В обзоре римского Пантеона на фото попал Слон Бернини с обелиском на спине. Объект любопытный, поэтому публикуем небольшую статью с иллюстрациями. Заказчиком постамента для египетского обелиска был папа Александр VII, работа была выполнена за три месяца до кончины понтифика. Слон Бернини был выбран как символ силы, управляемой мудростью.
В качестве шедевра и основы композиции фигурировал как раз не Слон Бернини, а обелиск. Это изделие якобы было фрагментом убранства храма египетской богини Изиды. Вывез несколько сходных стел недолго правивший на исходе I века император Домициан. Такая форма обелисков трактовалась египтянами отлично от европейцев. Они рассматривали форму начиная сверху, как пучок лучей, расходящихся от Солнца. Заказчик разместил на вершине символы рода Киджи, к которому принадлежал в светской жизни.
Слон Бернини и обелиск – облик и размещение
Говорят, что скульптор лично никогда не видел слонов, сделав эскиз, поручил фигуру помощнику. Непонятно, почему итальянцы прозвали его поросенком, но давать памятникам прозвища им свойственно. Местом установки была избрана площадь в 70 метрах от Пантеона, называемая по имени стоящего там храма Святой Марии сопра Минервы. Гравер XVII века Джованни Фальда изобразил внешний вид площади с монументом перед церковным фасадом. Нынешний облик отличается большей плотностью застройки и мощением.
Признанный выдающимся скульптором, Бернини вынужден был конкурировать с иными ваятелями. Среди них был и священнослужитель, конкурс проигравший, но сделавший замечание к проекту конкурента. Доминиканец Палья заметил, что опора обелиска не является монолитной, предложив подставить куб под брюхо слону. Папа Александр поправку утвердил, получил Слон Бернини дополнительную опору. Скульптор постарался скрыть ненужную деталь попоной, а фигуру животного намеренно развернул задом к резиденции доминиканцев.
Отмщение Галилея
Мало того, Слон Бернини слегка отвел хвост в сторону, словно приготовился к чему-то вполне естественному. Анальное отверстие направлено как раз в окна доминиканцев, но с этим никто бороться не пытался. Монастырь этого монашеского ордена достаточно прославился в истории процессами инквизиции. Именно здесь Галилей вынужденно отрекался от гелиоцентрического устройства Солнечной системы Коперника. Происходило это за несколько десятилетий до того, как Слон Бернини с обелиском заняли середину площади. Не дожил Галилей до отмщения своего позорного поступка.
Передача деталей слоновьей анатомии, неизвестно чем не устраивающая некоторых итальянских пересмешников, представляется идеальной. Нелепость у слона можно встретить в крупнейшем дворцовом комплексе мира, пекинском Запретном городе. Местные ваятели у ритуального коленопреклоненного слона вывернули суставы передних ног неестественным образом. Это при том, что Китай намного ближе к местам обитания их азиатской разновидности. Итальянцы же первый раз увидели на своей территории слона в начале XVI века.
Слон Бернини при ближнем обозрении
Подарок португальского короля несколько лет жил при дворе римского папы Льва X во времена Рафаэля. Его успели зарисовать и великий художник, и его последователи – ученики. Наверняка Бернини имел доступ к этим эскизам, мог ознакомиться и воспользоваться. В свою очередь, Слон Бернини стал образцом для сицилийца Ваккарини, почти повторив монумент фонтаном на площади Дуомо в Катании. Черный слон из лавы вулкана Этна стал городским символом, хотя у Бернини животное намного достовернее.
Что действительно поразило в слоновьем облике, выполненном Бернини, так это удивительные глаза животного. Представляется, что реально органы зрения сухопутных гигантов поменьше относительно черепа, здесь же почти человеческие пропорции. Объяснить это возможное несоответствие можно двояко. Либо скульптор стремился наделить животное разумным взглядом в человеческом понимании. Либо совершенно сознательно изображал конкретного человека, особенно на это похож ракурс в профиль.
Вполне зрелищным получился монумент в целом, украсивший пустынную ранее площадь. Нижний постамент, Слон Бернини и древний обелиск стали заметным единым объектом. К тому же подобный обелиск украшает противоположную, северную площадь перед Пантеоном в виде украшения фонтана. Внимательные посетители это замечают и должным образом оценивают, что бесследно не проходит. При этом рейтинг Пантеона как достопримечательности, города Рима и Италии в целом повышаются.
Определенная недоговоренность информации, где Слон Бернини предстает слегка загадочным, не является приемом привлечения внимания. Заказчик произведения скончался вскоре после принятия работы, преемник на папском престоле озаботился собственным возвеличиванием. Бывало, что новый понтифик уничтожал творения, затеянные до него. Так произошло с колокольнями Пантеона, но Слон Бернини устоял и стал постоянным украшением Рима. Так что, посещая столицу Италии, гляньте в глаза изваяния, и сверим наши впечатления.