Бывшая резиденция католикоса, главы Грузинской православной церкви, собор Светицховели, находится в древней столице, городке Мцхета. Это третья реинкарнация храма, созданная здесь же похороненным католикосом Мелкиседеком в первой трети XI века. Собор построен на древнем фундаменте разрушенной базилики Вахтанга Горгасали, до нее была сгоревшая деревянная церковь первого христианского царя Мириана. Однако история территории древнее, она исчисляется с момента распятия Иисуса Христа на холме Голгофа.
Наиболее величественно и по архитектурному живописно собор Светицховели выглядит с западной стороны, украшенный тройным фасадом. За ним виден цилиндрический центральный барабан с коническим куполом, от которого отходят остальные крестовые корпуса. Почти аналог увиденному – новый собор в Тбилиси, знакомый по крепости Нарикала. Просторная территория подворья обнесена внушительной каменной оградой, настоящей крепостной стеной, с башнями, звонницей и воротами. Зубцы на стенах и узкие бойницы говорят о приспособленности религиозного сооружения к оборонительным действиям.
Несмотря на солидный возраст собора Светицховели, нам известна фамилия зодчего, она высечена на камне. Архитектор Арсакидзе был щедро вознагражден, но, по легенде, правитель велел ампутировать ему кисть правой руки. Жестокая предосторожность обеспечивала, чтобы мастер не создал ничего более прекрасного, таковы были нравы раннего Средневековья. Сохранившийся достаточно хорошо благодаря высокому статусу и непрерывности деятельности, собор Светицховели в 1994 году включен в перечень Всемирного наследия.
Собор Светицховели — легендарная предыстория
Упоминание истории территории связаны с 33-м годом от Рождества Христова, когда Спаситель принял мученическую казнь. Мцхетские евреи отправили на Голгофу представителей, верившая в Мессию девица Сидония хотела иметь его вещь. Брат ее Елеазар (или Элиаз) выкупил у деливших одеяния солдат нешвенный, тканый цельным хитон. Нижнюю одежду изготовила сама Богородица, Иисус носил ее с младенчества до распятия, хитон подрастал синхронно. Сидония с восторгом приняла вещь, от избытка чувств скоропостижно скончалась.
Похоронили усопшую вместе с хитоном, из-за невозможности разжать пальцы Сидонии, которые приросли к ткани. На месте погребения, где сейчас Светицховели, вырос могучий кедр, ствол использовали для столпов церкви. Далее он перешел в базилику, затем в собор, где сохранился вместе с могилой и хитоном. Поклонение реликвии столь глубоко и искренне, что никаких мыслей о проверке красивой легенды не возникает. Хотя почему – легенды, о дележке одежды говорит Писание, хитон изображался на гербе Грузинского царства и династии Багратиони.
Архитектурные элементы фасадов и соборной ограды
Непросто переходить от истории к архитектуре, поэтому добавим о целительных свойствах Животворящего Столпа. Именно так переводится прижившееся народное название собора Светицховели, хотя освящен храм памяти Двенадцати апостолов. Чудеса исцеления творил и растущий на могиле кедр, и оставшийся пенек, который в XVII веке обстроили сенью. Выздоравливать после молитвы в соборе продолжают и поныне, кажется, все здание стало животворящим, все элементы. Начнем осмотр с приближенных западных фасадов.
Они уже на заглавной фотографии удивили различным наклоном скатов крыш, порождая мысль о строительном браке. Внимательный осмотр породил впечатление, что этим изображены взмахи птичьих крыльев, они в стае не синхронны. Касательно декоративного оформления, суровый камень здесь кажется достаточно податливым, даже пластичным. Довольно четко выполнены сложные узоры орнаментов, изображающих виноградную лозу, листья и гроздья ягод. Это тем более удивительно, что твердость изображенного сохраняется почти тысячелетие.
Наружный осмотр ограждения собора Светицховели
Для осмотра выбираем западную стену, как наиболее насыщенную разными сооружениями, составляющими комплекс ограждения. Сама стена довольно тривиальна, но частые закругленные зубцы оригинально повторены на верхнем срезе дальней башни. Башня звонницы интересна глубокой стеновой аркой, возможно, запасного выхода для экстренных надобностей. Врезные колонны по углам добавляют своеобразия, не очень-то распространенный архитектурный элемент, доступ на звонницу снаружи отсутствует.
Собственно звонница располагается на верхнем ярусе башни, выполнена она совсем из другого материала. По форме это классическая ротонда из восьми колонн, соединенных арками, с коническим завершением. Виднеется подвешенная балка с колоколами, можно разглядеть даже привязанные к языкам веревки. Внизу показался интересным столб с осветительными фонарями, словно обвитый лозой, с замысловатыми узорными кронштейнами. Кадр замыкает край следующего строения – входные ворота к собору Светицховели.
