами, а также настенными светильниками. Украшением дальнего от окна конца зала является и печь, выполненная в виде макета замковой башни, разумеется, в готическом стиле, отапливаемая из коридора. Не совсем в тон остальному оформлению подобран ковер, но это не критично.
Женская фиолетовая гостиная и мужской салон
Затем осматривается фиолетовая женская гостиная, обязанная таким наименованием цвету стен. Иногда комната использовалась как спальное помещение. Печь здесь выполнена похожей на предыдущую, однако отличается наличием топочной дверцы и поддувала. Небольшой застекленный сервант используется для демонстрации фарфоровых изделий производства фабрики барона Хааса, украшенных его гербом.
Длинный, пригодный для сна угловой диван в фиолетовой гостиной – спальне стоит напротив примечательного экспоната. На инкрустированном столе, под картиной, выставлен набор ювелирных изделий, выполненных из уральского малахита. Подсвечники и вазы с малахитовыми вставками – очень редкое для Европы украшение.
Формы изделий указывают на использование египетских и римских мотивов. Гид информирует, что это подарок российского императора Александра Первого, однако по какому случаю преподнесен, сообщить не может. Картина с морским пейзажем висит между полосами лепных украшений, над полотном – настенный светильник с несколькими рожками.
Джентльменский салон оформлен с преобладанием оттенков зеленого цвета, исключая светлую обивку мебели. Светло-зеленые стены служат фоном для более темной расцветки отопительного элемента, топка которого вынесена за стену комнаты. В помещении достаточное количество посадочных мест на диване и расставленных вокруг стола стульях.
Два симметричных относительно окна темно-зеленых каменных цилиндра служат постаментами для небольших статуэток из бронзы. Поддерживает симметрию и расположение мужских портретов, и небольшие коврики, несколько отличающиеся по расцветке и узорам. Симметрию нагревателю составляет шкаф с изделиями из фарфора, символизирующими замок Битов.
Небольшая комната овальной формы – охотничья гостиная, где мужчины отдыхали после весьма популярного среди аристократов, и не только, занятия. Здесь бросается в глаза очередная группа гербов в окружении рогов копытных, фотографии в рамках на стене и леопардовая шкура на полу, но прежде всего – необычная мебель.
Вокруг красивого, но в целом традиционного стола – кресло и стулья, сделанные с использованием рогов животных. Они не просто украшают предметы меблировки, рога используются как поручни и спинки. Мало того, даже опорные ножки стульев выполнены из костных отростков самцов копытных животных.
Помещения Дауна различного назначения
Большая спальня использовалась Францем Дауном, следующие хозяева сделали ее гостевой комнатой для родни или друзей. Отделка стен, имитирующая аркаду, выполнена опять же в готической манере, чем и характерен замок Битов. Отопительная печь с реальной топкой прямо в комнате, графитовая футеровка закрыта металлическим кожухом. Кровать здесь представляет точную копию виденной в женской спальне.
Вполне вероятно, что это изделия одного и того же мастера или фабрики. В похожей манере изготовлен оружейный шкаф, несколько неожиданный предмет меблировки для спального помещения. В нем сохраняются подлинные винтовки, с которыми ходил на охоту граф Даун. На полу можно видеть шкуру любимой охотничьей собаки бывшего хозяина цитадели, с которой он не расстался до собственной кончины.
По пути из спальни в кабинет Дауна минуем еще одно помещение, посвященное охотничьему увлечению. Небольшой охотничий салон – уголок отдыха с товарищами по любимому занятию. Рисунки в рамках на соответствующую тематику соседствуют с трофеями, рога здесь подобраны самые толстые и мощные. Украшает коллекцию голова матерого лося с рогами громадного размаха.
На полу под головой лесного исполина – небольшая оружейная пирамида с охотничьими ружьями, изготовленными на заказ знаменитыми фирмами. Рядом набор мебели, украшенной рельефной резьбой по дереву и инкрустациями древесиной различных цветов. Еще один стул, украшенный цветной вставкой с силуэтом животного, стоит в стороне.
Рабочий кабинет Дауна украшен плетеной корзиной с пучком болотного рогоза, который часто ошибочно называют камышом. Также возле окна размещен письменный стол, скорее, даже бюро с верхним рядом ящичков над столешницей.
Наверху небольшой глобус и письменные принадлежности, ниже толстый том с заложенной закладкой и пышное писчее перо, явно ранее не принадлежавшее петуху, а взятое от добытой лесной птицы. Лицевая сторона стола умело и ярко инкрустирована сценами охоты.
