Крупнейший в городе и регионе Пермский краеведческий музей существует с конца XIX века. В его экспозициях отражены эпохи истории развития обширной территории, использована научная систематизация. Обзор не будет пересказом представленного, он ориентирован на преодоление равнодушия к собственному прошлому. Не следуя логике построения разделов, покажем отдельные яркие фрагменты экспозиций, которые начинаются с места размещения. Красивейшее в городе здание известно как дом Мешкова, видного предпринимателя и мецената.
Ему приписывают спасение края от голода при неурожае успешным завозом зерна в конце XIX века. Активное спонсорство местному университету ставит Мешкова в ряды основоположников уральского образования. Пермский краеведческий музей не забыл это отразить в экспозиции, однако начинается она с доисторических времен. Следы давних эпох сохранились здесь полнее многих местностей, пермским поименован один из периодов геологического времени.
В главном здании Пермский краеведческий музей сохранил лишь малую долю археологических находок. Из-за их обилия открыт филиал – музей пермских древностей, мы о нем прежде уже рассказывали. Человек появился через 200 с лишним миллионов лет после пермского периода, поэтому безлюдная эпоха показана отдельно. Основная тематика здешней экспозиции – рассказ о коренном местном населении (коми) и освоении русским народом Предуралья, или Прикамья.
Показываем Пермский краеведческий музей
В бытность губернией Российской империи территория была вдвое обширнее нынешней, некоторые экспонаты кажутся чужеродными. Пермская губерния включала весь Средний Урал и часть Южного по обе стороны хребта Уральских гор. Южная граница захватывала часть нынешней Челябинской области, которой тогда не было (Кыштым, Касли, Верхний Уфалей). Обозревателю старинные наряды безразличны, но интересующимися темой есть что посмотреть.
Скромно показанные древние украшения весьма своеобразны, представляют так называемый пермский звериный стиль. Предметы убранства и обихода – пряжки и амулеты, браслеты и подвески украшались стилизованными изображениями животных. Это отражало языческие верования предков, в чем-то перекликаясь со скифской культурой. Фрагмент облицованной изразцами печи демонстрирует применение художественного убранства жилищ.
Горнозаводская цивилизация
Освоение Прикамья и Урала происходило с очевидными целями использования природных богатств территории. Рудники с шахтами и открытыми разработками, металлургические заводы формировали вокруг себя поселения для рабочего персонала. Вокруг Перми хозяйничали Строгановы, близ Екатеринбурга – Демидовы, в Губахе и Кизиле были шахты Протопоповых. Развивалось литейной производство, образец представляет Пермский краеведческий музей.
Отлитая в Каслях фигурка Рудознатец демонстрирует облик первооткрывателя месторождения железа горы Благодать близ Кушвы. Степан Чумпин – представитель народности вогулов, которых считают родственными или даже тождественными манси. Заводы губернии производили медь и железо, зарождалась обрабатывающая отрасль. Было освоено литье колоколов, есть версия о приоритете пермяков в изготовлении самоваров.
Искусно изготовленный каменный камин находился в Казенной палате Пермской губернии, кто был его автором, не знаем. Собирание предметов искусства было модно среди заводчиков, украшавших свои жилища и служебные кабинеты. Некоторые предметы декора показаны в обобщающей экспозиции, которую Пермский краеведческий музей скомплектовал из разнородных экспонатов горнозаводского происхождения.
Здесь собраны живописные портреты и старинные фотографии видных личностей губернии с изложением биографических сведений. Фото наиболее примечательных зданий города чередуются с декоративными предметами и личными вещами. Каждый посетивший Пермский краеведческий музей найдет что-то примечательное, в зависимости от интересов и увлечений. Своих предпочтений не навязываем.
Отдельно помещен портрет первого губернатора, генерал-аншефа Евгения Петровича Кашкина, одного из созидателей своей эпохи. Еще на армейской службе, волей случая он попал на глаза императрице Екатерине Второй. Произведя на нее благоприятное впечатление, достойно выполнил ряд поручений и пошел вверх по карьерной лестнице. Армейский опыт и последующее выборгское руководство сделало из него крепкого управленца.
