Та Прохм – один из самых посещаемых храмов Ангкора. Он производит неизгладимое, почти мистическое впечатление благодаря огромным деревьям и лианам, опутавшими своими корнями каменную кладку его стен. Слившийся за века забвения с джунглями, этот храм заставляет задуматься о бренности творений рук человеческих и о великой всепоглощающей силе природы.
Знаменитым на весь мир Та Прохм сделал фильм «Лара Крофт: расхитительница гробниц», многие сцены из которого были сняты на фоне таинственных руин храма.
История строительства
За исключением грандиозного храмового комплекса Ангкор-Ват, самые знаменитые памятники Ангкора Та Прохм, храм Байон и город Ангкор Тхом обязаны своим появлением одному человеку – королю Джаяварману VII.
Во времена правления этого великого монарха Камбуджадеша достигла небывалого расцвета и расширилась до своих максимальных пределов. Помимо укрепления централизованной власти и успехов на военном поприще, Джаяварман был королем-строителем. Он начал свое царствование со строительства общественных зданий – по его приказу было возведено более ста больниц, водохранилища, дороги. Неподалёку от руин старой столицы, разрушенной народом чамов, Джаяварман VII построил новый город Ангкор-Тхом, который в XII веке был самым большим мегаполисом на планете.
Джаяварман VII был первым буддистским правителем Кхмерского государства. В честь этой новой для кхмеров религии он возвел храм Бантеай Кдей и несколько других религиозных сооружений в Ангкоре, а также храмовый комплекс Преах Кхан Кампонг Свай, расположенный в сотне километров от Сиемреапа. Самые значительные из своих храмов Джаяварман посвятил своим родителям – Преах Кхан отцу, а Та Прохм матери. И, наконец, в центре новой столицы Ангкор-Тхом он построил храм в свою честь – знаменитый Байон с множеством башен-лиц.
Загадочный храм-монастырь Та Прохм находится неподалеку от столицы Джаявармана VII Ангкор-Тхома. Храм был сооружен в честь его матери Джаяраджакудамани, которая олицетворяла бодхисатву божественной премудрости Праджня-парамиту. Название храма джунглей кто-то склоняет, кто-то нет, произносят тоже по-разному: Та Пром, Та Прум, Та Прохм, Т’апром; а переводится как «предок Брахмы», но изначально храм носил название Раджавихара, что означает «королевский монастырь».
Та Пром был освящен в 1186 году, во всяком случае, именно этим годом датируется стела с надписями, найденная при восстановительных работах. Стела скрупулёзно перечисляет все дары, преподнесенных храму, в том числе пять тонн чистого золота в слитках, около пятиста шелковых кроватей и столько же зонтов. На околохрамовой территории находился небольшой город, где проживало 12 640 человек – монахи, их слуги и танцовщицы.
Очевидно, что после смерти Джаявармана VII монастырь перестраивали и дополняли последующие короли Индраварман II и Джаяварман VIII. Строительные работы велись здесь и в XIII веке, поэтому планировка Та Прохм сложна и иногда кажется странным нагромождением помещений. В этом время интерес к буддизму угас, и храм переделывали для индуистских богослужений.
Спустя два столетия Ангкор пал под натиском соседних государств, кхмерские государи основали более безопасную столицу, а храмы Ангкора были разграблены завоевателями и оставлены на милость джунглям.
Когда в XIX веке французские исследователи снова открыли Ангкор для запада, практически все постройки на его территории представляли собой развалины, полностью поглощенные буйной тропической растительностью. Работы по расчистке и восстановлению начались в первые годы XX века и продолжаются по сей день, прервавшись только на время режима красных кхмеров.
Древние руины, поросшие гигантскими деревьями с переплетенными корнями, за которыми скрывались статуи и прекрасные барельефы, выглядели настолько необычно и таинственно, что археологи решили оставить один из храмов в его «диком» виде. Выбор пал на Та Пром – деревья так прочно вжились в каменные стены, что их удаление грозило старинным стенам обрушением. Однако, ученые до сих пор ведут с джунглями борьбу за храм, поскольку растения продолжают разрушать строения. Кроме того, существует опасность падения крупных деревьев во время ураганов. Не исключено, что в будущем Та Прохм придется очистить от растительности.
