Бывший главный вход на Государев двор загородной царской резиденции – Передние ворота, сохранив старое название, парадными быть перестали. Из подступившей к усадьбе Москвы сподручнее добираться через Задние, или Спасские ворота в Коломенском, описанные в одной из наших статей. При реконструкции усадьбы восстановлен весь ансамбль входа, где выполненные в четыре яруса Передние ворота соседствуют с Приказной и Полковничьей избами.
Заглавная фотография обзора показывает Передние ворота со стороны подхода от Москва-реки и храма Вознесения Господня в Коломенском. Ранее мы о нем писали, на высотном фото он правее часовой башни и выделяется своей высотой. Левее этих двух сооружений проглядывают голубые купола храма Казанской иконы Божьей Матери, бывшей домовой церкви царской резиденции. Сам дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском не сохранился, его восстановили гораздо южнее, за оврагом. Все перечисленные объекты доступны туристам, как и Передние ворота.
Передние ворота оборудованы двумя сквозными арками, побольше и поменьше. Большая использовалась для въезда экипажей, малая служила пешеходной калиткой. Реконструкция не была доведена до конца, первый ярус оставили под поздней скатной кровлей, хотя первоначально там была огороженная балюстрадой смотровая площадка, или гульбище. Второй ярус служил техническим помещением, где размещались устройства для создания спецэффекта – рычания львиных статуй, а также часовой механизм.
Статуи львов, покрытые натуральными шкурами, до наших дней не сохранились. Известны описания издаваемых зверями рычаний, вращения светящимися глазами. Часовой циферблат тоже убран в хранилище, на его месте – современный. Неизменным остался граненый шатер сооружения, увенчанный копией флюгера в виде двуглавого орла. Первые два яруса, как и примыкающие здания Приказной и Полковничьей палат, используются для демонстрации музейной экспозиции.
Начало экспозиции об истории Коломенского
Вехи истории Коломенского – всеобъемлющая экспозиция о заселении местности в средне течении реки Москвы, представляющая вещественные экспонаты многих эпох. Древнейшие следы человеческого присутствия в нынешней городской черте столицы обнаружены в Дьяково, поселении южнее оврага в Коломенском. Ученые относят эту стоянку древних людей к периоду палеолита, это более 25 тысяч лет до нашей эры. Столь древними экспонатами, как кремневые заготовки орудий, начинается представленная выставка.
Таких древних находок немного, остальные экспонаты значительно моложе, начиная с VIII века до нашей эры. Представлены ритуальные амулеты, черепки посуды и другие сохранившиеся свидетельства жизни людей древности. Основная масса экспонатов изъята из поселений, датируемых XII веком и позднее. Уже с XIV века Коломенское стало излюбленным местом сначала великих князей московских, а затем и русских царей.
Самыми сохранившимися постройками во все времена были религиозные сооружения, которые и строились тщательно, и лучше оберегались. Поэтому Передние ворота в своей экспозиции демонстрируют значительную долю предметов, связанных с отправлением религиозных обрядов. Входные ворота храмов и Святые врата иконостасов, иконы, колокола и церковная утварь широко представлены в витринах.
В осматриваемой экспозиции выделяются резные деревянные Святые врата, прежде украшавшие иконостас храма Вознесения. Их изготовление относят в временам Василия Третьего, отца Ивана Грозного, правившего московским княжеством с 1505 года. Здесь же целый ряд старинных святых образов и иные ритуальные предметы. Нечасто встречаются в музеях покровные полотна, которыми закрывали предметы обряда причащения (евхаристии) – дискус и потир. Малый покровец помещен ниже икон правой витрины.
Некоторые крупные планы
Крупные планы некоторых музейных экспонатов представлены с предлагаемой подборке фотографий. Помещенный на невысокий подиум храмовый колокол снабжен подробным описанием на табличке. Дополнительная символика для людей с плохим зрением разрешает этой категории посетителей ощупывать экспонат, чтобы понять его устройство через тактильные ощущения.
Даже такой внешне простой предмет, как дверная решетка, выполненная древними кузнецами, свидетельствует об уровне этого ремесла. Ведь это изделие не технологий современного уровня, оно выполнено зубилом и молотом на наковальне. Передние ворота имели смотровые окна между помещениями, назначение которых можно только предполагать. Предусмотрены и проушины в стене для глухой дверки.
Отделочная керамика древности
Следующая экспозиция представляет еще один образец резных храмовых ворот для алтарной преграды, то есть иконостаса. Отличающий храмы православие от католических, иконостасы в центре имеют Святые врата для прохода священнослужителей к алтарному столу. Украшению этих распашных дверок уделялось особое внимание. Вторая часть экспозиции посвящена более мирскому предмету – керамическим изразцам, чаще используемым в быту.
Касательно материала для прочных и красивых отделочных плиток, то его заимствовали у гончаров, издревле делавших глиняную посуду. Зная свойство глины твердеть при обжиге, так называемые красные изразцы именно так и изготавливали. Дополнять изразцы покрытием из глазури научились позднее, используя легкоплавкие минералы, образующие прозрачную пленку . расцветку покрытия меняли с помощью красящих добавок.
