Резиденция Бельведер в Вене была построена Лукасом фон Хильдебрандтом для бывшего командира, генералиссимуса Евгения Савойского. Национальному герою было позволено выбирать место, и холм на юге города стал Прекрасным видом. Так с итальянского переводится выбранное название, ставшее архитектурным термином, обозначавшим высокую надстройку здания. Что здесь первично, утверждать не будем, наш обзор посвящен прекрасному образцу стиля барокко, украшению Вены.
На пологом склоне возвышенности две постройки комплекса разделяют более 600 метров, с прилегающей территорией занято около километра с севера на юг. Поэтому публикуется два высотных фото, первое верно ориентировано по сторонам света. Вторая фотография выполнена с севера, чтобы были видны все нюансы. На вершине холма зеленой кровлей выделяется Верхний Бельведер, более поздняя постройка (1722 год) возле большого водоема.
Ниже по склону разбит сад регулярного стиля, с тремя уровнями террас и двумя каскадами фонтанов. Сад заложили уже после кончины полководца, когда усадьбу выкупила императрица Мария Терезия. Ботанический сад Венского университета примыкает к ансамблю с восточной стороны, на первом фото – справа. Западным соседом парка Бельведер выступает территория дворца князей Шварценбергов.
Часть этой закрытой для посещения усадьбы лучше видна на следующей фотографии, сделанной с противоположной стороны. В центре здесь Нижний Бельведер, вдали Верхний, а справа – бывшие владения князей. Узкий клин регулярного партера ограничивает вольный пейзажный парк на закрытой частной земле. Кому она продана или сдана, неизвестно, как и судьба осушенных пока круглого и восьмигранного фонтанов.
О дворце Шварценбергов упоминалось при описании памятника советским воинам в Вене. Здание в торце упомянутого клина — галерея искусств князей. По другую сторону Бельведер в Вене соседствует с монастырем и храмом общины салезианцев, кирхой Посещения Девы Марии. Орден создан современным католическим святым Дель Боско (смотри описание римско-католического храма в Москве).
Верхний Бельведер в Вене, на вершине холма
Парадный въезд и вход в Верхний Бельведер в Вене был широко известен завсегдатаям приемов полководца. Небольшой сад, как прихожая, отделен от основной территории кованой оградой и воротами на каменных столбах. Ажурные узоры из металла характеризуют высокое мастерство выполнявших заказ кузнецов. Не хуже сработали скульпторы и декораторы, украшавшие столбы лепниной и ваявшие скульптуры.
Столбы ограды декорированы имитациями накладных пилястр, по сторонам размещены фигурки ангелов с атрибутами ордена Золотого Руна. Крупные скульптуры венчают опорные столбы ворот, но на месте при нашем посещении была только правая по ходу. Второй статуе, скорее всего, потребовалось вмешательство реставраторов в условиях мастерской. Судя по предыдущим публикациям, скульптуры друг друга зеркально повторяют, сдвигая щиты к воротам.
Старинный герб Савойского герцогства, принцем которого числился заказчик дворца, появился на воротах уже после его смерти. Не было при нем и каменных столбов, и ажурной решетки ворот с вензелями. Все эти аксессуары возникли как дань глубокого почитания этой неординарной личности. многочисленные военные заслуги сделали Евгения Савойского вторым лицом в империи после правителя.
Евгений Савойский действительно был принцем, но без надежд на престол из-за дальности родства. Да и престол Савойского герцогства в 1720 году прекратил существование, Франция и Италия разделили его территорию на стыке своих границ, оставив Евгения символическим принцем. Он и родился в Париже, гражданином этой страны, а уже служа Австрии, присягнул Священной римской империи германской нации.
Здание Верхнего Бельведера и его детали
За парадными воротами открывается вид на Верхний Бельведер в Вене, каким его создали по воле сановного заказчика. Симметрично распланированнвя территория включает газоны и клумбы, редкие стриженные кустарники. Главным декоративным элементом выступает обширный водоем с фигурными контурами берегов. Из любой точки территории взгляд находит великолепное здание явно торжественного назначения.
Евгений Савойский своенравно пренебрег услугами придворного архитектора Иоганна Фишера фон Эрлаха, тогдашнего признанного мэтра. Предпочтя боевого товарища, военного инженера фон Хильдебрандта, он знал об архитектурном образовании и практике в Италии последнего. Хотя прежде этот зодчий строил только храмы, дворец для полководца ему вполне удался. Облик получился строгим и одновременно ярким, изобилующим привлекательными деталями.
Дворец состоит из нескольких сомкнутых корпусов разной этажности, каждый со своей крышей. Фланги здания украшены парными восьмигранными башнями с куполами, напоминающими о строениях побежденной Османской империи. Издали здание представляется стоящим у самой воды, но это иллюзия.