Архитектура Та Прохм
Архитектура Та Прохм заметно отличается от привычных структур большинства ангкорских храмов с высокими центральными башнями-прасатами. Та Прохм был построен как буддийский монастырь, доступ в который был открыт каждому, в отличие от индуистских культовых сооружений, предназначенных только для посвященных. Поэтому такие храмы-монастыри росли не ввысь, а вширь. Концепция храма-горы — воплощения священной Меру, переродилась здесь в буддистскую мандалу, с ее бесконечными лабиринтами, символизирующими поиски истины.
Но все же Та Прохм сохранил многие типичные черты кхмерской архитектуры: храм, огороженный по периметру стеной с входами-гопурами и рвом, включает в себя несколько ярусов концентрических галерей, окружающих центральное святилище. Главная ось храма направлена с востока на запад, и ведет от восточных ворот к башне со святилищем через связанные друг с другом башни и переходные галереи.
Территория комплекса окружена пятью поясами оград, вход в каждый из которых осуществлялся через четыре гопуры, сориентированные по четырем сторонам света. Внутренние ярусы ограждений помимо гопур имеют угловые башни. Всего в Та Прохм было 39 башен, 852 строения и 260 статуй богов.
Внешняя ограда, сложенная из латерита, представляет собой прямоугольник размером 100 на 600 метров. Входная башня с ликом Авалокитешвары – единственная сохранившаяся из гопур этого пояса.
К четвертой ограде размером 250 на 200 метров дорога лежит через обширную территорию, где располагались жилища служителей монастыря.
Непосредственно храм представляется собой трехъярусный зиккурат. Он начинается с третьего пояса ограждений, окруженного рвом, некогда заполненным водой. Этот пояс, как и два последующих, представляют собой запутанные галереи с многочисленными постройками и двориками, соединяющиеся друг с другом замысловатыми переходами. Территория храма размером 108 на 112 метров занимает шестую часть всей площади Та Прохм и смещена к западной его части.
Между вторым и третьим кольцами галерей находится много зданий, сооруженных после завершения основного строительства: библиотеки, небольшие храмы, помещения для танцоров.
Та Пром — это настоящий затерянный мир, где деревья кажутся живыми существами и словно танцуют на развалинах строений, цепляясь за них своими огромными корнями, «стекают» каскадами со сводов на землю, обрамляют оконные проемы и ниши со статуями.
В галереях сохранились великолепные барельефы, изображающие небесных танцовщиц апсар, сцены из жизни Будды, индуистских и буддистских божеств.
Верхний ярус, где находится главное святилище, окружен пятым кольцом ограды. Этот ярус представляет собой пространство размером 30 на 30 метров с внутренним двором, ограниченным традиционной галереей с четырьмя башнями и главной башней посередине. Во времена расцвета святилище было покрыто листами меди или золота, а сейчас представляет собой простое строение из камня без каких-либо украшений.
Многие из помещений закрыты для посетителей из-за реставрационных работ или по причине возможного обрушения сводов и стен.
Интересные факты о Та Прохм
- Камбоджийцы называют Та Прохм храмом Анжелины Джоли, которая полюбилась им за время съемок триллера «Лара Крофт: расхитительница гробниц». Местные жители невероятно гордятся, что один из камбоджийский храмов был выбран местом съемок голливудского фильма и считают Та Пром главной достопримечательностью Ангкора.
- Кроме служителей, живших непосредственно на территории монастыря, Та Прохм обслуживали 3 140 деревень с населением почти 80 000 человек.
- На одном из барельефов Та Прохм изображен стегозавр — динозавр, вымерший более 150 миллионов лет назад.
- На руинах Та Прохм произрастают деревья двух видов: хлопковое дерево с массивными светло-коричневыми корнями и высоким гладким стволом и фиговое дерево (баньян) с тонкими серыми корнями. Семена растений попадают в щели между камнями и быстро разрастаются благодаря обилию влаги, которую впитывает песчаник, из которого сложены стены храма.
Воистину мистическое место, где наслоились религии и природная сила. Демонстративное доказательство того, что если у даже самого маленького ростка горит тяга к жизни, он справится с трудностями и потянется к свету. Чтобы дышать и ощущать жизнь. Наверное, в таком месте начинаешь размышлять о том, какое место ты себе выбрал под солнцем и как его используешь.