Обозреваемые ворота — настоящая входная группа довольно сложного устройства. Своеобразны вытянутые арочные ниши, более всего – их оригинальная треугольная конфигурация, и граненые накладные колонны рядом. Между ними в центре – три арки, средняя побольше, поражают размеры стекол без рам и переплетов. Бычьи головы установлены в 1970-х годах, найдены при исследовании остатков базилики Вахтанга Горгасали. Под металлической крепостной плитой проходим на территорию.
Вход и звонница изнутри, и не только
Арка звонницы изнутри значительно ниже, образован дополнительный ярус под ротондой, там явно подсобное помещение. Видны узкие окна во двор, входной проем с лестницы подъема, массивного сооружения с арочными пролетами. Обнаруживаем перекрытыми проходы между колоннами, звонари проникают к колоколам из промежуточного помещения по внутренней лестнице. Колокольная балка отсюда видна лучше, она в форме креста, лучи скорее всего жестко раскреплены. Внизу – полуразрушенное и почему-то не восстановленное помещение.
Непохожим на наружный выглядит вход собора Светицховели, идентичность определяется только по металлической плите в арке. Никаких архитектурных изысков, простая стена из мелкого камня, без следов штукатурки. Только углы перевязаны с блоками боковых стен, балюстрада и дверной проем, плюс два внизу, указывают на жилое помещение. Уровень земли на территории подворья гораздо ниже наружного, два лестничных пролета преодолевают спускающиеся. Хотя бы бегло глянем на территорию, чтобы переключиться на интерьеры.
Не первый раз на территории собора Светицховели замечаем два рядом установленных флага, государственный и церковный. Однако это не означает, как в Греции, признания православия государственной религией. Отдельная статья Конституции признает открытым текстом ее исключительную роль, но подтверждает независимость от государства. Озеленена территория довольно слабо, зато много лавочек для отдыха многочисленных прихожан и туристов. Вдали замечаем крест Святой Нино, вернее, его бронзовую копию.
Вход в собор Светицховели и его интерьеры
Храмовый вход оформлен обрамляющей аркой, на фронтоне фреска с Богородицей, ниже прямоугольный проем. Дверное полотно из стационарной рамки и распашных створок, украшено рельефами на религиозные сюжеты, фигурами святых. Доступны для осмотра сохранившиеся древние строительные материалы, использованные зодчим при возведении собора Светицховели. Количество направляющихся в храм превышает число выходящих, указывая на заинтересованность людей внутренним убранством.
Насколько многолюдно внутри собора, видно на следующей фотографии, частокол голов – до самого иконостаса. Причину увидим позднее, при входе бросается в глаза огромное изображение Спаса Вседержателя. Высокая сохранность и четкость изображения объясняется сравнительно недавним его обновлением, фреску переписали в XIX веке. Основой воссоздания послужили контуры первоначальной росписи, сохранившиеся с момента выполнения в XI столетии. Спускающаяся из-под купола люстра немного ухудшает видимость, но без нее будет совсем сумрачно.
Собор Светицховели помимо молитвенного предназначения издавна использовался для захоронения правителей Грузии и их родственников. Некоторые останки перенесены из более ранних некрополей, не исключаются и символические надгробные плиты. Кроме общеизвестных Вахтанга Горгасали и Ираклия Второго, здесь много могил членов семейства Багратионов. Представленная для примера надгробная плита егермейстера Багратиона-Мухранского – одна из многих, отличается первозданностью с момента установки.
Багратионы происходили от древнего армянского княжеского рода Багратидов, основав древнейшую династию грузинских царей в IX веке. К ней принадлежали знаменитые Давид Строитель, царица Тамара, Георгий Пятый, объединитель Грузии Ираклий Второй. Последний заключил договор с Екатериной Великой о российском протекторате, его надгробие – одно из красочных в соборе Светицховели. Большинство плит установлено заподлицо с полом храма, что несколько стесняет перемещение, но далеко не все обращают на них внимание.
Благоговение и венчание в храме Светицховели
Единственное приподнятое над полом храма надгробие переделано недавно. На плите величественная фигура Вахтанга Горгасали с мечом, во весь рост. Сохранившийся от базилики Вахтанга каменный трон используется как киот, имеет следы древнейших изображений, иконы в нем более современные. Как почти в каждой грузинской церкви, здесь имеется список Иверской иконы Божией Матери. Но наиболее привлекательным раритетов собора Светицховели признается фрагмент фрески Страшный суд, во многом необычное изображение на южной стене.