Руководить горнозаводской провинцией с ее просторами, сложностью взаимоотношений заводчиков и казны было непросто. Кашкин сумел выстроить эффективный аппарат управления, руководил городской застройкой, снабжением продовольствием и иными важнейшими направлениями. Две из трех пожалованных ему высоких государственных наград получены за работу в Пермской губернии.
Пермский краеведческий музей представляет жизнь населения
В формировании выставочного пространства Пермский краеведческий музей использует все возможные вариации. Стенды и витрины, изобразительные методы чередуются с инсталляциями интерьеров, обладающих повышенной естественностью и привлекательностью для публики. Одной из таких экспозиций является воссоздание зала в доме зажиточного горожанина, выполненной как обобщение.
Простота комплектования обстановки несколько удивляет, однако качество – вполне на уровне. Долю изысканности придает овальное зеркало в бронзовом обрамлении, как и массивные напольные часы, выполненные заодно с тумбочкой. Ничем особенным не отличается мебельный гарнитур, но показу типичной обстановки отличия не важны. Наличие музыкального инструмента призвано свидетельствовать тягу к искусству.
Еще более акцентированно музыкальная тематика представлена другой инсталляцией. Выходящая на улицу витрина представляет некоторые продаваемые товары, не все устройства современный человек опознает. Музыкальный магазин некоего Симоновича в городе, говорят, действительно существовал, а товары и услуги предлагал в широчайшем ассортименте. И это не только продажа инструментов всех категорий.
Если распознать музыкальные шкатулки, рупор патефона возможно, то кассовый аппарат торговой точки – тем более. Он, как и в реальности, повернут рабочей стороной к кассиру, а посетитель видит отбиваемую сумму. Манекен зазывающего публику администратора или владельца наглядно свидетельствует о простоте тогдашнего маркетинга. Ничего нельзя сказать о портретном сходстве с Симоновичем.
Крестьянская экспозиция
Начинающие экспозицию женская и мужская фигуры персонально неизвестны, но лица манекенов восстановлены антропологом. Коми-пермяки компактно проживают до сих пор на северо-западе края, на территории автономного округа. Численность народности менее 100 тысяч человек, всего один город и три поселка вмещают всех, да еще половину русских от численности. Почти 15 лет назад территория присоединилась к Пермской области.
Втрое превышает население этого образования численность жителей отдельного субъекта федерации – республики Коми, расположенной севернее. Тамошние жители именуют себя просто коми, русские их издавна называли зырянами. На северо-западе республика граничит с Ямало-Ненецким автономным округом Тюменской области. Образ жизни коми ближе к ненцам, коми-пермяки более ассимилированы и живут подобно русским.
Макет жилища внизу, реальная бревенчатая стена и множество деревянных орудий составляют содержание следующей экспозиции. Из нее понятно, что основным традиционным занятием коми-пермяков является земледелие. Наряду с естественными в лесистой местности охотой и лесозаготовками обработка пахотных земель предоставляла им пропитание. Не только жилища, но и большинство орудий были деревянными.
Сначала обменная, затем денежная торговля давала возможность использовать и металл, но ограниченно. Без железа невозможно было косить траву для домашнего скота, железные ободья продляли жизнь колесам телег. Грабли и даже бороны для обработки земли делались полностью из деревянных деталей, даже без гвоздей. Земледелие давало и лен для одежды, деревянные прялки и ткацкие станки превращали его в полотно.
Не имеющий металлических деталей ткацкий станок своеобразного устройства на удивление компактен. Домотканые полотна крестьяне умели окрашивать, шили из них одеяния свободного покроя, не сковывающие движений. Местному населению не были чужды эстетические вкусы, свидетельства этому Пермский краеведческий музей демонстрирует в экспозиции. Браслеты из бронзы и бисерные плетения красивы и самобытны.
