Построить храм в Бехово попросили художника Поленова местные жители, очевидцы постройки его усадьбы. Отвечало это и желанию самого Василия Дмитриевича, несмотря на неоднозначное отношение к религии. Сделав общедоступным музеем собственное жилище, церковь он возвел как синтез многих строений культовой архитектуры. В ней находят черты древних храмов Новгорода и Суздаля, даже Иерусалимской часовни.
Привлекает внимание несколько восходящих ярусов двускатных крыш, единственная мощная глава и встроенная колокольня. Строение гармонично и опрятно, ничего нет лишнего, ничего недостающего. Расположен храм в Бехово посреди деревни, на пригорке, в полутора километрах от усадьбы Поленова к северу. Их взаимное расположение показано на высотной фотографии, иллюстрирующей красоту здешней природы. Изогнутое речное русло теряется за поворотом, зеленые лесные массивы, крестьянские поля тянутся до горизонта.
Кажется, ландшафты вблизи объектов одинаковы, но это сейчас, через сто с лишним лет после постройки. Землю под усадьбу на песчаном холме Поленов выменял на поля в деревне, с убытком площади. Почти вся растительность на территории усадьбы посажена и выхожена его заботами. Это же относится ко всем постройкам на территории, которые Василий Дмитриевич лично проектировал и участвовал в строительстве. Приобретенный опыт и все свои познания в архитектуре Поленов вложил в храм в Бехово.
Осмотрим снаружи храм в Бехово
Проект белокаменной церкви у Поленова был готов со времен строительства храма в Абрамцево. Там выбрали предложение другого самодеятельного зодчего, Виктора Васнецова, который некоторые детали заимствовал у конкурента. Ту церковь, Спаса Нерукотворного, украшает поленовская мозаичная икона. Главный зал усадьбы Мамонтова украшен большим пейзажем Поленова, на территории сохранилась его дача. Более того, в тамошней церкви Поленов венчался с супругой. Зато храм в Бехово имеет табличку с указанием на ней художника как архитектора.
В стиле лодочных сараев своей усадьбы Поленов выложил каменную стену, окружающую храм в Бехово. Вход на территорию устроен с северо-восточного угла, со стороны алтарной апсиды. В пристройке два зарешеченных окна, в центре – мозаичный образ Святой Троицы работы Поленова. Арочные формы многократно повторены на стенах церкви, проемах колокольни и главного светового барабана. Кровельные материалы использованы двух видов, металлические листы для куполов и черепица для скатов.
Природный камень, кроме стены, использован и в основании здания. Формы архитектуры древних деревянных теремов просматриваются на входе в Свято-Троицкий храм в Бехово. Массивные фигурные колонны словно оттуда изъяты, чем-то напоминают столпы Вознесенской церкви в музее-заповеднике Коломенское. Интересно решены автором отдельные компоненты здания – трапезная шире, но ниже основного объема. Живописно выглядят строго параллельные линии карнизных балок, возвышающихся восходящими ступенями.
Внутренним убранством храм в Бехово похож на подземную церковь Иерусалима, особенно четырьмя столбами под куполом. Там святилище возведено на месте находки креста, на котором был распят Христос. По преданию, от двух других, на которых казнили разбойников, его отличили через явление чуда. Поочередно прикасались крестами к умершему, только один его оживил. Хотя Поленов по поведению и высказываниям более походил на атеиста, церковь он уважал, прежде всего за принятие форм и жанров искусства.
Храм в Бехово, виды снизу и наоборот
Сочетая различные конфигурации купольных завершений, Поленов совместил древнерусские и романские архитектурные черты. Очертания богатырского шлема, покоящегося на цилиндре светового барабана, привычны в православии. Традиционно выполнен и сам барабан, поверху декорированный прерванными арками. Необычным выглядит его врезка в двускатную крышу, более распространенным вариантом является четырехскатная. Шпиль на колокольне сближает храм в Бехово с западноевропейским зодчеством, обычен для всех форм готики.
Свободная подвеска колоколов к намертво заделанной в стену балке – русский вариант размещения и самого звона. Он предусматривает извлечение звуков ударами языка о юбку колокола изнутри. Европейцы крепят колокола намертво к подвижной балке и ее раскачивают, ударяя о неподвижный язык. Китайцы язык не используют, бьют снаружи в юбку колокола. Разными получаются и извлекаемые звуки, русские колокола наиболее мелодичны. Теперь опять посмотрим на работу летающего помощника.
На очередном высотном фото храм в Бехово аппарат запечатлел, подлетая к нему с юга, захватив строение полностью. Видна храмовая ограда, растения внутри территории и живописный зеленый фон природной растительности. Ландшафты Среднерусской возвышенности, столь приглянувшиеся Поленову, предстают здесь во всем великолепии. Величаво текущая Ока продолжает путь на север, чтобы затем повернуть на восток, к впадению в Волгу.
Автомобильная стоянка не пустует, но не факт, что все машины привезли посещающих храм в Бехово. Здесь останавливаются и отдыхающие на реке, отстоящей от церкви на 300 метров. Такое же расстояние отделяет стоянку от усадьбы Поленова, но к ней есть и другие подъезды. Между церковью и рекой – небольшой овраг и еще одна возвышенность, за оградой – деревенское кладбище. Здесь художник завещал себя похоронить, что и было выполнено, захоронение со временем стало семейным некрополем.
Некрополь Поленовых в деревне Бехово
Поскольку храм в Бехово был освящен как деревенская общинная церковь, захоронений на его территории не проводилось. Поленова вполне устраивал деревенский погост, находящийся на полпути к Оке, при его захоронении возведена часовня. Она была побольше нынешней, о шести гранях. Сейчас на ее месте небольшой сруб с четырехскатной крышей из лемехов, дощечек из осины. Внутри у входа – угловые лавочки, иконы на стенных полках и железный ящик с песком для установки свечей.
Часовню уменьшили, когда количеству захоронений стало тесно в отведенной территории. Здесь могилы не разделяли загородками, как на остальном кладбище. Похоронены исключительно члены одного семейства, могилы самого простого устройства. На холмиках, обложенных дерном, либо каменные, либо простые деревянные кресты, так называемые олонецкие. Остающиеся в живых родственники поддерживали в меру сил декорирование скорбного места, в основном это цветущие растения на клумбах либо в емкостях.
Надгробие супругов Поленовых, откуда просматривается храм в Бехово, привалено каменной глыбой. Крест с двускатным покрытием выполнен по его собственноручному рисунку, такие были в ходу на русском севере. Клумбы лилейников уже пожухли, завяли и цветы в керамической емкости. Таково тихое место упокоения великого пейзажиста, автора многих живописных полотен, посадившего лес, построившего храм и усадьбу. Находятся эти памятные места чуть более, чем в сотне километров к югу от Москвы, приезжайте обязательно.