Еще на высотном виде была заметна и круговая дорожка для карет, и объемная въездная группа с пандусом. Экипажи могли высаживать пассажиров почти под крышей, в чистых дворцовых условиях. Центральная секция здания была в этом плане ключевой, обеспечивая комфортное прибытие важных персон. Выделяется она и архитектурно, тремя крупными арками и особенно красочным фронтоном.
Выполнен главный фронтон с характерными для барокко плавными линиями и переходами контуров. Наверху и на боковых полках размещены скульптурные группы, они же украшают любой подходящий выступ соседних корпусов. В сочетании в несколькими уровнями балюстрад, в итоге получилась высочайшая насыщенность элементами декора. Центр фронтона занят полной версией герба Евгения Савойского.
Здесь геральдический щит львы держат вдвоем, с обеих сторон, и не разъединены, как на парадных воротах. Герцогская корона уже не кажется неуклюже нахлобученной, она аккуратным образом возложена и венчает объемную эмблему. Архитектору удалось насытить композицию декоративными элементами, но не переусердствовать в этом. Издали видные украшения привлекают внимание к более детальному осмотру.
Дефиле вдоль здания
Взоры подъезжающих гостей при приближении автоматически переключались на ближайшие элементы здания. Многие специально не заезжают на подъем пандуса, а проходят по пешеходным ступеням, сначала осмотрев оформление. Широкие мраморные ступени ограждены парапетами с резными барельефами. На их фигурных тумбах возлежат мифические существа, отдаленно напоминающие египетских сфинксов.
Что фантастические существа не греческой мифологии, свидетельствует отсутствие крыльев. Кроме того, у греков сфинксы символизировали загадочность, а у египтян – царскую власть, что второму лицу в государстве как-то ближе. Для живописности фигурам добавили женские обнаженные торсы и заплетенные косы в прическу. Довершают группы мальчишки – наездники, поправляющие попоны на львиных спинах.
По сторонам пешеходной лестницы, обозначая подъем пандусов, установлены два отдельных постамента со скульптурами. Все же декоративное их назначение более вероятно, чем роль дорожного знака. Римляне почитали придуманных греками близнецов Диоскуров образцами воинской доблести, они идеально подходят дворцу Евгения Савойского. Близнецы изображены укрощающими диких коней, в экспрессивных позах.
Согласно мифологии, бессмертный Полидевк поделился частью этого божественного дара с Кастором, пользоваться приходилось поочередно. Поверье говорит, что братья выступают утренней и вечерней звездами в названном в их честь созвездии. Парадно – выставочная часть территории исключительно ухожена и красива. Однако хочется посмотреть, все ли столь же блестяще по боковым территориям.
Для примера мы осмотрели вход к Верхнему Бельведеру со стороны Ботанического сада Венского университета. Участок заметен на первой высотной фотографии, как расходящиеся веером аллей у восточного (правого) торца здания. Ничем не хуже состояние территории и здесь, чистоплотны студенты старейшего университета немецкоговорящего мира. Ровные ряды деревьев, сходящиеся ко дворцу, чередуются с местами своеобразного отдыха.
Ботанический сад Венского университета будет описан в отдельной статье. С его территории хорошо видны торцевые башни дворца и крыша крайнего корпуса. Грани башен украшены продолговатыми оконными проемами с барочным завершением. Вместо острых готических проемы прямоугольные, с декоративными карнизами сверху – сандвиками. Граненые стволы строений завершены смотровыми площадками у светового барабана и купола.
Регулярный партер на склоне холма
Три уровня на километровом протяжении партера хорошо просматривались на второй высотной фотографии. При осмотре во время прогулки, нисходящие уступы не столь заметны.Больше внимание привлекают узорные газоны, образованные причудливо сформированным травянистым дерном. Словно готовясь задать свои коварные загадки, перед спуском устроились мраморные сфинксы. На сей раз они классически греческие, с крыльями.
Здешние сфинксы не возлежат подобно сторожащим дворцовый вход, они сидят, горделиво подняв головы. Совсем не пряча бюсты, мифические крылатые женщины – львицы вместо загадок соблазняют загадать желание. Известное поверье о необходимости потереть какую-то часть скульптуры, чтобы задуманное сбылось, вовсю работает и здесь. Очевидно больше просьб и желаний досталось правой ланите.
Хорошо еще то, что статуи каменные, потертость не столь бросается в глаза и можно просто не обратить внимания. Будь они бронзовыми, слепили бы глаза подобно прожекторам. Позади скульптур видны фонтаны первого яруса перепадов высот, которые лучше осматривать с нижележащей позиции. Лучше будет виден и дворец, а со склона в направлении Нижнего Бельведера издали мало что различимо.