Главной конструктивной особенностью изразцов была их коробчатая форма, обеспечивающая печам повышенную теплоемкость и долгую отдачу тепла. Воздушная прослойка и была секретом долгого сохранения теплой поверхности. На внутреннем буртике, румпе, видны отверстия для штырей крепления, предварительно вмурованных в кирпичную кладку, чтобы не применять раствор или клей.
Изготовление рельефного рисунка выполняли при помощи деревянных форм, которые заполняли подготовленной глиной. На слайдере представлены как красные, неглазурованные изразцы, так и покрытый цветной глазурью. Чаще других встречаются зеленые, или муравленные (мурава – трава). Такой цвет получали добавкой в глазурь окисла меди, минерал с окисью никеля давал синюю расцветку.
Макеты, инсталляции и отдельные экспонаты
Центр следующего экспозиционного зала занимает витрина с макетами, расположенными в два яруса. Наверху представлен уже упомянутый дворец царя Алексея Михайловича Романова, который именовали восьмым чудом света, пока не забросили, построив Санкт-Петербург. Ниже представлена реконструкция раскопок, проводимых на территории Коломенского, и показаны места наиболее значимых находок.
Над окованным металлическими накладками сундуком в левом углу – стенд с древними изделиями обработки металлов. Дверные замки и запоры, ключи, петли и ручки вручную выполняли мастера кузнечного дела. Разнообразен набор экспонатов в правом углу экспозиции, от старинных икон и оконной решетки до объемистого ларца с портретами князей и царей, древнего стула рядом с ним.
Приказная изба (палата), продолжающая Передние ворота в северном направлении, служила местом расположения канцелярии, говоря современными терминами. Восстановленное в первоначальном виде здание и внутри представляет часть древней обстановки. На красном фоне суконной обивки стен выделяются белые оконные откосы, зарешеченные окна гораздо меньше внутренних контуров проемов.
В осматриваемом помещении обращают внимание на цветные витражи окон, следом бросаются в глаза расставленные на глубоких подоконниках экспонаты. Здесь выставлены металлические сосуды разной формы и ларцы, заменяющие древним чиновникам сейфы для ценных бумаг. Ларцы стоят и на лавке, опоясывающей периметр комнаты. В Красном углу Приказной избы – стол руководителя, установленный под святыми образами, рядом длинный стол для рядовых чиновников.
Передние ворота древности на стекле
Одно из окон музейного помещения, необычно современного облика, украшено не очень заметным матовым изображением по стеклу. На нем Передние ворота соседствуют с царским дворцом, воссоздавая картину XVII века. Тому же периоду соответствуют экспонаты на подоконнике и ближнем подиуме. Правее колокола можно видеть ножные кандалы, нашедшие широкое применение к бунтовщикам и инакомыслящим.
Левее колокола отдельно выложен колокольный язык, основа русской системы звона, когда раскачивают именно язык. Европейский вариант предполагал раскачивание колокола, а не языка, и требовал иного крепления инструмента к балке подвески. На подоконнике длинный ствол древнего стрелкового оружия – пищали. Нечто среднее между легкой пушкой и тяжелым ружьем применяли в основном для защиты крепостей.
Второй ярус – часовая экспозиция
Поднявшись на второй ярус, посетители осматривают технические устройства, выделяющие Передние ворота в Коломенском из других парадных строений. Здесь сохраняется оригинальный флюгер в форме герба империи, двуглавого орла, на шпиле теперь установлена его копия. Рядом выставлен древний часовой механизм, автором которого называют самоучку Петра Высотцкого. Колокола небольших размеров были установлены в звоннице под шатром и связаны с часами.
Часовой механизм в экспозиции не единственный, демонстрируется еще несколько отличающихся вариантов. Отличительные особенности различных устройств интересны не только разбирающимся в часах, но и всем, связанным со сложными передаточными механизмами. Соосное либо раздельное расположение шестеренок обеспечивает одинаковый результат, синхронное вращение часовой и минутной стрелок, каждой со своей скоростью.
В завершении шеренги часовых механизмов просматривается старинный циферблат, который с последующем слайдере показан крупно. Многие посетители замечают отличающееся от современного написание римской цифры IV, а также отсутствие некоторых элементов чисел нижней части циферблата. Для металлургов и литейщиков интересен крупный план металла одной из шестерен, с литейными дефектами и следами испытания свойств.
Реплика об изъянах древнего изделия сделана не в упрек мастерам, каждому времени присущи свои технологические возможности. В данном случае каверны и раковины поверхностны, на пластичность и твердость металла они не влияли. Заключительное фото подборки демонстрирует уголок обслуживающего персонала, различные инструменты, приспособления и запасные части башенных часов. Далее посетители спускаются на нижний ярус, чтобы продолжить осматривать Передние ворота как музей.
