Построены школа, сельская церковь, вырыт колодец и построен мост через речку. В засушливой местности были нередки пожары. Для борьбы с которыми усилиями Чехова был выстроен и оборудован необходимым инвентарем пожарный сарай, где хранились и средства передвижения.
Изначально готовили еду в доме, но запахи и шум отвлекали писателя и вызывали головную боль. Поэтому для кухни и проживания прислуги был построен отдельный флигель, стоящий в стороне от других зданий усадьбы Чехова.
Бревенчатый дом, с пристроенным к нему тамбуром входа (сени по-деревенски) окружен обильной растительностью, как и во времена прибывания в усадьбе Чехова высажено много декоративных растений и цветов. Внутри кухонного флигеля два помещения – жилое и собственно кухня.
Обстановка жилой комнаты прислуги воссоздана приближено к историческим фактам и дает представление, как жили крестьяне, бывшие в услужении. Вероятнее всего обитателями этой комнаты были девушки, о чем говорит опрятный вид обстановки, развешанная одежда и прялки, ведь получение нитей из волокон было чисто женским занятием.
Дополняют интерьер простой стол под белой скатертью, комод с несколькими ящиками, сундук и лавки вдоль стен. В красном углу помещения – традиционная икона на украшенной полотенцем полочке.
В интерьере кухонного помещения доминирует русская печь, главенствующая в процессе приготовления. В печной нише сушатся дрова для растопки, на варочной поверхности сковорода и сито для просева муки, рядом ухват для горшков и кочерга. Вокруг печи разнообразная кухонная утварь – деревянные корыта и тяпка для рубки мяса и капусты, доска для раскатывания теста, многообразные емкости и приспособления.
Дополняют обстановку посудный шкаф и рабочий стол, на котором приготовлен самовар для хозяев усадьбы. Под потолком традиционная керосиновая лампа, освещающая божницу в красном углу и все помещение. На стене картина и простые часы – ходики с маятником и противовесом.
Построенный по инициативе Чехова гостевой флигель, проект которого выполнил автор ярославского вокзала Шехтель, писателю очень понравился, и он приспособил здание для собственного проживания и работы, разгрузив тесноватый дом семейства.
Конструкция здания весьма оригинальна: крыльцо, ведущее ко входу на первый этаж, продолжается лестницей на просторный балкон, скорее – террасу второго этажа. На террасе установлена мачта – флагшток, используемый для сигнализации пациентам о готовности доктора Чехова их принять – сигналом служил красный флажок.
Справа от двери в холодные сени размещена табличка, всидетельствующая о написании здесь знаменитой Чайки, прославившей имя писателя и драматурга. Обильная травянистая растительность и плодовые деревья обступают красочный домик, будто сказочный теремок.
Холодные сени флигеля служили для приема больных доктором Чеховым в теплое время года. Здесь очень красочно выглядит остекление окна из разноцветных стекол, да и сама рама с диагональными перекладинами необычна.
На подоконнике врачебный саквояж для выездов к лежачим больным, на столике у окошка под стеклом – медицинские инструменты, записи и личные вещи Антона Павловича. Шкафчик со стеклянными дверками содержит необходимые лекарства, под ним стул для пациентов. В другом углу сеней фигурная подставка из металла с набором для мытья рук, поднос с кружкой и мыльницей.
Небольшой по размерам мемориальный флигель,, названный музейными хранителями «Чайка», вмещает всего два помещения, одно из них – спальня Чехова. Обстановка здесь истинно спартанская – тщательно застеленная кровать со спинками из художественно изогнутых железных прутьев, стул и небольшой столик. Над кроватью повешен ковер с орнаментом, перед ней домотканый половик.
На столике чайная чашка на блюдце, изящный светильник на керосине, книга для вечернего чтения и фотография матери писателя в деревянной рамочке. Входная дверь своей ручкой упирается в стул, наглядно демонстрируя минимальный размер площади спальни.
По сравнению с крохотной спальней небольшой кабине писателя кажется довольно просторным. Главные предметы меблировки этого помещения – письменный стол и кресло с одинаковой зеленой обивкой, а также диван с необычной конфигурации спинкой, волнистыми обводами всех элементов и обивкой темного бархата с волнистым же рисунком.
В углу кабинета еще одно кресло, такое же, как хозяйское, и стул оригинальной конструкции. Выше на стене портрет Альфонса Доде, автора любимых Чеховым приключений Тартарена из Тараскона, еще несколько картин и портретов размещены на продольной стене помещения. На столе керосиновый светильник с необычной формы отражателем, письменные принадлежности и сувениры.
В главном доме семейства писательский кабинет значительно просторнее, нежели во флигеле. Много места в комнате занято книжными шкафами высотой почти до потолка, поэтому была предусмотрена переносная лесенка для доступа к верхним полкам. Достаточно большое количество книг, представленных в музее-усадьбе – лишь малая доля изданий, которые Чехов закупал в огромных количествах.
Большинство он рассылал в сельские школьные библиотеки, в книжное собрание родного Таганрога и другие места. Рядом со стремянкой карта местности, которая необходима была для освоения маршрутов к окрестным деревням для поездок к тяжелобольным пациентам. На стене выше лестницы подвешен прибор для фиксации параметров атмосферы – температуры, влажности и давления, которые были очень важны для здоровья страдающего туберкулезом Чехова.
Очень необычно устроена люстра в чеховском кабинете на основе все той же керосиновой лампы — изделие архитектора здания Шехтеля. Над диваном и далее до самого окна стена используется для размещения живописных работ, в глаза бросается прекрасный пейзаж окрестностей Мелихова работы Поленова.
Внимательные посетители заметят сходство отдельных деталей в кабинетах Чехова во флигеле и в доме. Тот же рисунок обоев, одинаковые светильники на письменных столах. Сходится даже форма столешницы с вырезом спереди, но в остальном столы разные – во флигеле сплошной двухтумбовый без ножек, в домашнем кабинете на резных массивных ногах.
Вы знаете, усадьба Чехова в Мелихово — это какая-то особая атмосфера прежде всего! Сам Антон Павлович был человеком до крайности скромным, и сам его домик, и вся эта усадьба не идет ни в какое сравнение ни с Ясной Поляной Толстого, которой Лев Николаевич всю жизнь стыдился и мечтал раздать по кирпичикам бедным, ни с дворянскими усадьбами. Зато все здесь дышит каким-то удивительным теплом, даже флигелек, где Чехов «Чайку» писал, уж на что скромный, но запоминается надолго. Здесь есть домашний уют, здесь есть чудесный сад ( не вишневый! ), здесь есть пруд прямо рядом с главным домом, где устраивает представление по чеховским пьесам театр. Кстати, в программу экскурсионного посещения Мелихово обычно входит в конце краткое представление по одному из блистательных рассказов Антона Павловича, и смотрится это просто замечательно и органично! А еще театр этот дает «Чайку», прямо там, на месте, где гениальная пьеса писалась, действие разворачивается в разных местах усадьбы, активно вовлекая зрителя в удивительный театральный процесс, и этот мхатовский символ в Мелихово производит просто грандиозное впечатление! Всем очень рекомендую приехать сюда и на экскурсию, а затем специально посмотреть «Чайку»…