Картинная галерея и библиотека
Галерея картин содержит художественные полотна разнообразных жанров и многих авторов, но подавляющее большинство – портреты. Есть среди них высокопоставленные особы и правители, но на большинстве изображелы разные поколения хозяев замка. Среди них были деятели высокого ранга, даже фельдмаршал времен Марии Терезии. На нашем фото крохотная часть произведений, размещенная в проходе к основной экспозиции.
По соседству расположена небольшая библиотека, служащая также помещением для встреч и бесед. Комната совсем маленькая, содержит минимум мебели и высокий столик с кофейной чашкой и пепельницей с недокуренной сигарой. В книжном шкафу немного томов, скорее всего часто используемых хозяином.
Явно хозяйским было просторное кресло с полукруглой спинкой, обитое кожей. Рядом комод с оригинальным украшением на верхней плоскости, по всему периметру. Ящики комода, по информации гида, служили для хранения коллекции бабочек, собранной владельцем. Рядом с комодом малая оружейная стойка с тремя ружьями.
Таксидермическая экспозиция
Коллекции охотничьего и другого оружия, сувениры и даже мебель из рогов копытных животных изредка встречаются в многочисленных замках Чехии. Примеры можно привести из наших предыдущих публикаций, прежде всего нужно назвать замок Нелагозевес, где масса ружей, отдельных рогов и рогатых голов, письменный стол и тот на ножках из рогов. Можно вспомнить и замок Валтице, и замок Леднице, но такого количества чучел однозначно нет нигде.
Убедительными доказательствами вышесказанному служат наши фотографии, выполненные в таксидермической экспозиции, отличающей замок Битов от прочих подобных усадеб. Бросается в глаза обилие отдельных витрин, довольно плотно заполненных экспонатами. Витрины подряд размещены вдоль всех стен, самая крупная занимает центральную часть зала. Позади нее подвешен к потолку гигантский беркут.
Если витрины на первом фото содержат исключительно пернатых, то млекопитающим предоставлена другая витрина. Солнечный свет из распахнутого окна освещает чучела разных сухопутных зверей и зверьков на нескольких полках, при личном посещении можно познакомиться со всеми через пояснительные таблички и экскурсовода.
По фотографии уверенно опознается маленький лисенок в правой части верхней полки, обезьянка слева на древесном стволе. Обзор средней полки затруднен бликами и отражениями, различим только небольшой медвежонок. На нижней четко виден представитель ластоногих – небольшой тюлень. Рядом дикий поросенок, словно обернувшийся на солнечный свет.
В следующей экспозиции представлены малые и миниатюрные пернатые, обитатели разных концов земного шара. Здесь самые мелкие птицы Земли – южноамериканские колибри, джуны из вьетнамских джунглей, другие мелкие пернатые. Во встроенном шкафу представлено страусиное яйцо, чучела черепахи и маленького крокодила.
Однако наибольшее впечатление на посетителей здесь производят верхние экспонаты – головы и рога. Рога принадлежат в основном разным породам антилоп и диких козлов, есть совершенно прямые и изогнутые, зигзагообразные и витые. Среди них чучела голов африканских зебры и взрослого льва, далее – дикого горного козла.
Собачья экспозиция и другие чучела
Если показанные ранее чучела собрали страстные охотники и ученые, занимающиеся зоологией, — братья Отакар и Владимир Дауны, то следующая экспозиция появилась по желанию большого любителя собак Иржи Хааса. Сын фарфорового магната, человек бездетный, самозабвенно занимался собаководством.
Одновременно замок Битов вмещал более сотни собак, для них содержались 40 служащих, отдельная кухня и лечебница, даже собачье кладбище. Со своими любимцами Иржи не хотел расставаться, поэтому держал в штате таксидермиста для изготовления чучел. Коллекция из почти 50 экземпляров включает боксеров и такс, сенбернаров и догов, спаниэлей и животных других пород.
Как выставочное пространство замок Битов использует даже площадь перед лестницей на верхний этаж. Открыто расположенные чучела диких зверей установлены в естественных позах, они способны даже испугать излишне впечатлительных посетителей. Неизвестно, постоянное ли это место размещения либо временное, после обследования или обработки от повреждения вредителями. С левого края стоит горный козел с черной шерстью и винтообразными рогами, завидный трофей на горной охоте.
Сравнительно небольшой представитель семейства кошачьих, величиной со среднюю собаку, — самая быстрая из всего семейства. Гепарды способны кратковременно ускоряться до 120 км/час, но быстро устает. Азиатский тигр намного крупнее, хотя и уступает в размерах амурскому сородичу. Окраска меха животного отличается от дальневосточных, маскировку обеспечивают темные полосы на светлом фоне, сливающиеся с бликами света через древесные кроны.
