Троице Сергиева Лавра – одна из величайших святынь русского православия, возглавляемый лично патриархом мужской монастырь. Основателем его считается преподобный Сергий Радонежский, почитание которого установилось стихийно еще до введения канонизации. При жизни прославился проповедями и чудесами, имел непостижимо высокий авторитет у властей и народа. Изменил монастырский устав на общежитийный, что сделало монашеские обители активными участниками феодального устройства общества.
Поселившись на месте, где сейчас Троице Сергиева Лавра, потомок боярского рода добровольно стал слугой Бога. Даже возглавил созданную обитель не сразу, первым игуменом был постригший Сергия, в миру – Варфоломея. Сочетая личную скромность, чудом обретенную грамотность и ораторский дар, Сергий Радонежский обрел широкую известность. К нему прислушивались сначала товарищи по монашеству, потом окрестное население и сильные мира. Преподобного считают главным вдохновителем освобождения от 300-летнего ига.
Троице Сергиева Лавра, высотный осмотр
Бессмысленно рассказывать, как выглядело раньше место будущей обители, сейчас Троице Сергиева Лавра – парадная витрина РПЦ. Современные технические средства, пока еще не запрещенные, помогают всесторонне ее показать с разной высоты. Крайняя северная точка территории находится в ее единственном остром углу, на первом высотном фото — справа. Прямая восточная стена обители оборудована двумя входами, в небольшом сквере перед ней – памятник Сергию Радонежскому. Выполнил статую скульптор Чухаркин, освятил Алексий II в 2000 году.
Крепостными стенами и сторожевыми башнями Троице Сергиева Лавра оборудована в XVI – XVII веках. Монастыри были настоящими оборонительными опорными пунктами, оснащались самыми передовыми на то время фортификационными сооружениями. Обитель в период Смутного времени выдержала долговременную осаду более года, отстояв казну и территорию. Главный вход на территорию оформлен Святыми воротами, позднее поблизости построены Успенские ворота, на оси одноименного собора.
Снижаемся к северо-западному углу
Заведенный с северо-запада аппарат передал фото со стороны сторожевых башен и шатровой церкви. На первом плане – Плотничья башня, выдающаяся за линию стен для ведения обороны против приблизившегося противника. Рядом отличающаяся от всех прочих Каличья башня из нескольких ярусов, завершенная оригинальной пирамидальной крышей. Протяженное здание с одиночной главой – Царские чертоги с домовой церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Храм отличается граненой формой позолоченного купола.
Сразу за Плотничьей башней – упомянутая шатровая церковь Зосимы и Савватия постройки первой половины XVII века. Одновременно построены Больничные палаты, где была лечебница, а сейчас – резиденция Наместника обители. Это церковное должностное лицо, которым Троице Сергиева Лавра управляется в повседневном режиме, не утруждая патриарха. Между шатровой церковью и главной колокольней – небольшая церковь Смоленской иконы Божией Матери, построенная завершавшим звонницу архитектором Ухтомским.
Продолжением снижение с востока
Находящуюся на первом плане надвратную церковь мы еще увидим, как и находящийся за ней расписной храм Сергия Радонежского с Трапезной. Ракурс демонстрирует главенствующее положение Успенского собора, крупнейшего строения обители, начатого строительством по приказу Ивана Грозного. Строили по аналогии с московским тезкой, кремлевским Успенским собором, но здешний получился крупнее. Иван Васильевич освящения не дождался, стройка заняла более четверти века.
Рассказать о колокольне лучше при более детальной демонстрации, как и о старейшем храме, который имеет Троице Сергиева Лавра. Троицкий собор приметен обильной позолотой главы и кровель, видна длинная очередь к мощам основателя монастыря. На этом фото стоит обратить внимание на использование декоративного озеленения, отличающееся от светских объектов. Здесь не следуют какому-то из крайних стилей дизайна, пейзажному либо регулярному. Деревья, кусты и травяные газоны не отвлекают внимания от главного, для чего существует Троице Сергиева Лавра.
