Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии – крупнейший в России храм, соответствующий традициям католицизма и обликом, и проведением обрядов. Построен он был еще при царизме на деньги, пожертвованные будущими прихожанами, приверженцами католицизма.
Сооружение выполнено в стиле новой готики, или готического возрождения, характерном устремленными вверх остроконечными формами всех составляющих элементов здания. Для нашей страны такие храмы, как Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии – безусловная редкость, интересная многим людям. Независимо от вероисповедания.
Среди тесной застройки центральной части Москвы, неподалеку от Биологического музея им. Тимирязева, Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице располагает довольно просторным участком земли. На нем умещается и административное здание Курии – церковного католического управления, и небольшая автостоянка, и газоны с элементами дизайна.
Высотный снимок отчетливо представляет форму храма в плане, представляющую четкий католический крест. Высокий западный фасад увенчан крестом, как и колокольня, расположенная в междукрестии. Знатоки считают образцами для подражания при проектировании храма такие шедевры, как собор Вестминстерского аббатства в Лондоне и символ Милана – его кафедральный собор.
Прекрасно оформлен северо-западный угол храмовой территории, декорированный редкими растениями и водоемом с небольшим фонтаном. Добавляет колорита скульптура «Иисус – добрый пастырь», изображающая Спасителя в окружении опекаемых им овец.
Пасторальное произведение со спорными художественными достоинствами пользуется, тем не менее, популярность у прихожан, особенно у малолетних посетителей. Дети со свойственной им непосредственностью используют статуи животных как наездники, норовят забраться на руки к Христу.
Мягкие увещевания родителей – составляющая часть начального религиозного просвещения, которым далее занимаются служители собора. Детям на газонах, окружающих Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, вполне вольготно и вдобавок абсолютно безопасно.
Соседство у храма вполне благополучное, в здании постройки 2000 года находится контора успешной промышленной компании. Если вернуться к снимку с высоты, можно оценить полную изолированность территории собора от населенных кварталов.
Так выглядит Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии
Готический стиль возник еще в XII веке и сменил прежде господствовавший романский в строительстве прежде всего религиозных сооружений. Основным различием стилей было принципиально разное устройство опорной конструкции свода. В романской архитектуре опора была на стены, что требовало достаточной их толщины и ограничивало количество проемов.
Готика воспользовалась изобретением зодчими системы опорных столбов, на которые через арки передается давление свода. Эта конструкция позволяла строить храмы значительной высоты, с множеством декоративных и осветительных проемов. Готическое возрождение, или неоготика, появилось и стало преобладать в XVIII веке. Именно в этом стиле построили Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.
Чтобы отобразить Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии во всей высоте этого сооружения, потребовалось сделать два снимка. Они приведены совместно в нашем слайдере, надеемся на снисхождение к такому совмещению. Здесь можно подробно рассмотреть все элементы наружного облика храма, начиная с гранитных ступеней, число которых – 11 соответствует 10 заповедям христианства плюс одиннадцатая – заповедь послушания.
Воспринимающие основную нагрузку вертикальные утолщения – контрфорсы позволили увеличить площадь окон собора и освещенность внутри него. Особенно живописно оформлены входные арки, с башенками и заостренным верхом. Главным же украшением фасада является огромное круглое окно, называемое розой. Такие использовали и в ранней готике, а позднее намного усложнилась конструкция переплетов, ставших ажурными.
Главный строительный материал неоготики – красный обожженный кирпич использован не только для кладки прямых стен. Из него сделаны все части элегантных колонн у входа – и опорные базы, и стволы, и даже фигурные капители.
На стене укреплена памятная доска с датами строительства и фамилиями архитекторов. Вторая функция таблички – охранная, указывающая на особый статус архитектурного объекта, которого удостоен Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.
Внутренний облик собора
Вытянутое пространство центрального нефа с высокими сводчатыми потолками ограничено от боковых нефов парными колоннами и арками на них. Как большинство католических храмов, Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии не имеет алтарной преграды в виде иконостаса. Писанные на досках или холстах иконы в католичестве используются, но совсем не так широко, как в православии.
В данном храме видим только две иконы на стенах, алтарь стоит открытым взорам прихожан. Внутреннюю стену алтарной апсиды украшает огромное распятие, которое рассмотрим позднее. Второе разительное отличие от большинства православных храмов – скамейки для прихожан, католические богослужения слушают преимущественно сидя. Для распространенного в католичестве коленопреклонения используются дощечки, предусмотренные в переднем ряду скамеек.
люблю готику, лютеранство и все, что с этим связано! очень красивый собор. всегда прохожу мимо него и не могу удержаться и сделать фото. кто-нибудь был там внутри?
Замечательный образец готической архитектуры. Не смотря на то, что храм действующий, в свободное от богослужений время, там проходят концерты органной музыки. Прекрасный звук и очень хорошая атмосфера!
Особенно интересные концерты бывают здесь под католическое Рождество. Камерные ансамбли и певцы присоединяются к органу. Костел празднично украшен. Главное место занимает так называемый рождественский вертеп. Традиционная композиция включает фигурки Марии и Иосифа, младенца на сене, окружающих святое семейство животных. В это время царит приподнятая и в то же время уютная домашняя атмосфера. Для московских католиков это место встреч, хотя среди публики на концертах, конечно, не только прихожане костела. В отличном исполнении можно услышать прекрасные образцы западно-европейской духовной музыки. Надо только помнить, что тут не концертный зал. В соборе холодно, одевайтесь потеплее.