Экспозиция петровских и более поздних времен
Несколько выставочных экспозиций более позднего времени располагаются в южных Полковничьих палатах. Прежде здесь был, говоря по-современному, командный пункт и штаб охранного полка. Первой от лестницы осматривается экспозиция о повседневной жизни и занятиях местного населения в XVIII – XIX веках. Здесь подле одной из икон представлены стенды, отдельно с ремесленными орудиями и изделиями, отдельно – с крестьянскими.
Многие из демонстрируемых инструментов и изготовленных предметов не претерпели изменений до наших дней, их легко узнают все посетители. Топоры и молот, наконечник багра и петли для ворот сложно с чем-то спутать, а вот зубило и клещи кузнеца кому-то окажутся незнакомыми. Узнаваемы, но могут быть забыты лемех плуга и ухваты для горшков, а вот гигантские сечки для капусты, колья огородников известны не всем.
Более однозначна экспозиция бытовых вещей и предметов повседневного использования, в основном – посуда и тканые материалы, обувь и одежда. Они с течением времени кардинально не меняются, как неизменны базовые человеческие потребности. К примеру, сковорода может удивить очень длинной ручкой, которая соответствовала глубине редких теперь дровяных русских печей. Однако сама сковородка осталась похожей и сейчас.
Никаких неузнаваемых черт и отличий от нынешних не имеют, да и иметь не могут самовар и чайная посуда, керамические емкости и другие вещи. Отдельные предметы могли бы украсить любой современный стол, а емкость для масла в виде красного рака и за шедевр сойдет. Уже изобретена была фотография, представленный образец показывает тогдашний вид изображений, со скованными позами персонажей из-за длительной выдержки при съемке.
От бытовых вещей к раритетам
Было бы непростительной оплошностью организаторов экспозиции, если бы Передние ворота Государева двора обошлись без изображения Петра Первого. Общеизвестно, что будущий император во дворце Коломенского провел значительную часть детских лет, поэтому его бюст здесь просто необходим. Как контраст с мраморным изделием, стройным и изящным, выставлен массивный то ли торшер, то ли подсвечник, однако мастерство резчика восхищает.
Однако раритетами могут являться не только предметы искусства, предназначенные для удовлетворения потребности в прекрасном. Находятся вещи, достойные называться раритетами, и среди сугубо утилитарных изделий. Представленные в экспозиции дорожные сани вполне подходят под это определение и внешним видом, и способом изготовления, и мастерством авторов. Гнутые деревянные обводы и красивы, и удобны при использовании.
Над крепко сколоченной дверью в левой стене вывешен необычного вида скворечник, изделие для потехи детей, любителей птичьего щебета. Огороженный лестничный проем ведет в подвалы Полковничьих палат, где раньше размещались продовольственные ледники. Внизу – уникальная экспозиция архитектурных элементов из белого камня, собранная первым директором музея-заповедника Барановским. Энтузиаст собрал их из разрушенных большевиками зданий, изображения которых помещены над лестницей.
Выставка икон и других религиозных атрибутов
Россия в ее иконах – говорящее название, присвоенное обширной экспозиции религиозной атрибутики. Здесь собрана целая коллекция святых образов, спасенных из разрушаемых большевиками церквей и часовен и сохраненных до сегодняшних дней. Иконы представляют неоценимое духовное богатство нашего народа, но этим их значение не исчерпывается. Это еще и свидетели истории, на многих иконах изображены не сохранившиеся храмы и города.
Историческая ценность религиозных реликвий дополняется их художественными достоинствами, хотя культовая живопись имеет отличия от мирской. При этом последнюю отличеае еще и обильное применение драгоценных оправ – окладов и киотов, использование золочения и ажурное исполнение некоторых изделий. В этом легко убедиться даже по фото небольшого слайдера из нескольких фотографий. Фигура парящего ангела и еще одни храмовые святые врата это красноречиво подтверждают.
Передние ворота в ансамбле Коломенского
Обширное парковое пространство музея-заповедника Коломенское раскинулось на более чем трех сотнях гектаров, пешком все не обойти. Необходимо выбирать нужный вход в парк, исходя из желаемых объектов посещения, затем подбирать способ туда добраться. Это может быть как метрополитен, так и автобусы, троллейбусы и такси. Внутри территории все более развиваются перевозки электротранспортом, от малых авто до составов, стилизованных под железную дорогу.
Большинство маршрутов проходит через Вознесенскую площадь, на которой и находятся Передние ворота бывшего Государева двора. На собственном автомобиле парк не объехать, можно только перемещаться вдоль периметра от одного входа к другому, меняя парковки. Для такого варианта предпочтителен будний день, а время до обеда (кроме понедельника – музеи на выходном).
Ранее были перечислены достопримечательности центральной части Коломенского, затем упомянут дворец на юге территории. Не забудьте про участок близ реки Жужа, где размещен музей деревянного зодчества и много любопытных объектов, от домика Петра Первого в Коломенском до Соколиного двора, башен и водяной мельницы.