Неподалеку от церкви расположилась беседка, построенная по проекту Васнецова в виде сказочной «Избушки на курьих ножках». Растущие вокруг сруба древние ели создают сказочную атмосферу. Украшают беседку-избушку стилизованные фигурки совы и летучей мыши. Этот уголок усадьбы особо обыгрывается организаторами детских развлечений, которые регулярно проводятся в усадьбе Абрамцево.
На месте обветшавшей бани Аксакова новый владелец решил построить новую, что и было сделано в 1873 году. Однако из-за нехватки помещений в усадьбе Абрамцево было решено из бани сделать гостевой флигель. Наряду с внутренней перепланировкой, был изменен и внешний облик строения, преобразованного в подобие русского терема. Работу выполнил известный архитектор Ропет Иван Павлович (это псевдоним, по паспорту мастер – Петров Иван Николаевич).
Значительно подняв высоту кровли, Ропет оборудовал красочное крыльцо с навесом, а также резной деревянный фасад. Строение получилось вполне в духе других работ архитектора – павильонов многих выставок в России и за рубежом, посольства страны в Токио.
В дальнейшем баня – теремок использовалась для демонстрации изделий столяров, произведенных в мастерской усадьбы Абрамцево. В одном из бывших банных помещений можно видеть целый мебельный гарнитур в духе старинных бытовых предметов.
На фоне ковра с орнаментальным узором набор из темной древесины на домотканом половике смотрится не хуже современной мебели, колорита добавляет ваза с засушенными растениями и своеобразный светильник со сквозным вырезанным рисунком, разрисованное металлическое блюдо над оконным проемом, завешанным тюлевой занавеской.
Другие помещения бывшей бани просматриваются в широкий проем, образовавшийся при приспособлении здания для приема гостей. Там представлены еще два варианта изразцовых печей – одна практически современного вида, облицованная белым кафелем, другая – близкая к расположенной в усадебной церкви. Особенно привлекательно выглядит печь, облицованная зелеными изразцами с разнообразными геометрическими орнаментами.
В характерной для Врубеля манере центральная часть печки украшена живописной миниатюрой, на этот раз со стилизованным изображением Царевны-Лебедь. Здесь явственно прослеживаются русские народные мотивы как в изображении, так и в объемном обрамлении из колонн в форме бочек и арочного перекрытия.
Мастерская для работ с керамикой построена по проекту архитектора Гартмана, взявшего за основу простой деревянный сруб крестьянской избы. Жилая часть дома с почти горизонтальной крышей примыкает к мастерской с высокой двухскатной кровлей. Фасад дома, слуховое окно и конек украшены искусной резьбой по дереву. Резьба присутствует и на оконных наличниках, и на кромках карнизных планок строения.
Необычной формы восьмигранная дымовая труба венчается причудливым металлическим искрогасителем. Именно в этой мастерской Врубель с помощью химика Петра Ваулина освоил забытый способ восстановительного обжига керамических изделий с покрытиями из глазурей. Частичное превращение оксидов в металлы намного расширило творческие возможности древнего мастерства русской майолики.
Сейчас в обеих половинах здания мастерской экспонируются выдающиеся образцы керамических скульптур, созданных Врубелем и другими художниками. Особенно выразительно выглядят покрытые майоликой статуэтки при солнечном освещении через застекленный фасад мастерской. Многие произведения созданы в этом же помещении Михаилом Врубелем, есть и работы других художников.
Внимание многих посетителей привлекает статуэтка вещей птицы Гамаюн – произведение Виктора Васнецова, который использовал этот образ и в живописных произведениях. Причем художник не копирует изображение с картины, скульптура выглядит иначе, чувствуется влияние экспрессивных образов Врубеля.
Еще одним жилым зданием в усадьбе Абрамцево была дача художника Поленова, подолгу здесь проживавшего и написавшего множество пейзажей живописных окрестностей. Здание предназначалось для молодоженов: Поленов и двоюродная сестра жены Мамонтова в абрамцевской церкви были первыми обвенчанными, но приобрели собственное имение.
Дача в усадьбе Абрамцево использовалась для проведения домашних спектаклей, но в основном служила мастерской. Сейчас в здании размещаются временные экспозиции. Выставка современных художников доступна на слайдере.