Теперь – кошки домашние, и белки напоследок
Таксидермистской обработке последний хозяин замка подвергал после кончины не только самых любимых собак, но и кошек. Подобное отношение к домашним животным ранее наблюдать не приходилось, за исключением музея театра Уголок дедушки Дурова. Заглянув в нашу статью об этом заведении, можно видеть подобное отношение знаменитого дрессировщика к своим питомцам.
Кошек в коллекции эксцентричного барона сравнительно немного, часть снабжены человеческими головными уборами. Совместными усилиями двух разных хозяев замок Битов стал настоящим зоологическим музеем в миниатюре. Его коллекция, конечно, не может сравниться с собранием Зоологического музея Московского государственного университета, но это же известнейшее в мире хранилище ведущего ВУЗа России.
В кошачью витрину затесались и белки, пострадавшие от охотничьей страсти. Они шуточно наряжены в подобие карнавальных костюмов, передние две даже, кажется, поставлены в танцевальную позицию. Современники не понимали увлеченности владельцев имения и зоологическими исследованиями, и особенно – масштабным собаководством, поэтому забавы с животными и их чучелами стали причиной нелюдимости последнего хозяина.
Кухня и винный погреб
Как уже упоминалось, замок Битов имел отдельную кухню для питания собак, но посетителям показывают только ориентированную на людей. Помещение довольно просторное, ведь количество едоков в имении было немалым. Центральный агрегат этого цеха питания – дровяная печь с обширной варочной поверхностью и вытяжкой, отводящей дымовые газы и испарения от приготовления блюд в общий отопительный сброс в дымовую трубу.
Непривычно крупных габаритов противни и сковороды оставлены для демонстрации прямо на плите. Другая утварь находится на разделочной поверхности справа, на стенных полках и крючках в арке над ней. Остальное размещено в шкафах левого угла помещения и на их верхних плоскостях. Накрытый белой скатертью стол служил не только для комплектования на подносах хозяйской еды. Судя по количеству стульев, прямо здесь обедал кухонный персонал.
Большинство хозяев чешских замков занимались виноделием, содержали собственные винные погреба и торговали высококачественной продукцией. Замок Битов не был исключением, судя по вывескам, виноделие здесь основали давние владельцы из рода Лихтенбургов.
Винный подвал, или по-чешски склеп, размещен в подвальном помещении одного из зданий замка. Время работы этого объекта совпадает с приемным временем основных экскурсий, поэтому желающие осмотреть винный погреб должны правильно рассчитать время прибытия в замок Битов.
Тусклое освещение винного погреба едва позволяет рассмотреть его устройство. Вырубленный в горной породе туннель со стенами из этой самой породы и неровным полом оборудован деревянным стеллажом с несколькими полками для хранения бутылок в горизонтальном положении. Видны лавка у стены, винные бочки и беспорядочно расставленные бутылки.
Следов проведения дегустации напитков в погребе не обнаружено, либо наши корреспонденты эти следы предпочли не заметить. Чтобы не быть обвиненными в рекламе алкоголя, оставим этот вопрос для самостоятельного выяснения заинтересованным посетителям. Однако попавшие на фотографию винные бутылки явно вскрыты и освобождены от содержимого, что позволяет делать определенные выводы.
Покидаем интересный замок Битов
Как и некоторые другие в Чехии, замок Битов имел собственную пыточную камеру, по-чешски хладоморню. Нашим посланникам попасть внутрь не хватило времени, поэтому ограничимся фотографией закрытого входа и рекламного экспоната возле него. В этом качестве выступает пыточное кресло устрашающего устройства.
Различимы острые шипы на сиденье, приспособления для фиксации и сдавливания головы и ступней ног. Удобства седоку уменьшал и выступ сиденья, воздействующий на весьма чувствительную зону. Рассказывая о замке Гродно в Нижней Силезии, мы более подробно показывали пыточные приспособления. Замок Валтице тоже имеет пыточную, там она именуется мучарней. На этом визит наших корреспондентов в замок Битов заканчивается, остается сделать прощальное фото с порога.
Прощальная фотография фиксирует древние крепостные стены, одну из сторожевых башен с открытыми воротами. Покидая замок Битов, остается сожалеть о малом промежутке времени. Отведенном на его осмотр. Советуем следующим посетителям этого примечательного объекта чешской истории выделять на визит более продолжительное время.