Начало пешего обхода территории обители
Своих многочисленных посетителей Троице Сергиевская Лавра принимает через парадный вход с запада, от московской дороги. Проход организован в арку Красной башни, не в смысле расцветки, из-за красоты и торжественности. Сама башня вовсе белая, как и крепостные стены, в которые она встроена. Фигурным порталом вход оборудован в начале XIX века, он отличается цветом и богатством декорирования. Красочной лепниной обрамлена входная арка, по бокам – пилястры с капителями. Столь же красочен фронтон, на нем икона Святой Троицы.
Верхняя часть Красной башни украшена аркадой, там размещены образы Спасителя, Богоматери и Сергия Радонежского. Привлекает внимание конфигурация боевых амбразур, со скошенной вниз плоскостью для стрельбы по наседающим врагам. Бойницы прошли проверку в период Смутного времени, о 300-летии тех событий напоминают памятные доски. Установлены они Императорским военно-историческим обществом, при большевиках убирались, теперь восстановлены. Можно спорить об их уместности на культовом объекте, но это – историческая память.
Расписное житие Сергия Радонежского
Арочный коридор в Красной башне расписан произведениями современных иконописцев, копирующими стиль старых мастеров. Представлены эпизоды биографии основателя монастыря, или по церковному – житие преподобного Сергия Радонежского. Не только Троице Сергиева Лавра ему обязана, все русские люди, он вдохновил предков на борьбу с Ордой. Картины изображают реальные дела и жизненные ситуации святого, но антураж явно вымышленный. Однако это не выглядит нелепостью, просто полет воображения, налет сказочности.
Преподобный Сергий преподнесен в декорациях, никогда его жизнь не сопровождавших, показан на фоне величественных зданий. Множество чудных птиц – аллегория учеников проповедника и наставника, призванных продолжать его дело. Картину можно назвать провидческой по смыслу, но написана она по уже известным фактам. Соседняя сцена благословления князя Дмитрия, будущего Донского, не менее выразительна и полна символизма. Согласно летописным воспоминаниям, святой провожал воинов на битву с уверениями в поддержке Бога.
Взгляд на надвратную церковь
Виденная с высоты надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи выглядит опрятно и свежо, хотя построена в 1699 году. Финансировалась Троице Сергиевская Лавра в этом тогдашним успешным промышленником и щедрым меценатом Григорием Строгановым. Наследовав много земель и крепостных, он разбогател не самым праведным образом на добыче соли. Во искупление греховных действий много жертвовал на монастыри, построил несколько храмов. Выделяли даже архитектурное направление – строгановское барокко, сочетавшее народные черты, пятиглавие храмов с барочной пышностью.
Обернувшись и глядя на храм снизу, невозможно полностью охватить его облик. Однако и видимое позволяет составить впечатление необычности устройства и особенно раскраски. Очень контрастные, чисто геометрические орнаменты для народной архитектуры вовсе не характерны, это нечто инородное. Увитые виноградной лозой колонны довольно симпатичны, неплохо выполнены капители, интересно выглядят арки из раковин. Секторные позолоченные купола, намного шире световых барабанов, напоминают шапки не по размеру.
Троице Сергиева Лавра сразу после входа на территорию
Из арки надвратной церкви посетители попадают на развилку между тремя храмами, на небольших расстояниях. Плохо видна за деревьями церковь Сергия Радонежского, она еще встретится при обходе. По центру – треугольный газон с крестами захоронений и апсида храма Сошествия Святого Духа, тоже увидим с лучшего ракурса. Отсюда хорошо видно, что единственная глава в данной церкви играет роль колокольни, что достаточно редко в культовой архитектуре. Необычна раскраска купола, словно поделенного надвое золотой полосой.
По прямой в отдалении – здание Казначейского корпуса, постройка финансового ведомства, Троице Сергиева Лавра имела его для хозяйственной деятельности. Отсюда также можно оценить декоративное убранство, которым украшается Троице Сергиева Лавра. Древесные насаждения не поражают габаритами, однако толщина стволов выдает серьезный возраст. Умелой обрезкой формируются компактные кроны, для стволов таких диаметров несколько маловатые. Цветоводы обители усердно выполняют работу, клумбы аккуратны и ухожены.