В отличии от одновременно реалистичной и в то же время мистической работы Микеланджело в Сикстинской капелле, здешний Страшный суд скорее загадочен. Наиболее примечателен круглый фрагмент со знаками Зодиака, который трактуется многими как признание астрологии. Опровергается суждение отсутствием во время написания фрески самого понятия астрологии. Желание видеть 12 Апостолов в храме их имени естественно, но это ангелы разных степеней и херувимы. Даже узнаваем архангел Михаил с зеркалом, в верхней точке круга.
Согласно статусу действующего храма, собор Светицховели проводит все христианские обряды. предусмотренные по православному канону. Здесь исповедуют в уголке, крестят в купели царя Мириана, проводят обряд причащения (евхаристии), непременно — венчают. Очень привлекательна красочность этого обряда у грузин, но многие прихожане даже не оборачиваются. Туристы тоже быстро насыщаются свадебной церемонией, переключаясь на осмотр древних и современных атрибутов. Ракурс со спин можно критиковать, но иначе не показать алтарный иконостас.
По высоте алтарная преграда в грузинских храмах невелика, довольно скромно оформляется, пример – храм монастыря Джвари. Здесь, как и в соседнем, иконостас современный, выполнен из камня с узорными арками и колоннами. Образа в один ярус, традиционные Святая Троица, Богородица с младенцем, Христос и его 12 Апостолов. Искать общее с российскими иконостасами бесполезно, определенное сходство прослеживается скорее с преградами греческих храмов. Еще раз приходит мысль о неуместности надгробий под ногами.
Что-то свадьба без цветов…
Не принято в Грузии приносить на венчание цветы, тем более не кричат — Горько! Торжественность и некоторая чопорность церковного обряда традиционна, она пропадает на последующем праздновании. Однако серьезность проведения обряда, прежде всего серьезное отношение к нему молодоженов, гарантирует прочность брачного союза. Но это за рамками обзора, из увиденного стоит отметить мужские наряды и непривычное облачение священнослужителя. Наряду с фресками, собор Светицховели украшен многими современными иконами.
Особо красочно выглядят Двенадцать апостолов, икона обрамлена деревянной рамой, сверху образ Христа. На произведениях современной религиозной живописи позолоченные оклады, не скрывающие содержания написанного, как на некоторых старинных. За спиной священника резной деревянный аналой, другое изделие из дерева расположено далее по продольной оси. Это трон Католикоса – Патриарха Грузинской православной церкви, до 2004 года собор Светицховели был его резиденцией.
Спинка трона по дуге украшена ликами Апостолов, малая внутренняя – Евангелисты, в центре – символический крест Нино. Можно рассмотреть и изображение Животворящего столба, другие значащие детали, на следующей фотографии вид трона в профиль. Главная святыня собора Светицховели еще в XVII веке обнесена башенкой, или сенью по-русски. Здесь находились спорные росписи, где в изображениях Солнца и Луны усматривали тарелки инопланетян, даже с пассажирами в иллюминаторах.
Завесив имеющие совершенно естественное толкование фрески новейшей иконой, измышления уфологов пресекли кардинальным образом. Несколько необычна цветовая тональность свежего произведения религиозной живописи, но своеобразия и выразительности не отнимешь. Передача национального орнамента несколько стилизована, но серебристое на синем выглядит красочно. Кедровый столб, когда-то мироточащий пень и могила Святой Сидонии со священным хитоном Христа невидимы. Они оказались под вечным спудом, оставаясь оплотом православия в Грузии.
Покидают собор Светицховели полными впечатлений
Боковой вид на звонницу и вход собора Светицховели, из-за влияния перспективы удаленные, не столь выразителен. На фото, сделанном после выхода с территории, случайно попал в кадр дрессировщик попугая. Он же по совместительству — коммерческий фотограф, предлагающий уж слишком маленькому клиенту свои услуги. Не только у российских храмов можно встретить и торгашество, и нищенствование, и прочие явления, рассчитанные на пробужденную доброту. Не стоит искать в этом криминал и огульно порицать, иногда обстоятельства вынуждают.
Сила воздействия чудотворного собора Светицховели на самом деле ощущается, и чисто физиологически, и духовно. Это не зависит от степени религиозности, личной восприимчивости и других качеств, необъяснимо в рациональном плане. Пацан, с явным интересом разглядывающий попугая, доживет как минимум до знаменательной даты – двух тысячелетий христианства. Такая живучесть определенного мировоззрения свидетельствует, что есть в нем нечто истинное. Понять это позволяет посещение древнейших храмов, в числе которых и собор Светицховели.
Такое атмосферное место!