Переходная экспозиция
Переход от культурно-бытовой части экспозиции к описанию драматических событий прошлого века оформлен своеобразно. Пермский краеведческий музей разместил на стыке разделов скульптурную экспозицию екатеринбургского ваятеля Калмыкова, автора концепции выставочного пространства. Инсталляция, названная Проводы в армию, выполнена в необычной манере и изобразительной технике.
Изображен фрагмент квартирного интерьера, демонстрирующий кухонный стол после названного события. Материалом скульптору послужил обыкновенный гипс, окрашенный масляной краской, хотя специалисты пишут о недолговечности подобных изваяний. Что хотел сказать автор, обрезав часть столешницы и одну ножку стола, остается только догадываться. Авторская техника исполнения дополнена одному ему ведомым смыслом.
Череда эпох в музейной экспозиции
Революция хотя и концентрировалась в Петербурге, с бегством пролетарского правительства в Москву, но последствия коснулись всех губерний. Пермский краеведческий музей выбрал символом событий провинциального большевистского деятеля, осваивающего чиновничий стол. Обрамлением столешницы балюстрадой он напоминает толстовский в имении Ясная Поляна, но отличается от писательского почти девственной пустотой.
Обращенный к возможным посетителям портрет Троцкого призван олицетворять высочайшее доверие местному эмиссару от верховной власти. Лейба Бронштейн, в преддверии перемен ставший Львом Давидовичем Троцким, внес в это эпохальное событие вклад, сравнимый с Лениным, если не больше. Авторитет председателя Реввоенсовета был непререкаем, но для верности у стола еще и станковый пулемет.
Одержав верх в вооруженной борьбе с приверженцами монархического строя, большевики столкнулись с очевидными проблемами. Ломка сложившегося государственного устройства не могла пройти безболезненно, начались проблемы с обеспечением, особенно продовольственным. Новая экономическая политика была по сути отходом от провозглашенных принципов, разрешалась частная собственность, провозглашалась свобода торговли.
Ожившие магазины и наполненные товарами прилавки стали убедительным свидетельством живительной силы свободного рынка. Пермский краеведческий музей представляет витрину торговой точки периода НЭПа, специализирующейся на антиквариате и предметах роскоши. Спрос на предметы украшения быта продержался недолго, нэпманская вспышка предпринимательской активности сменилась плановой экономикой.
Лозунг социалистической эпохи формулировал основу взаимоотношений индивидуума и общества – от каждого по способностям, каждому – по потребностям. Привлекательный внешне, этот принцип государством использовался однобоко. Людские ресурсы по максимуму эксплуатировались, потребности людей нормировались сверху. Отсюда система – работники делают вид, что напряженно трудятся, а начальство платит символические зарплаты.
Сборная витрина социалистической эпохи содержит разнородные экспонаты, характерные для того времени. Не перечисляя выставленные предметы и не описывая каждый, приведем основные приметы общественного быта. Художественный вкус практически не воспитывался, гражданам негласно предписывалось довольствоваться стандартным набором благ и товаров. Процветали серость и посредственность, руководила устоявшаяся номенклатура КПСС.
Подвиг военной победы
Непременным разделом любого хранилища исторической направленности является экспозиция о вкладе местности в победоносное завершение Великой Отечественной войны. Пермский краеведческий музей обойти эту тематику не мог, прежде всего из-за огромного вклада края. Экспонаты военного времени сравнительно немногочисленны, тем выше их историческая ценность ввиду несомненной подлинности.
Пермь с предвоенного года получила имя Вячеслава Михайловича Молотова, министра иностранных дел, затем председателя Совнаркома. От рождения Скрябин, он скрывал фамилию под партийной кличкой до полного ее забвения. Молотовское танковое соединение доблестно сражалось в рядах прославленного Уральского добровольческого танкового корпуса. Шлем танкиста, обмундирование и награды дополняют фото военных корреспондентов.
