Помещичья усадьба Болотова Андрея Тимофеевича в родовом имении Дворяниново воссоздана по его личным чертежам. Музейные экспонаты напоминают об этой незаурядной личности, оставившей заметный след в отечественной культуре и науке. Скромный одноэтажный особняк с двумя крылечками расположен среди любимой Болотовым растительности, окружающей строение со всех сторон. Бюст хозяина усадьбы не встречает гостей у парадного входа, он размещен во дворе и смотрит именно на растения.
Энциклопедического склада ученый, первый российский агроном, изобретатель электрофореза и непревзойденный садовый дизайнер почитался современниками как почти равный Ломоносову. В литературе Болотов известен как выдающийся мемуарист и бытописатель деревенской жизни, автор первой энциклопедии для детей.
Занимался Андрей Тимофеевич народным образованием и просвещением, детский театр снабжал пьесами и декорациями. Сочетая знания и предприимчивость, Болотов более двух десятилетий управлял владениями Екатерины Великой, затем и в собственной усадьбе добился высокой прибыльности.
Залы усадебного дома
Вводный зал усадьбы Болотова содержит краткие иллюстрированные сведения о его биографии, за 95 лет жизни вместившей множество событий. Освещены детство и армейская служба, работа управителем имений императрицы и деятельность в своем имении, многочисленные деяния на общественном поприще, в науке и литературе.
Возле бюста Андрея Тимофеевича размещены букеты с приусадебного цветника и живые растения, за которыми ухаживают сотрудники музея. Не очень большое количество посетителей не снижает качества обслуживания, напротив, позволяет практиковать индивидуальный подход к каждому.
Девичий зал
Историческая экспозиция эпохи, на которую пришлась жизнь и деятельность Болотова, размещена в Девичьем зале. Наряду с предметами мебели тех времен здесь размещены документы и изображения выдающихся людей, поделки и рукоделия народных промыслов.
Как образец мебели дворянской гостиной представлен вполне современного дизайна диван из трех предметов, ради разнообразия интерьера рисунок обивки ориентирован различным образом. Исторические зарисовки и портреты над диваном обеспечивают большую наглядность всей экспозиции.
Самая разная мебель присутствует в другом углу Девичьего зала, от плетеной из прутьев детской кроватки до фабричных изделий. Традиционный для русского быта всех сословий деревянный сундук все же выдает принадлежность к достаточно обеспеченным людям, судя по особой форме и изысканной фурнитуре в виде ручек и замков.
Картины с природными и городскими видами на стенах соседствуют со стендом о восстании Пугачева, ниже несколько печатных изданий о событиях тех давних лет. Не забыта и непременная божница в красном углу помещения – там, где ее непременно увидит каждый входящий.
Столовая и гостиная
Оформление обеденного зала в усадьбе Болотова кажется незавершенным из-за отсутствия стульев вокруг стола, нет и предметов сервировки. Зато более явно бросается в глаза единообразное цветовое решение интерьера – зеленый ковер на полу, такие же шторы на окнах и скатерть на длинном столе. Даже общий фон картины с изображением хозяина усадьбы в основном выдержан в том же цвете.
Андрей Тимофеевич изображен в одеянии, характерном для дворян на отдыхе – рубашка с засученными рукавами, охотничьи брюки и сапоги. Впрочем, подобное облачение вполне подходит и для занятий, которыми Болотов достоверно увлекался – садоводства и огородничества
Гостинная
Семейная гостиная в усадьбе Болотова – сравнительно небольшое помещение на два окна, обставленное в европейском стиле. Ближе к драпированным полупрозрачными голубоватыми шторами окнам расположен мебельный гарнитур, предметы которого расставлены вокруг столика круглой формы. По углам комнаты – небольшие закрытые тумбы, в простенке между окнами – диван.
Симметрично расставлены стулья и кресла, много места занимают разнообразные комнатные растения. Над диваном овальная оправа с часовым циферблатом, на противоположных стенах портреты Андрея Тимофеевича и его супруги Александры Михайловны, в девичестве Кавериной. За 70 лет совместной жизни они имели 9 детей, являлись редким примером верности и взаимной привязанности.
Противоположная часть помещения гостиной посвящена предметам увлечений хозяина, разнообразным и порой неожиданным. Старинный рояль свидетельствует, что супруги Болотовы не были чужды музыкальным увлечениям. Пейзажи окрестностей и натюрморт с цветущим растением говорят о любви к природе, портреты знаменитых ученых – об увлеченности различными областями знаний.
Есть здесь и минералогическая коллекция в отдельной застекленной витрине, при этом неизвестно, собрана ли она самим хозяином усадьбы либо приобретена готовой для демонстрации. Под портретами размещены наиболее ценные экспонаты усадьбы Болотова – подлинники его писем, черновики некоторых работ. Для предохранения от выцветания под действием солнечного света раритеты при отсутствии посетителей зашториваются.
Среди особо ценных экспонатов – и печатные издания произведений Андрея Тимофеевича, ценность которых для последующих поколений отмечал лично Лев Толстой. При этом величайший писатель, весьма скупой на похвалы коллегам по литературе, характеризовал произведения Болотова как драгоценные образцы отечественной словесности.
Столь же высоко ценились труды Андрея Тимофеевича в области систематики растений, ведь именно он ввел в российское использование классификацию Карла Линнея. Изложение приемов возделывания сельскохозяйственных культур прославило Болотова как первого агронома нашей страны, а описания сортов яблонь и груш в нарисованными в натуральную величину плодами вообще не имеют аналогов.
Крупнейшее помещение
Большой зал – самое большое по площади помещение усадьбы Болотова, служившее для приема гостей и торжественных случаев. Изысканная обивка стен, богатейшая драпировка оконных проемов отлично сочетаются с уникальными предметами меблировки. Таков, в частности, набор мебели из нескольких стульев вокруг изящного белого столика на гнутых ножках, с рельефными позолоченными накладками, имитирующими лепные украшения.
Антикварной ценности фисгармония как будто представляется гостям самим хозяином усадьбы в лице двухмерной разрисованной фигуры. Подобные обманки, как тогда выражались, были популярны в старину для развлечения веселящейся публики. Музыкальный инструмент при этом использовался по его прямому назначению, а габариты Большого зала вполне пригодны для танцевальных вечеров.
Зал народного быта
Крестьянский зал усадьбы Болотова вполне мог служить иллюстративным материалом или наглядным пособием к его мемуарам, досконально описывающим деревенскую жизнь. В этом помещении представлены большинство предметов быта и ремесел сельского населения российской глубинки XVIII века.
Состоящий только из деревянных деталей ткацкий станок размещен у окна в углу комнаты, выше на стене развешены предметы одежды из домотканого полотна. Левее представлены образцы гончарного промысла – посуда и утварь, выполненная сельскими мастерами. В простенке между окнами представлены образцы рукоделий, под божницей – постамент с изделиями из древесины и древесной коры.
На многое были способны и деревенские кузнецы, выполнявшие с помощью наковальни и молота необходимые в хозяйстве предметы. На отдельном стенде выставлены старинные грабли и клещи, наконечники багра и ухвата и другие хозяйственные приспособления. Здесь же образцы утвари, используемой в крестьянских подворьях, от фонарей и утюгов до чугунка, чайника и бидона.
Художественно выполненная прялка с деревянным колесом, самодельная кукла для ребенка, коромысло для переноски воды в ведрах и другие представленные предметы хозяйства крестьян дополняют болотовские описания в его подробной автобиографической книге.