Сочи Автомузей был открыт в середине 2015 года в Олимпийском парке. Большое количество экспонатов отражает историю отечественного автопрома.
Иные считают удачным укрытием от непогоды, энтузиасты готовы проводить здесь целые дни. В любом случае дополнительный познавательный объект – Сочи Автомузей в курортном городе полезен.
При отдыхе в Сочи Автомузей нужно посетить обязательно, наряду с другими достопримечательностями. Прежде всего это Сочи парк и Олимпийский парк Сочи, уже нами описанные и находящиеся в одном и том же месте. Нагулявшись там, не нужно упускать и выставку раритетов советского автопрома, где представлены практически все отечественные автомобили и много чего еще.
Оформлявшие в Сочи Автомузей декораторы просто расставили машины на щебеночной подсыпке среди пешеходных дорожек, но в вестибюле действовали разнообразнее. На входе посетителей встречает штабель деревянных ящиков, в которых размещены фотографии и модели, они же наверху этого нагромождения. На заднем плане размещена более цивильная витрина с моделями автомобилей.
Подобная штабелю ящиков витрина, уже вторая здесь, содержит набор самых разнообразных предметов прошлых лет. Несколько модификаций ламповых телеприемников с непривычно малыми экранами и даже колесо от телеги, термос с эмблемой летней московской олимпиады 1980 года и прочие экспонаты недостаточной пока еще ценности соседствуют с выставкой моделек, набравших большую популярность в последние десятилетия.
Расчет устроивших в Сочи Автомузей организаторы верно определили мотив рассмотрения подобных экспонатов. В стремительно меняющемся техническом оснащении современных людей старым вещам места не остается. К сознательному возрасту человека окружают совсем иные предметы, чем при рождении, а к зрелым годам их набор снова совсем иной. Шагнуть в прошлое без всякой машины времени – вся фишка устроителей.
Основная экспозиция
Первые автомобили в России собирал из иностранных комплектующих завод АМО, в 1931 году получивший имя Сталина, а в 1956 году – Лихачева, одного из успешных директоров. Завод всегда специализировался на грузовиках, автобусах и специальной технике, легковые авто изготовлял на заказ. В своей экспозиции Сочи Автомузей представляет первый элитный автомобиль СССР, ЗИС-101, скопированный с американского Бьюика в 1936 году.
Машину легко узнать по утерянному переднему бамперу, хотя сохранилась она неплохо. Подобных недостатков лишены экспонаты музея техники Вадима Задорожного под Москвой. Если первый автомобиль имел деревянный каркас и скрипел при езде, то послевоенный ЗИС-110 был уже вполне солидной машиной. Скорость до 140 км/час была рекордной до 1950-х годов, салон комфортабельный, появился радиоприемник. Для Сталина сделали бронированную модификацию ЗИС-115, которую от простых нельзя было отличить (для конспирации).
Тот же завод, но уже имени Лихачева, в 1967 году начал выпуск модели ЗИЛ-114, производил ее до 1977 года. Разработанный персонально для Брежнева, автомобиль мог разгоняться до 190 км/час – любил Леонид Ильич большую скорость. Болгарский флаг с машины снимать не стали, чтобы продемонстрировать представительское назначение посещающим Сочи Автомузей.
Отличительными чертами модели, кроме скорости, был удлиненный салон и повышенная комфортность персональных машин. О бронировании этой модели документальных свидетельств нет, но обойтись без этой предосторожности могли едва ли. За свое долгое правление Брежнев поездил и на ЗИЛ-117 (200 км/час), и на ЗИЛ-4104 – последней машине этого Генсека, которую прозвали членовозом.
Такое же прозвание имели автомобили Чайка, производимые на Горьковском заводе в то же самое время, как и ЗИС/ЗИЛ. Машины предназначались руководителям высокого ранга, начиная с некоторых заместителей министров. Подержанные экземпляры было принято передавать органам ЗАГС для проката молодоженам.
Изображенная на фотографии модель ГАЗ-13 нужно признать особо удачной по дизайну, особенно передней части. Эффектно выглядит необычная решетка радиатора в сочетании с выступающими конструктивными элементами бампера и эмблемой завода.
Автомобили — огнеборцы
Пожарные автомашины появились почти сразу после появления автомобилей вообще, заменив применявшуюся ранее конную тягу. Почему-то количество пожаров в процессе прогресса человечества и техники отнюдь не уменьшается. Значимость пожарной спецтехники исключительно велика, поэтому Сочи Автомузей показывает их достаточно широко.
По порядку расстановки первой осматривают машину – цистерну АЦ-40 производства ЗИЛ, рядом – автолестница АЛ-18, выпущенная на ГАЗе. Автоцистерна вмещала почти 2400 литров воды, имела бак для пенообразователя и одновременно привозила команду пожарных из 7 человек, выпускалась 25 лет. Машина – лестница имела всего 2 человека экипажа, рукав подачи воды закреплялся на конце лестницы, с которой можно было тушить возгорания в домах до 6 этажей.
Предшественником АЛ-18 была машина того же завода ГАЗ – АЛ-17(51), лестница у этой модели на 1 метр короче. Проектировали ее по заданию пожарной охраны специально для 5-этажных хрущевок, но пригодны они были до тех пор, пока потолки в квартирах не стали поднимать выше.
Конструкция машины с 17- метровой лестницей получилась удачной из-за того, что именно такая длина укладывалась без переделки шасси автомобиля с опорой в поднятом состоянии на задний мост. Небольшая нестыковка технического задания, отсутствие учета развития строительных технологий привели к дополнительным работам и замене машины.
Следующие два экспоната иллюстрируют эпоху начала применения авто в пожаротушении, а также и предыдущий период — до появления автотранспорта. Первый автомобиль для пожарной охраны приспособили заводские умельцы нижегородского предприятия Красная Этна, которое производило метизы для автозаводов, проще говоря, болты и гайки. Машина ГАЗ-АА стала прообразом для выпуска пожарной техники на нескольких заводах.
До изобретения автомобилей пожарные использовали единственную альтернативу – лошадиную силу. Животные перемещали специальную пожарную телегу с 40-литровой бочкой, предшественницу пожарных цистерн. Оснащение емкости помповым насосом было первым шагом в механизации пожаротушения.
Я бы хотела побывать! Мне кажется, это очень интересно. Даже специально погуглила информацию и фотографии. Где еще предстоит такая возможность увидеть слияние разных эпох машиностроения? Вот только не совсем поняла, что тут с экскурсионной программой, точнее с аудио гидом или экскурсоводом, на каких языках можно послушать рассказ и на сколько он рассчитан по времени.
Мы были в этом музее в 2016 году и аудиогидов там не было, но все течет, все меняется. Экскурсии проводятся за дополнительную плату, а по поводу языков я затрудняюсь сообщить.