Замок Горжовице – история и ее отражение
О существовании готической крепости на месте нынешнего замка упоминают письменные источники, называющие даты XII — XIII веков. Среди первых владельцев упоминаются семейство Жиротинских, а с 1390 года – сам Вацлав, король чешский и германский, несколько лет параллельно являвшийся императором Священной Римской империи германской нации.
Современная постройка выполнена в 1648 году, когда замок Горжовице принадлежал графу Яну Франтишеку Палфи. Он приобрел имение после затухания рода Шаумбургов, в честь которого назван входной коридор цитадели. Бюст и портреты исторических личностей украшают Шаумбургский коридор, сохраняя их память для последующих поколений.
Еще один коридор именуется африканским, здесь между входными дверями залов вывешены рога крупных копытных животных. Даже потолочные светильники коридора изготовлены с применением роговых пластин млекопитающих. Торцевую стену занимает большая звериная шкура, распластавшаяся перед проходящими посетителями во всем великолепии.
Помещения различного назначения
С так называемого Главного зала начинают посетители осматривать замок Горжовице, здесь музейные работники восстановили интерьер последних хозяев. В помещении несколько столов и столиков, один сервирован для завтрака или ужина в узком кругу. Меблировка включает низкий полированный сервант с волнистой передней стенкой, на верхних полках выставлена коллекционная посуда. Сверху – металлические сосуды, изготовленные из разных цветных металлов. В центре нижней полки самовар, вокруг которого изысканный фарфоровый сервиз.
Дальний угол зала занимают напольные часы с маятником и гирями завода механизма. В промежутке между дверными проемами – застекленный шкаф с несколькими полками, демонстрирующими посуду и сувенирные статуэтки. Развешенные по стенам картины показывают вкусовые пристрастия хозяев, предпочитавших природные виды и исторические развалины. Размещены живописные полотна с соблюдением симметрии, а также с учетом габаритов картин – от миниатюрных до крупных. На полу помещения постелены ковры с неяркими узорами, призванные обеспечить уют.
Одно из смежных помещений – явно подсобного назначения, использовавшееся для хранения обыденной и праздничной посуды. Встроенные шкафы простейшего устройства окрашены в белый цвет, стены чуть темнее. Мебель занимает всю высоту комнаты, внутренний объем шкафа полностью занят полками.
Кухонный стол также незатейливой конструкции, напоминающей советский ширпотреб70-х годов прошлого века. На столешнице без скатерти кофейник с чашками и блюдцами, а также объемистый сосуд с крышкой. Супница едва ли соседствовала бы с набором для кофе, скорее всего это крюшонница для популярного в старину напитка из фруктов.
Детская библиотека
Первой из комнат длинной анфилады посетителям предстает библиотека, совмещенная с уголком отдыха. Экскурсовод поясняет, что книжное собрание принадлежало дочери последних хозяев. Ими были потомки князя Фридриха фон Ханау, которым принадлежал замок Горжовице в прошлом веке, до разорения в ходе Второй мировой войны. Библиотека младшей княгини размещена во встроенных шкафах на открытых полках. На более широкой нижней полке – множество рамок разных размеров с фотографиями.
В промежутке между секциями шкафа – два женских портрета в овальных рамках. Один изображает хозяйку библиотеки, верхний – ее мать. Обращает на себя внимание широкое использование фотографий, они и на раздвижной ширме, и на отдельном стенде напротив круглого столика. Набор мягкой мебели представлен диваном, низенькой кушеткой и креслами, между ними еще один круглый столик. Одинаковая или близкая по расцветке и рисунку обивка всех предметов говорит о стремлении к гармонии.
Хозяйская спальня
Спальня взрослых хозяев замка – следующее помещение анфилады после детской библиотеки. Опочивальня супругов размещена в комнате с голубыми стенами, немного бледнее расстеленный на полу ковер и дорожка, протянувшаяся по длинному коридору. Все предметы меблировки подобраны чисто белого или светлого оттенка. Кровати поставлены вплотную, возле каждой индивидуальная тумбочка со своим светильником. Возле спинки правой кровати предмет темного цвета – опора размещенного в оправе ночного горшка. Из древесины такого же цвета изготовлен столик с букетом распустившихся пионов.
Общее освещение обеспечивает хрустальная люстра, где свечи давно уступили рожки электрическим лампочкам. Отдельный светильник есть на туалетном столике, помещенном возле стены и ширмой отгороженном от коридора. Для отдыха использовались кресло и лежанка, похожая на современное кресло-кровать. Много фотографий на стенах, есть и два живописных полотна, одно обрамлено металлической рамкой, второе – резным багетом.
Восточный салон
Замок Горжовице примечателен оформленным в восточном колорите салоном, который и назван Восточным. Тканый азиатский гобелен украшает стену помещения наравне с художественными работами европейских художников. На портретах в богатых обрамлениях – нарядная маленькая девочка и солидного вида мужчина в строгом костюме, с белыми перчатками в руке. Ниже несколько круглых оправ с фотографиями, под ними столик с атласной скатертью и два кресла с очень низкими ножками.
Металлическое блюдо и посуда на нем, лампа на этажерке в углу и сосуд на переднем плане – предметы явно восточного происхождения, привезенные из путешествий. Возле левой стены на полу – две китайские вазы, а между ними – главный экспонат Восточного салона. На столике из темной древесины, украшенном рельефными узорами с позолотой, помещен некий стеклянный саркофаг с подобной столику оправой. Внутри – темная статуэтка, скорее всего одно из воплощений Будды.
Мемориальная комната погибшего летчика
Неприкосновенной оставлена комната брата последнего владельца, никто из посещающих замок Горжовице не селился здесь после его гибели. Молодой Тассило был летчиком, осваивал акробатическое полеты и фигуры пилотажа. Во время одного из полетов молодой пилот не справился с управлением самолетом, машина врезалась в свекольное поле близ Праги. В его комнате кровать с высоким матрасом, рабочий стол и комод с личными вещами.
Непонятно назначение черного предмета на переднем плане, с крестом на крышке. На нем выставлена приборная панель самолета, среди обломков которого обнаружили погибшего летчика. Рядом его летный шлем, в котором Тассило изображен на одном из рисунков на стене. На комоде его чемодан для путешествий, с наклейками отелей. На чемодане и рядом с ним оставшиеся не уложенными предметы одежды. На стене карты, рисунки и фотографии, в том числе с места аварии, виден даже бортовой номер самолета.
Охотничий салон и ванная комната
В бывшем гостевом номере уровня Люкс оборудован охотничий салон. На стенах развешены чучела голов добытых оленей с ветвистыми рогами и отдельные рога. Из меблировки оставлены два удобных кресла с высокими спинками, тумбочка с настольным светильником, имеющим стойку в виде человеческой фигурки.
Интересно выглядит потолочный светильник, абажур которого украшен металлическими накладками в виде древесных листьев. На стенах размещены несколько рисунков с природными видами и портретами. Привилегией люксового помещения был прямой выход в ванную комнату, оборудованную на значительной площади.
Ванная комната оборудована, помимо входных дверей, еще и раздвижной ширмой, украшенной фотографиями, как и другие подобные вещи в замке. Сантехника установлена схожая с современной, кроме ванны и унитаза предусмотрена и чаша Биде. Отдельно стоит умывальник с большим кувшином в тазу и множеством сопутствующих предметов. В углу – шкаф для принадлежностей, рядом высокое декоративное комнатное растение.