Пещеры Каппадокии – ныне региона центральной Турции, в древнейшие времена скрывали от римских преследований первых христиан.
В пещерах были оборудованы подземные храмы, украшенные фресками на религиозные мотивы. Целые монастыри располагались в рукотворных пещерах, вырытых в податливом туфе.
Появлению пещер, и не только, способствовала вулканическая деятельность гиганта Эрджияса – вулкана высотой более 3900 метров. Многолетние извержения засыпали 100-метровым слоем пепла и залили лавой равнину Кайсери. Лава при остывании превратилась в минерал базальт, отличающийся высокой твердостью. Из пепла образовался туф – мелкозернистый и податливый для обработки камень. Природные факторы: ветер, солнце, температурные перепады и осадки – выполнили гигантскую работу по образованию скал причудливой формы.
Предания нынешней Каппадокии повествуют о великанах, пытавшихся завладеть местными землями. Но якобы Аллах превратил тела захватчиков в причудливые столбы, колонны и другой формы скалы, возвышающиеся над долиной на высоту по 30 метров.
Вечное ремесло
С древних времен жители долины занимались виноделием и гончарным ремеслом. И поныне гончары в городке Аванос производят глиняную посуду возле своих мастерских, привлекая внимание туристов, а желающим предлагают попытаться самим создать кувшин или миску. Сохранились нерасписанные гончарные изделия, развешанные на ветвях высохших деревьев либо на сушку, либо для рекламы.
На заднем плане за деревом с горшками – скальное поселение Ючхисар (Три замка), выглядящее как беспорядочное нагромождение вырубленных жилищ с дверями и окнами. В центре поселения 100-метровый пик, превращенный в своеобразный замок причудливых очертаний.
Здесь множество пещер разного назначения, сделанных многими поколениями людей.
Пещерные церкви
Вырубленные в податливом туфе громадные пещеры Каппадокии обустраивались как храмовые сооружения. Алтари и другая церковная утварь также вырубалась из туфа, украшалась причудливой резьбой. Строительство таких сооружений ближе к творчеству скульптора, когда (как сказал великий Микельанджело Буонарротти) отсекается все лишнее.
Создание церквей и монашеских поселений поощрялось с IV века, первым византийским епископом столицы Каппадокии – Кесарии (нынешний город Кайсери) Василий Великий, впоследствии канонизированный как святой. Многие церкви хорошо сохранились, несмотря на их использование в разные времена как складские помещения и сараи, птичники и стойла для лошадей. Наиболее известны среди сохранившихся храмов – церкви Святого Василия и Церковь с яблоком XI века, а также Темная церковь XII века.
Многочисленные церкви в рукотворных пещерах Каппадокии никем не охраняются, поэтому многие конструктивные элементы и изображения испорчены вандалами различных эпох.
Стертые лица некоторых персонажей – дело рук мусульман; их вера запрещает рисовать людей, особенно изображать лица.
Фрески подземных храмов
Вырезанные колонны и арки, своды и стены украшались фресками, изображавшими мучеников за веру и украшенные разнообразными узорами и орнаментами. Изображения в храмах пещер Каппадокии XI – XII веков сохранили свои краски, будто нарисованные недавно – сказалось отсутствие воздействия солнечного света.
Росписи церкви Святой Варвары изображают христианских святых, воинов с пиками и лошадей. На иконах лошади достаточно необычны; их появление, возможно, обусловлено древним занятием местных жителей. Коневодство дало название региону Каппадокия – Страна прекрасных лошадей.
Церковь с яблоком получила наименование из-за фрески с изображением Михаила Архангела, на ладони которого – напоминающий яблоко шар красного цвета. Иное происхождение названия объясняют наличием яблонь вокруг сооружения. Вход в эту церковь разрушен, попасть внутрь можно только через узкий лаз. Помещение внутри церкви вырублено в форме креста. Стены с колоннами и свод потолка расписаны ликами святых и другими изображениями.
Темная церковь украшена фресками с сюжетами из Нового завета. После завоевания Каппадокии турками помещение церкви использовалось как голубятня; голубей разводили для получения сельскохозяйственного удобрения, значительно повышающего урожайность – птичьего помета. Для обеспечения доступа туристов потребовалась так тщательно чистить церковь от помета, что процедура длилась более 10 лет.
Инопланетные пейзажи
Поистине пейзажи иных миров открываются в Долине монахов – Пашабаг. Туфовые отложения, образовавшиеся из вулканического пепла, подвергались воздействию различных природных факторов. Оседание породы и образование трещин и осыпей, водные потоки и ручьи расчленили слои туфа на причудливые фигуры в виде конусов, пирамид и башен.
Отшельники вырубали себе монашеские кельи внутри этих образований, проживая в уединении и молитвах. Одним из таких отшельников долгие годы проживал здесь Святой Симеон Каппадокийский.
Столь же фантастические картины обнаруживаются в долине Гёреми, которая сейчас является национальным парком и внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Местный Музей под открытым небом включает крупнейший комплекс пещерных монастырей и храмов. Здесь и одиночные кельи, и сооружения различных размеров вплоть до очень крупных, с большими залами и сводчатыми потолками.


