Храмы и другие строения, коими богата Троице Сергиева Лавра
До сих пор отмеченный мельком, самый большой храм, вокруг которого кажется построенной вся Троице Сергиевская Лавра, на самом деле не старейший. Но заказ самим Иваном Грозным, о чем упоминалось, и дата завершения – 1585 год говорят сами за себя. Отмечалось явное сходство с московским аналогом, но многие находят общие черты с новгородским Софийским собором. Здесь символика расцветки куполов трактуется следующим образом: золотой главный посвящен Спасителю, голубые с золотыми звездами – Богородице, это традиционно.
При этом сходство с новгородской Софией исчерпывается арочными стенами и пятиглавием, нарушается громоздким входным крыльцом и мало выступающими апсидами. Живописно смотрятся расписные арки над апсидой, фон картин с небесами перекликается с расцветкой куполов. Поскольку нынешнее посещение не предполагает осмотра интерьеров, скажем только о главной реликвии собора. Он хранит деревянный гроб, в котором находились мощи Сергия Радонежского со дня упокоения до 1585 года.
Храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов
Названный храм на всего на полвека моложе самого старого из всех, что имеет Троице Сергиева Лавра. Все прочие ему в возрасте уступают, хотя выглядит ветеран вовсе не по-стариковски. Колокольня, совмещенная со световым барабаном единственного купола – довольно редкое планировочное решение в православии. Подобные звонницы в старину именовали всполошными, колокол там звонил в случае угрожающей опасности. Свою роль он успешно выполнял в период Смутного времени, при польско-литовской блокаде.
Духова церковь хранила мощи религиозного публициста Максима Грека и наместника Антония, которым Троице Сергиевская Лавра управлялась 46 лет. Сейчас останки перенесены в церковь Сергия Радонежского, здесь осталось надгробие московского митрополита Платона (Левшина), о котором вскоре вспомним. Запоминаются архитектурные особенности храма, в частности, высокие апсиды, почти достигающие верха закомар. Колокольные проемы оформлены кокошниками, звук усиливался, направляясь в купол-резонатор.
Наконец, древнейший храм – Троицкий собор
Троицкий собор построен в 1423 году, зодчим был ученик преподобного Сергия, монах Никон Радонежский. Именно он наследовал игуменство монастыря, активно занимаясь параллельно строительной деятельностью. Собор выстроили в рекордный годовой срок, конструктивно он достаточно прост. Стены имеют по три разделительных лопатки с килевидными закомарами, в центре четверика основание и цилиндрический световой барабан с куполом. Здесь Троице Сергиева Лавра сохраняет главную реликвию – мощи основателя в серебряной раке.
Останки Сергия Радонежского и обретены были в процессе строительства, они открылись лично Никону. У собора постоянно много людей, желающие прикоснуться к реликвии. Южнее апсид собора видна еще одна, не сразу понятная. Только присмотревшись, отсюда можно определить, что рядом – еще одна церковь. Ее можно принять за южный придел Троицкого собора, первоначально так и задумывалось. Никоновская церковь построена в 1548 году над могилой архитектора собора, оба храма одноглавые, с позолоченными кровлями и куполами.
Монумент о значении Лавры и его окружение
Небольшая площадь между Троицким и Успенским соборами украшена монументом, который знаменует, чем Троице Сергиева Лавра вошла в историю. Воздвигнут он при уже упомянутом московском митрополите Платоне (Левшине) в 1792 году. На гранях стелы помещены медные доски с текстами о героических периодах существования обители. Это благословление войск князя Дмитрия, осада Смутного времени, ополчение Минина и Пожарского, укрывание Петра I при стрелецких бунтах. Последовательность чтения – начиная с юга, против часовой стрелки.
Впрочем, изготовители чеканок пронумеровали их римскими цифрами. Тексты написаны старым шрифтом, но читаются с интересом. Второй приметой обелиска стали солнечные часы, установленные на гранях, кроме северной, увенчана стела золоченым шаром. Невелик монумент и не очень бросок, именно сдержанностью своей и привлекателен. Отсюда можно осмотреть западные фасады Успенского собора и Духовой церкви, есть и еще два небольших, но весьма заметных строения.
