Давно не используются по прямому назначению тепличные здания в Кусково, Американская оранжерея и Большая каменная. Сейчас непонятно, надоела хлопотная затея прежним хозяевам, или не до того было захватившим власть большевикам. Музейное использование окончательно закрепилось за этими строениями в 1932 году, с появлением второго хозяина усадьбы Кусково. Переводом в усадьбу специализированного Российского музея керамики власти пока что отрезали возврат к тепличному предназначению.
Построена Американская оранжерея еще в 1750-х годах, на два десятилетия раньше Большой, неизвестным архитектором. Если более позднее здание авторства Федора Аргунова заранее предполагалось двойного назначения, то первое было специализированным. Российские революционные события использование по профилю прекратили, в отличии от венской оранжереи в Шенбрунне. Однако же сохранили свои функции теплицы в чешском замке Леднице, восстановлены в ботаническом саду МГУ в Санкт-Петербурге.
Американская оранжерея усадьбы Кусково
Между тем строилась Американская оранжерея продуманно, от расположения на территории до устройства остекления. На высотной фотографии, почти точно ориентированной по сторонам света, видна позиция здания в усадьбе. Одна продольная сторона ориентирована на солнечный юг, вторая защищена парковой растительностью. С точки зрения общей планировки участка оба тепличных здания логично замыкают ландшафтную часть парка. Ничего, кроме подселенного музея, не препятствует возвращения тепличных функций, однако вопрос не обсуждается.
Ничего против музея керамики не имеет ни обозреватель, ни большинство наших читателей, смею предположить. Тем более, что его коллекция фарфора по широте представленных эпох, стран и производителей считается одной из ценнейших в мире. Однако как легко музей приняла Американская оранжерея, столь же просто подобрать новое расположение. Это доказывают примеры использования под экспозиции бывших заводских помещений, из Москвы перемещены многие предприятия. Промышленные здания несложно переоборудовать, это доказано.
Так обрел пристанище институт русского реалистического искусства, фактически – частный музей живописи прошлого века. Он оборудовал выставочные площади в бывшей котельной старинной ситценабивной фабрики. Территория погубленного автозавода имени Ленинского комсомола приютила музей Московский транспорт, в автобусном гараже обосновался Еврейский музей. Примеры есть и вне столицы, Тульский военно-исторический музей занял здание бывшей электростанции. Как говорится, было бы желание, но нет его.
Фото с более близкого расстояния представляет конфигурацию здания, рассчитанного на тропические растения. Американская оранжерея состоит из нескольких корпусов различной освещенности, которую подбирали под определенные виды. Насколько обширные стеклянные панели благоприятствуют осмотру фарфоровой экспозиции, не проверено. Музей запрещает фотографирование, нет даже платного, и строго это контролирует. Ладно бы сами использовали шедевры для выпуска сувениров, нет и этого.
На оранжерее написано – теплицы, а внутри… фарфор
Не сравнивая ценности экспонатов, заметим, что есть заведения, использующие шедевры для копирования на сувенирах. Так делает, например, выставка миниатюр всемирной истории в Измайловском кремле, где и фотографировать можно. Пластилиновые скульптуры исторических деятелей, существующие в единственных образцах, украшают магниты для квартирных холодильников. Здесь получается – ни себе, ни людям, а предполагаемые конкуренты давно исчезнувших фабрик эти фото имеют.
По живописности конструкции Американская оранжерея соседнему зданию уступает, она более конкретно предназначена для тепличного хозяйства. Можно предположить роль наклонных панелей в регулировании внутренней освещенности, а козырьки над кровлей непонятны. Хотя, возможно, какую-то часть светового потока они внутрь направляют. Бесполезно гадать, покуда не возникнет всерьез вопрос о возвращении зданию исконного предназначения. Видимо, общее руководство усадьбы и музея хорошо сдружилось и разлучаться не намерены.
Своими боковыми флигелями Американская оранжерея напоминает школьный спортивный зал, пригодный для волейбола и футзала. Касательно возвращения тепличного профиля деятельности что-либо определенное можно сказать только после изучения отопительной системы. Дровяное сейчас вряд ли приемлемо, нужно рассматривать возможности модернизации. Централизованной котельной при прогулках по территории усадьбы не замечено. Здешний Дворец – летний, хотя печей и каминов в нем достаточно.
В силу древности происхождения и хорошей сохранности Американская оранжерея остается заметной достопримечательностью Кусково. Этого не изменит ни перемена деятельности, ни продолжение существования фарфоровой экспозиции. Вывеска о тепличном назначении права в части прошлого усадьбы, конструктивное устройство здания это подтверждает. Именно историческим прошлым ценна Американская оранжерея, представляя одно из увлечений хозяев самой старой дворянской усадьбы.