Отдельная комната в усадьбе Остафьево посвящена отдельному, девятому тому «Истории государства российского», написанному уже вне стен усадьбы, в котором описывается эпоха правления Ивана Грозного, превысившая полвека непрерывного царствования. До 1547 года Иван IV числился великим князем Московским и всея Руси, затем был провозглашен царем, первым из рода Рюриковичей.
Взяв власть в свои руки, властелин правил жестко и решительно. Иван Грозный создал основы функционирования государственного аппарата, образовал первое регулярное стрелецкое войско, присоединил к Руси Казанское царство, астраханские земли и начал покорение Сибири.
Экспозиция организована иначе, чем прочие залы, не имея материальных экспонатов для демонстрации посетителям. Показ осуществляется с помощью большого экрана и интерактивного управления.
Грозный багровый фон помещения напоминает о кровавых методах царя, применяемых им по отношению ко всему народу и даже родственникам.
Однако вывод Карамзина явственно свидетельствует, что территориальные завоевания и государственное строительство историк считает перевешивающими зверства и преступления. Можно соглашаться или спорить, это личное мнение Карамзина.
Несмотря на тесную приближенность к правящему двору и лично к императорам Александру I и Николаю I, исторические оценки Карамзина нельзя назвать предвзятыми. Он всегда выступал за незыблемость государственных устоев, но в рамках гуманистической морали.
Не поддерживая идеологию декабристов по изменению существующего порядка, Карамзин был единственным придворным, призвавшим Николая помиловать восставших и не подвергать строгому наказанию.
Николая Михайловича, самого цитируемого российского историка, считают объективным абсолютное большинство специалистов. Все знаменательные даты его жизни отмечают при всех властях, открытие внутренней экспозиции усадьбы Остафьево в ряду таких событий.
Наконец, наступил момент посещения рабочего места знаменитого историка. Интерьер восстановлен на основе воспоминаний и свидетельств его современников, и расхождений в описаниях нет. Все в один голос свидетельствуют о скромности обстановки, граничащей с аскетизмом.
Столы для письма и размещения исходных документов, шкафчик с картотекой первичных источников информации об исторических событиях – все, что размещено в комнате сейчас и было во времена создания до сих пор не превзойденной «Истории государства российского».
Памятники усадьбы
Последний владелец усадьбы Остафьево граф Сергей Дмитриевич Шереметев, видный военный и государственный деятель, всерьез увлекался историей, был членом Императорского исторического общества. Перед первой мировой войной он установил в имении памятники некоторым выдающимся гостям.
Памятник Пушкину, как и другие, выполнил академик Панов, отливка велась по гипсовой модели Опекушина. На пьедестале укреплен барельеф, изображающий Пушкина в Овальном зале усадьбы Остафьево. Красноречива надпись на граните: Он между нами жил.
На слайдере можно видеть монументы и другим замечательным людям, имевшим отношение к усадьбе. Наиболее оригинален памятник Карамзину. Барельеф великого писателя и историка помещен на лицевую грань постамента, а вместо обычной фигуры персонажа помещены тома его Истории государства российского, свиток писчей бумаги и перо в чернильнице.
Стела в честь Жуковского, колонна с бюстом Павла Петровича Вяземского дополняют стилевое разнообразие скульптурных произведений, выполненных одним и тем же автором. Пока не осуществлены планы по увековечению памяти основателя усадьбы Андрея Ивановича Вяземского, а также самого инициатора — С.Д. Шереметева.
Петр Андреевич Вяземский увековечен в родной усадьбе бюстом в тоге римского оратора, на массивном гранитном постаменте. Лицевая часть гранитного основания украшена лирой в лавровом венке, на других гранях строки из сочинений поэта. Надпись по обыкновению лаконична: Князю Вяземскому.
Таким художественным приемом, как размещение скульптур, тесно знакомые люди вновь оказались вместе, на территории любимого ими Русского Парнаса.
Прекрасный парк усадьбы Остафьево притягивает внимание посетителей и после осмотра совсем недавно ставшей доступной экспозиции внутри усадьбы.
Многих тянет к прохладе пруда, на берегу которого установлена классическая садовая беседка с поэтичным наименованием Храм Аполлона – вполне созвучно второму наименованию усадьбы и греческого прародителя Русского Парнаса.
Через узкий в этом месте пруд перекинут так называемый Горбатый мостик, особенно популярный у влюбленных и свадебных процессий.
Посещение усадьбы Остафьего уже интересно, хотя процесс комплектования фондов и выставочной экспозиции продолжается. Следующие посетители могут найти здесь еще более подробный рассказ об усадьбе, увидеть новые экспонаты.
Очень хорошая статья! И место очень интересное. Примечательно, что памятник Пушкину в усадьбе очень маленький, сама фигура поэта буквально 40-50 см. А еще рядом с усадьбой есть старинный храм 18 века, построенный одним из владельцев усадьбы. Я недалеко живу и часто гуляю там. Это место почему-то любят птицы. Весной там можно встретить скорлупки от вылупившихся птенцов.
Вот и нарисовались планы на ближайшие выходные
усадьба очень заинтересовала, непременно посещу с семьей