Успенский колодец и его использование
Розовое здание на заднем плане – Надкладезная часовня 1700 года, установленная над открывшимся источником чудотворной воды. Обнаружился он несколько раньше постройки часовни, при ремонте фундаментов Успенского собора, по его имени и называется. Оформлена часовня как необычной формы терем, она красочна, но немного аляповата среди строгих храмов. Однако Троице Сергиева Лавра от такого строения хуже не стала, она привлекает внимание посетителей. Вода оттуда перетекает в соседнюю, еще более яркую беседку.
Это строение вообще смахивает на парковый павильон с фонтаном, некоторыми посетителями так и воспринимается. Центральный крест изливает водные излишки в бассейн для совершения водосвятия. Куда Троице Сергиева Лавра их использует в остальное время – неизвестно. Правильно называть это сооружение сенью над крестом, подсказали осведомленные источники. По их данным, постройка выполнена в 1872 году, но авторство не установлено. Оформление сени еще менее соответствует обители монахов, хотя они не прочь общаться с мирянками.
Колокольня, высотная доминанта обители
Севернее монумента о собственной героической истории Троице Сергиева Лавра осенена самым высоким своим строением. Первоначально звонница предполагалась трехъярусной, такой ее видели придворные зодчие Шумахер и Мичурин. Выполнять собственный проект доверили Дмитрию Ухтомскому, учившемуся у Мичурина и унаследовавшего должность главного архитектора Москвы. Высоту сооружения он увеличил почти до 88 метров, превзойдя на 6 метров колокольню Ивана Великого. Украшения заставили упростить против предлагаемых.
Тем не менее колокольню Троице Сергиева Лавра обрела замечательную во всех отношениях. Не даром прошло три десятилетия от решения о постройке и менялись исполнители. Солидный четверик, зрительно облегченный пилястрами, венчают четыре менее габаритных яруса. Они декорированы парными колоннами с малыми портиками, украшенными по углам вазами. Открытые проемы и сужение контуров создают впечатление воздушной легкости. Красочно смотрится необычное завершение колокольни, и не только за счет позолоты.
Ближайшее соседство – усыпальница Годуновых
Меньше двадцати метров отделяют от колокольни усыпальницу Годуновых, где упокоились останки трагического царя с семьей. Не совсем обычного облика строение возведено в 1782 году, намного позднее скоропостижной смерти Бориса Федоровича. Естественность его кончины ставилась под сомнение, но злого умысла не доказано. Точно так же Годунова подозревали в устранении царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Появление двойников погибшего наследника престола было предопределено, разразилось Смутное время.
Как проявила себя в этот период Троице Сергиева Лавра, уже в обзоре отмечалось и увековечено монументом. При этом причины захоронения именно здесь семейства Годуновых не вполне понятны. Однако 13 лет регентства плюс 7 лет правления после законного избрания (хотя были сомневающиеся) для России немало. Но не будем бередить исторические загадки, ответы на которые дать не можем. Усыпальница стоит у главного входа в крупнейший храм на территории старейшей обители, никому не мешает.
Храм Сергия Радонежского с трапезной
Церковь Сергия Радонежского с трапезной, иногда называемая просто Трапезным храмом, построена в конце XVII века. Заказчиками были правившие совместно Петр I и Иван V, которым Троице Сергиева Лавра была не чуждым местом. Непонятно, почему в голову юношей пришла эта идея, но впоследствии церковь многих восхищала. Здание длиной около 80 метров имело уникальный свод без промежуточных опор, отличалось искусной, красочной отделкой. Наружная раскраска частично схожа с входной надвратной церковью.
Сказанное выше касается не только цветного орнамента из треугольников, похожими выполнены колонны и их капители. Сходство заметно не только в формах, но и в декорировании, в том числе ракушечными арками. Широкое крыльцо с лестницами ведет к входу и просторной веранде над цокольным этажом. За его счет трапезная и сама церковь приподняты над уровнем земли. Следует заметить, что о культовом назначении здания мало что напоминает. Пожалуй, кроме икон у входа и над ним да одинокого купола на барабане, и назвать нечего.
