Афинский византийский музей – крупнейшая сокровищница наследия давно исчезнувшей могущественной империи. Более 800 лет Греция была частью Византии, и здесь представлен значительный период истории страны. Расположенный в здании виллы середины XIX века, сейчас он расширен за счет подземных этажей, оформлен и оснащен по современному.
Вилла Илиссия в свое время находилась в живописном месте, на берегу реки Илисс, позднее заключенной в бетонную трубу. Сейчас это самый центр Афин, между проспектом королевы Софии и улицей Василеоса Константину. Ориентиром может служить заметное здание Военного музея с военной техникой на открытой площадке, по соседству с двориком византийского музея.
Когда будете лично осматривать этот дворик, немного похожий на церковный, иллюстрации из слайдера нашего обзора непременно вспомнятся. Облицованное мрамором здание виллы на нижнем уровне имеет галерею вдоль фасада, оформленную арочными проемами.
Второй этаж оборудован балконом, территория ограничена низкими строениями в виде галерей и павильонов. Оживляют вид живописные газоны с цветущими розами.
В центральной части получившегося дворика находится оазис прохлады – разбрызгивающий водяные струи фонтан. Источающие воду трубки выходят из стилизованной шишки наверху подводящей трубы. Предотвращает чрезмерные брызги улавливающая чаша из камня пестрой расцветки.
Приемный бассейн фонтана имеет форму цветка с 4-мя лепестками, в оформлении которого можно поискать элементы старинной мозаики. На газоне с цветущими розами, под оливковым деревом расположена стела в честь основателя музея с его профилем на барельефе.
Современные подземные этажи музея выполнены с использованием конструкционных материалов, популярных в конце прошлого века. Из металла, стекла и пластика выполнены открытые выставочные площади, дополняющие традиционные музейные экспозиции. Площадки в виде балконов, разного направления лестницы сначала немного дезориентируют посетителей, но это быстро проходит.
Первая такая выставочная площадка содержит несколько скульптурных изображений на высоких подставках — играющий на арфе Орфей, статуэтка пастуха с ягненком за загорбке. Эти произведения датируются IV веком нашей эры и могут считаться как поздними римскими, так и ранними византийскими.
Вообще четкой грани между римским владычеством над Грецией и византийским периодом истории страны провести невозможно. Византийская империя была государством римского типа, но с господствующим христианством вместо язычества.
Вообще следует сказать, что экспозиция византийского музея подразделяется на два протяженных временных промежутка – от зарождения Византии до Xv века, а также от этого рубежа до прошлого столетия.
При этом византийское искусство и быт базировались на римских традициях и достижениях, так же как римляне усвоили и впитали греческую античность. Недавно виденные статуэтки начинают более раннюю по времени экспозицию, включающую несколько залов различной тематики.
В одном из них выставлены сосуды разных размеров и форм возле стен, а центральный стенд демонстрирует образцы ювелирных украшений. Крупные сосуды имеют сходство с римскими и греческими изделиями, что свидетельствует о преемственности гончарных технологий.
Иначе и быть не может, ведь работа на гончарном круге определяется стандартными движениями и дает похожие результаты.
Ювелирные традиции также имеют преемственность, хотя такого рода изделия особых различий в устройстве разницы иметь не могут в принципе. Разница может быть в используемых материалах, технике и четкости их обработки, воображения художников.
Византийские ювелирные украшения выполнены с достаточно высоким качеством даже с точки зрения наших современников. В период высшего развития этого вида промысла украшения из Византии были образцом для европейских и нащих русских ювелиров.
Мастера – византийцы широко использовали вставки в оправы из драгоценных металлов различных поделочных камней.
Использование камня для строительства и поделочных минералов для отделки построек также не было новинкой византийцев. Добыча каменных монолитов из толщи горных пород было известно с древности, как и способы обработки до весьма искусных изделий.
Из тесаного камня строились городские и сельские жилища, сооружались дворцы и храмы. Зодчество стало одним из самых нужных и почетных видов деятельности, обеспечивая одну из главных человеческих потребностей.
На предлагаемом вниманию читателей слайдере приведена подборка снимков об использовании камня византийцами, о форме каменных изделий и их отделке орнаментами и рисунками.
Можно более внимательно и подробно рассмотреть экспонаты одной из витрин византийского периода. Изготовление сосудов из глины с использованием гончарного круга, последующий обжиг изделий были доведены византийскими мастерами до очень высокого уровня.
Самый распространенный и легкий в обработке материал земной коры применялся в Византии очень широко. Были освоены способы нанесения рельефов на изделия в процессе их формования, найдены рецепты красителей для нанесения на обожженную посуду долговечных рисунков.
Среди доступных византийцам ремесел была и обработка металлов методами литья и ковки. На выбранной витрине все изделия этих промыслов представлены.
Историю изобретения тарелок проследить достаточно проблематично и не имеет особого смысла. Человек издавна использовал эту посуду, по крайней мере задолго до византийской империи. Сосуды круглой формы с плоским дном и приподнятыми краями делались из любых материалов, которые человек мог обработать на каждом этапе развития.
Тарелки вырезались из дерева, выдалбливались из камня, формовались из пластичных минералов. Освоение обжига глиняных изделий также произошло давно, и это умение было распространено повсеместно.
Множество разных тарелок византийской эпохи собрано в коллекции византийского музея, они доставлены со всей территории обширной империи.