Внутреннее строение подземных этажей византийского музея состоит из разноуровневых площадок, огороженных металлическими перилами. Множество лестниц и переходов связывает все площадки, скорее всего где-то на стенах или в путеводителе по музею они подробно обозначены. Иначе ориентироваться в таком помещении весьма затруднительно.
Несколько непривычно и столь редкое расположение экспонатов на этих замысловатых конструкциях. Остается предположить, что сделано это не случайно и такой простор гарантирует размещение вокруг экспоната многочисленной туристической группы, а также доступность для каждого организованного посетителя комментариев экскурсовода.
Наконец, пришла пора осмотра залов иконописи – одного из важнейших религиозных атрибутов христианства. Живописные изображения Бога и других канонических персонажей еще со времен притеснения веры в Христа делались на стенах убежищ.
Традиция сохранилась и после прекращения гонений, переместившись на доски из древесины и холсты. В виде фресок практиковалась иконопись на стенах религиозных зданий. Легенда утверждает, что иконописцем был еще один их евангелистов, но дошедшие до наших дней иконы имеют меньший возраст.
Некоторые течения христианства протестовали против изображения божественных ликов, и в Византии, испытывающей еще и определенное влияние мусульманских канонов, это вылилось в иконоборчество.
Проблема обострилась в 726 году, когда к противникам икон присоединился император Лев III, причем столь решительно. Что запретил почитание икон своим указом. Преодолеть запрет смог только Вселенский собор, и почитание священных образов в Византии было восстановлено.
В рассматриваемой экспозиции иконы размещены не только на стенах помещения, но и в прозрачных перегородках с возможностью осмотра с обеих сторон. Это сделано потому, что византийские иконописцы часто практиковали размещение разных икон на обеих сторонах основы изображения.
Интерес многих посетителей вызывает мозаичная икона, выполненная неведомым мастером константинопольской школы в XIII веке. Интересна эта Богоматерь с младенцем не только необычным изобразительным материалом, но и позой персонажей.
Прижавшиеся щека к щеке мать и дитя выражают уже искренние человеческие чувства, это не одухотворенные Богом его почитатели, а люди с взаимной любовью и привязанностью. Такая поза у иконописцев и исследователей их творчества получила даже обозначение особым термином – Гликофилуса, в переводе Сладко любящая.
Подобная же поза характерна для главной святыни русского народа – иконы Владимирской Божьей Матери, предположительно написанная евангелистом Лукой и попавшая на Русь из Византии. Применявшие такое расположение русские иконописцы стали называть их Елеуса, или Умиление.
Многообразию канонических изображений посвящена сделанная на слайдере подборка. Здесь представлены как масштабные работы, украшавшие когда-то входы в храмы, так и более распространенные миниатюры обычного формата.
Смонтирован даже целый иконостас, скорее всего небольшой церкви. Отдельные более современные иконы на церковные произведения мало похожи, в этом можно убедиться на примере полотна о жизни Девы Марии, где она поражает черта обычным молотком.
Представлена икона площадью более 6 квадратных метров о Страшном суде – настоящая картина с множеством образов на основном полотне, дополненном малыми образами.
Одежда византийской эпохи также представлена в музейных витринах. Римские туники и плащи мужчин претерпели за период христианства значительные изменения. Появились брюки, которых римляне не знали, эти предметы гардероба даже пытались запрещать.
Меньше изменились женские одеяния, многие силуэты проходят через века и возрождаются снова и снова. Неизменной для византийских женщин была необходимость ношения головного платка или убора, без которого показаться на улице означало покрыть себя позором.
Из этого строгого обычая образовался и известный термин – опростоволоситься, что считалось недопустимой оплошностью.
Византийский музей не мог обойтись без демонстрации церковной утвари, используемой при проведении христианских религиозных обрядов, или таинств. Главным считается евхаристия, или причащение, с вкушением символов тела и крови Христа.
Считается , что после этого верующий соединяется с Иисусом и его церковью. Верующему человеку, проходящему положенные христианину процедуры, пояснения по этой утвари не нужны.
Для остальных скажем, что кубки для крови господней/вина именуются потирами, блюда для хлеба/тела – дискосами, а раздвижные устройства для защиты от прикосновений одежд – звездицами. Сходный с обычным столовым прибором предмет в церкви – не ложка, а лжица.
Закончившие осмотр выставочных залов византийского музея посетители снова проходят по его подземным площадкам и лестницам. Экспонаты оставляют сильное впечатление надолго, ведь это настоящее прикосновение к истории.
Одним из впечатлений у многих становится отношение греков к историческому прошлому государства. Первым культурам на греческой территории уже больше 5 тысяч лет, эта страна – основа всей европейской цивилизации.
При этом большую часть времени Греция была римской провинцией Ахайя, затем частью Византии, далее под властью крестоносцев, далее турок – османов. Однако обретшая независимость лишь в 1830-х годах страна и ее народ свято чтут все исторические периоды существования, сохраняют материальные свидетельства прошедших эпох.
Византийский музей в Афинах следует настоятельно рекомендовать посетить всем оказавшимся в греческой столице. Музей – пример современной организации выставочного пространства, обладатель бесценных и редких экспонатов. Дополнительный аргумент – явное родство русской и греческой культур, причем именно через византийскую эпоху.