Приметные вещи прошедшего века
Сюжетные инсталляции исторического содержания Пермский краеведческий музей оформляет красочно, они вдобавок и весьма познавательны. Однако порой одиночные экспонаты повествуют не только об отдельных вещах, они характеризуют обстановку своего времени. Керосиновый светильник и швейная машинка конструкции Зингера именно к таким и относятся. Они вполне пригодны к использованию до наших дней.
Американец Исаак Зингер сконструировал свою новинку швейного дела еще в середине XIX века. Машинка получилась столь удачной, что стала основой процветающего до сих пор бизнеса. Меняя собственников и страны, впитывая технические новинки и научные разработки, фирма сохраняет память основателя. Вряд ли возможно докопаться до автора керосиновой лампы, но такие светильники и сейчас в ряде случаев незаменимы.
Едва ли изменится принципиально токарный станок, на котором придают форму металлическим заготовкам методом резания. Появляются новые функции и системы программируемого управления, но основа прежняя – вращение заготовки и продольное движение резца. Подобные станки стали основным оборудованием тех уральских заводов, которые перепрофилировались из металлургических в машиностроительные, исчерпав ресурсы.
Техническим чудом казались в середине прошлого века даже допотопные автоматы для продажи газированной воды. Можно было выбрать добавки разных сиропов, либо выпить воду просто газированную. Срабатывание механизма обеспечивалось рычажным способом, в зависимости от массы монеты. За 3 копейки автомат поил водой с сиропом по выбору, за копейку наливал газировку.
Сейчас подобные расценки вызывают недоумение и зависть, хотя по доле к доходам сопоставимы с нынешними. Сейчас торгуют преимущественно закупоренными напитками, разливная торговля считается негигиеничной. Совсем иначе устроено управление торговыми автоматами, основанное на сенсорах либо даже голосовых командах. Допотопный железный ящик редко где сохранился, годный только к музейному показу.
Вещи вечные и меняющиеся
Тему вещей неизменных и наоборот — непрерывно совершенствующихся продолжают другие экспонаты, подмеченные в экспозиции. Плуг землепашца в усовершенствовании просто не нуждается, он веками методично выполняет свою работу. Всплывают и уходят в небытие методы безотвальной обработки почвы, ограниченные рыхлением поверхностного слоя. Однако природу не обманешь, плодородие обеспечивается обновлением через усвоение растительных остатков.
У каждой из эпох, которые иллюстрирует Пермский краеведческий музей, были свои критерии обстановки, декорирования жилищ. Ближе к середине прошлого века неотъемлемым элементом дома или квартиры стал телевизор, одним из изобретателей которого был российского происхождения американский изобретатель Зворыкин. Сохраненный в экспозиции экземпляр серийного советского производства разительно отличается от современных.
Демонстрируемый в конце обзора фрагмент детского раздела экспозиции сочетает вещи ушедшие и вечные. Здесь Пермский краеведческий музей собрал мало меняющиеся детские развлечения и одеяния, здесь же забытые либо вовсе незнакомые предметы. Пионерский барабан еще узнаваем в силу своей универсальности, а вот галстук юного пионера – давно редкость. Многое критикуется в советском прошлом, но внимания к подрастающему поколению у него не отнять.
Между тем нынешнее поколение, как и предшествовавшие, живет по большому счету ради продолжения рода человеческого. Если мы желаем иметь достойных потомков, необходимо кратно увеличить внимание к детям. Этому совсем не подчинены нынешние системы дошкольных и образовательных учреждений, задерганных реформами и заваленных отчетностью. Относительная консервативность музейных учреждений – явление положительное.
Посетив Пермский краеведческий музей, вы получите представление о развитии одного из регионов России. Именно такие учреждения способны показать историю конкретной местности наиболее подробно и досконально. Рекомендуем всем оказавшимся в миллионной Перми в гостях или по делам найти время для посещения музея. При всей отдаленности от столиц это очень достойное познавательное учреждение.