Детали оформления церкви Сергия Радонежского
При более близком рассмотрении многие элементы декорирования церкви Сергия Радонежского кажутся оригинальными. Стоит всмотреться в исполнение навеса между входом и балюстрадой, обратить внимание на отделку спаренных арок, особенно на колонны. Они не чета рисованным виноградным лианам, здесь резьба по натуральному камню. Причем выполнены стволы как единое целое с капителями, на которые опирается портал навеса. И на нем не видно разделительных швов, похоже на монолитную плиту с искусной обработкой.
Оформление оконных проемов иначе, как превосходным, и назвать затруднительно, столько своеобразия и выдумки. Каждое окно – словно отдельный фасад здания, хотя и одинаковые по устройству и отделке. Колонны выставлены на консолях, замурованных в стену, поддерживают миниатюрные порталы с лепными фронтонами. Каждый проем содержит образ святого в киоте, фронтоны заботливо защищены подобиями крыш. Еще и луковкам типа куполов место нашлось, выставлены на углах порталов. Троице Сергиева Лавра напоследок очаровала этим зданием.
Резьба на оконных колоннах, как ни коряво это звучит, посложнее, чем на колоннах навеса. Здесь прорисованы ягоды в кистях, листья и какие-то узоры. Капители не столь массивны, но завитки более глубокой резьбы. Проходящие между окнами накладные половинки длинных колонн, гладкие, с рисунком тех же виноградных плетей, перекликаются окраской с орнаментом на стенах. В общем, вполне способно очаровать декорирование церкви Сергия Радонежского, вполне достоин храм быть украшением Троице Сергиевой Лавры.
Возвращение и заключение о визите
Достаточно велика показалась территория, которую занимает Троице Сергиева Лавра, на высотных фото. Но от входных ворот удаление до любого объекта – не больше 250 метров. Потому вскоре после окончания осмотра посетители опять проходят в арке под строгановским надвратным храмом. Между коридором и красочным портиком можно попробовать фирменного монастырского мороженого. Стена выхода покрыта росписью, изображен вид Лавры и сюжет из жизни ее основателя, Сергия Радонежского.
Путь к цели обычно длиннее возвращения, особенно если цель достигнута и дома ждут. Но когда путешествие не задалось или неполны впечатления, и возвращаться не хочется. Не осмотрев внутреннего убранства здешних храмов, рассказываем только об архитектурных особенностях. Невелика удаленность от столицы Сергиева Посада, где находится Троице Сергиева Лавра. Ради внутреннего осмотра храмов можно посетить не раз, а один визит явно недостаточен. Такие мысли наверняка посещают опрометчивых туристов, приехавших слишком поздно и не успевших практически ничего.
Предлагаемая статья не претендует на всестороннее освещение столь значимого объекта, как Троице Сергиева Лавра. Дается лишь канва предстоящего самостоятельного посещения, да и то приблизительная. Каждый сам выберет маршрут передвижения и последовательность осмотра, для этого информации достаточно. Нам остается прогуляться по городу, где некогда, в лесной глуши, поселился один из почитаемых святых. Желаем и читателям выбрать время для поездки в эти недалекие края, посетить знаменательное место.
В Троице-Сергиеву Лавру мы ездили небольшой туристической группой. Заказали маршрутку, водитель заверил, что знает дорогу, но на деле выяснилось, что он ее совершенно не представляет. В итоге мы заблудились, и дорога от Рязани до Лавры заняла 6 часов. Но все равно ехали весело! Лавра оказалась необыкновенно красива. Связана она с именем Сергия Радонежского. Приезжает сюда очень много людей. Кстати, знаменитый маршрут Золотое кольцо начинается именно с этой точки.
На территории Лавры действует много храмов, соборов – Троицкий, Успенский и др. А храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких построен в шатровом стиле.
Можно набрать святой водички. Если нет бутылки, то можно купить воду в специальных флаконах.
троице — сергиева лавра 4.10.05 033.jpg