Усадебный дом
Главное строение усадьбы Абрамцево — хозяйский дом, служивший не только жилищем владельцев. И при Аксакове, и при Мамонтове здесь останавливались, а иногда и подолгу гостили многие известные личности, литераторы и живописцы, представители других творческих профессий. Здание не имеет дворцового облика, свойственного многим дворянским усадьбам, это простая постройка, хотя и немалых размеров.
Строение почти симметрично, только южный торец имеет пристройку на четыре окна. Скромно оформлены два крылечка, в центральной части дома есть мезонин. Флигели почти смыкаются с главным фасадом, все три фронтона имеют одинаковые чердачные окна полукруглой формы с радиальными переплетами. Окна мезонина – с треугольными фронтонами, на нижнем этаже – с распашными ставнями, разрисованными прямоугольниками.
Центральный зал усадебного дома сохраняет обстановку, сложившуюся во времена владения усадьбой Абрамцево Саввы Ивановича Мамонтова, известнейшего русского промышленника, пользовавшегося покровительством премьера Витте. Сам серьезно увлекавшийся скульптурой, Мамонтов покровительствовал многим известным художникам своего времени. Абрамцевский кружок живописцев представлял серьезную творческую силу.
В зале на три окна предметы меблировки и рояль, картины на стенах. Внимание привлекает пейзаж на мольберте, намного превосходящий по размерам остальные картины. На работе Поленова изображены верхушки деревьев на фоне неба, это реально росшие в усадьбе Абрамцево многолетние дубы. Помещение отличается широким входным проемом без дверей, сразу двумя печами, топки которых находятся вне комнаты.
Сохранен неприкосновенным кабинет Аксакова, его рабочий стол кресло со сплошной спинкой. Наполовину застекленный книжный шкаф, диван и кресло с одинаковой обивкой в полоску, сувенир на высокой подставке составляют обстановку этой части помещения.
Портреты хозяина кабинета и его супруги, семейные фотографии и пейзажи украшают стены кабинета, в котором писались автобиографические произведения Аксакова, составляющие основу его творческого наследия наряду с повествованиями о рыбалке и охоте.
Аксаковская гостиная была местом творческих дискуссий о путях развития русской словесности, которые долгое время былли предметом спора славянофилов и западников. Тогдашний хозяин усадьбы и большинство его гостей не были приверженцами ни одной из сторон, следуя заложенному Пушкиным современному русскому литературному языку.
На стенах помещения парадный портрет Аксакова – члена-корреспондента Петербургской Академии наук, с орденской лентой через плечо. Рядом, в золоченом багете – крупная картина, внизу рамки меньшего размера с портретами современных Аксакову деятелей культуры. Меблировка дополняется изразцовой печью, выглядящей настоящим произведением искусства.
Следующее помещение аксаковской усадьбы Абрамцево – гостевая комната, дававшая приют многим друзьям писателя. Сохранилась традиция именовать ее Гоголевской, потому что здесь великий писатель и проживал во время визитов к Аксакову, и писал второй том Мертвых душ, и читал вслух для присутствующих.
За деревянной ширмой располагалась кровать Гоголя, где он обыкновенно спал, у противоположной стены – большой диван с кожаной обивкой, облюбованный им для чтения. В Гоголевской комнате целая коллекция его портретов, от привычного длинноволосого персонажа до неожиданно щеголеватого молодого человека.
Мамонтовские помещения начинаются с просторного зала на три окошка с синими шторами на трубчатых гардинах. Два мебельных набора огорожены музейными стойками с веревками, обозначающими границы зоны посещения для туристов. Кроме многочисленных живописных полотен дружных с Мамонтовым художников, здесь размещены и собственные произведения Саввы Ивановича – два барельефа в простенках между окнами, бюст дочери Веры на столе в правом углу зала.
Небольшое проходное помещение, также увешенное картинами, примечательно оригинальным камином работы самого Врубеля. Топочная камера расположена за стеной комнаты, а в ней находится оформленная изразцами теплая лежанка с изголовьем в облике львицы. В углу помещения находится винтовая лестница, ведущая в комнаты мезонина. Единственной ее опорой служит деревянный столб, являющийся вертикальной осью сооружения.
В мезонине дома усадьбы Абрамцево располагается кабинет супруги Мамонтова, Елизаветы Григорьевны с обоями в полоску, обогреваемый двумя печками с кафельной облицовкой. Возле просторного дивана с низкой спинкой и зеленой обивкой – овальной формы стол. Опорная часть вместо ножек состоит из двух стилизованных лир на подставках, скрепленных поперечиной.
Хозяйка кабинета украсила помещение изделиями местной столярной мастерской, в создании и работе которой принимала активное личное участие. Среди них полочка на стене, ларец на письменном столе, ряд других изделий. Красный угол комнаты украшает оригинальная божница, а на стенах – множество живописных произведений.
Наиболее популярным помещением у хозяев и гостей усадьбы Абрамцево была Красная гостиная, основательно меблированная и хорошо освещенная. Над концертным роялем крупный портрет Веры Саввичны Мамонтовой в белом платье. Возле камина портрет самого Саввы Мамонтова, выполненный Ильей Ефимовичем Репиным в 1878 году.
Мебельный гарнитур из оригинального дивана с тумбами вместо поручней, стол и кресла занимают центр помещения. сбоку круглый столик с темной скатертью, на которой размещены подписи хозяев усадьбы Абрамцево и их многочисленных гостей и посетителей.
Росписи ставились мелом, а затем увековечивались вышивкой. Топки каминов по углам гостиной отгорожены специальными художественно выполненными экранами.
Помещение просторной столовой в хлебосольной усадьбе Абрамцево благодаря угловому расположению залито солнечным светом, смягченным полупрозрачной тканью занавесей. В центре расположен вместительный обеденный стол с десятком стульев, отличающихся ажурной резьбой спинок. На одной стене помещено большое зеркало в деревянной раме, другую украшает камин с изразцовым оформлением.
Среди многих художественных произведений выделяется копия знаменитой Девочки с персиками Валентина Серова, изобразившего 12-летнюю Веру Мамонтову именно в этом помещении. Оригинал выполненной в усадьбе Абрамцево картины ныне хранится в Третьяковской галерее. Скульптурный портрет отца, помещенный на подставку в углу комнаты, выполнил сам Савва Мамонтов из темного мрамора.
Богемная жизнь усадьбы Абрамцево, зародившаяся при Аксакове и продолжившаяся при Мамонтове, не прерывалась даже в результате национализации. После революции усадьба стала музеем, затем на какое-то время домом отдыха работников искусства, в послевоенные годы статус музея вернули, а в 1995 году усадьбу признали историческим и культурным наследием федерального значения.
И сегодня калейдоскоп выставок, проводимых в усадьбе привлекает знатоков и любителей различных направлений искусства. Живописная природа, бережно охраняемая администрацией, вдохновляет на творчество. А сотрудники музея проводят увлекательные мероприятия для детей и взрослых.
Расположенная всего в 60 км от Москвы, в хорошей транспортной доступности усадьба Абрамцево может стать прекрасным местом как отдыха на природе, так и душевного отдохновения.