Пройдя за первые фонтаны и обернувшись на Верхний Бельведер в Вене, убеждаемся, что северный фасад уже в тени. Тем не менее основные отличия от парадного южного просматриваются, прежде всего они касаются центральной части здания. Корпус здесь не имеет выдвинутой низкой входной группы, он превосходит высотой остальные. Выдается центр и за линию остального фасада, в плане он имеет вид трапеции.
Второй этаж центрального корпуса оборудован балконом, который поддерживают парные колонны. Дорожка спуска к нижнему дворцу проходит через шеренгу подстриженных под конус деревьев, но растительности маловато. Видимо, расчет оформителей партера строился на сосредоточении внимания на других объектах. Прежде всего это водоемы и установленные в них скульптурные группы фонтанов.
Фонтаны и Нижний Бельведер в Вене
Бассейнами круглой формы оборудованы ближайшие к верхнему дворцу фонтаны, у остальных в основном фигурные очертания. Не критикуя Бельведер в Вене, все же приходится отмечать очевидные недостатки гидравлической системы. Количество водяных мониторов невелико, высота выброса струй значительно уступает фонтанам Петергофа, особенно Большому каскаду. Хвалиться нехорошо, но наши гидротехники с помощью французов сработали лучше.
По естественным причинам и искусственные водопады – каскады петергофским значительно уступают. Здесь нет такой высоты рельефа, как в окрестностях Санкт-Петербурга. Самое же основное препятствие – пропускная способность городской ливневой канализации. Петергофу в этом плане неизмеримо проще, рядом Финский залив, принимающий неограниченный объем стоков.
В свою очередь, Бельведер в Вене превосходит главный каскад Петергофа доступностью для посетителей. Там набережная Морского канала для прохода закрыта, здесь неограниченно доступен весь партер на километровом протяжении. Гораздо больше суммарная ширина проходов, скученности нет даже при наплыве групп туристов. Сказывается ориентация на предоставление удобств отдыха коренному населению.
Первый водоем на центральной аллее партера расположен прямо у первого перепада высот, из-за чего ощущение обрыва усиливается. Большой промежуток между крайними статуями порождает впечатление плывущей к обрыву центральной скульптурной группы. Скорее всего, именно на зрительный обман рассчитывали создатели фонтана при его разработке, эффект очень наглядный. Далее спускаемся вниз и смотрим первый каскад.
В сущности, Бельведер в Вене один каскад в классическом понимании и имеет. Лестница с перетеканием водяного слоя по ступеням расположена на границе первого перепада высот партера. Расширяющиеся книзу ступени образуют эффектный водопад, украшенный водяными струями прямо из водяного потока. Будь столь доступны каскады Петергофа, что бы там творилось в день пограничника или ВДВ?
Наверняка разгоряченные воспоминаниями ветераны штурмовали бы манящую прохладу каскадов. Не исключено и братание с каменными украшениями, с возможным обоюдным ущербом. Наверняка этот контингент и Бельведер в Вене посещает, но не идут же на ум подобные подвиги! Почему в основном отечественные условия способствуют нестандартному поведению, пусть объяснят психологи.
Немного подробнее каскад можно рассмотреть, подойдя вплотную к стоку. Образовавшийся из-за перепада высот водный поток имеет достаточный напор. Это доказывают водяные струи, не падающие вертикально, а отклоняющиеся вперед. Мраморные скульптуры изображают очередных мифологических персонажей. Их перестрелка водяными брызгами не столь впечатляет, как вертикальные столбы воды.
Не буквальное, но тематическое сходство скульптурных украшений роднит Петергоф и Бельведер в Вене. Вечно актуальные сюжеты сказаний самых древних европейских цивилизаций, персонажи греческих мифов и римских легенд схожи. Обильная позолота петровского творения кого-то и раздражает, здесь статуи естественнее. Опыт австрийцев с позолотой статуи Штрауса мы описывали в статье о Штадтпарке.
Впереди — Нижний Бельведер в Вене и последние фонтаны
Средний из трех высотных уровней партера между двумя дворцами озеленен обильнее верхнего. Уже видимый нижний – еще более того, возможно, из-за необходимости меньшего напора воды для полива газонов и насаждений. Обильны зеленые насаждения Ботанического сада с одной стороны и парка Шварценбергов – с другой. Прогуливающиеся между двумя центральными фонтанами часто между ними отдыхают.
Живописность окрестным видам придает не только зелень деревьев вокруг, но и открывающийся городской пейзаж. Вена не стала исключением среди других крупных городов, ее расширение могло остановить только образование заповедника. Так и поступили с западной окраиной, сохранив часть древнего Венского леса. Лайнцер Тиргартен мы уже посещали, он восхитителен, а вот загородная резиденция стала городской достопримечательностью.
Однако декоративные элементы, которыми изобилует Бельведер в Вене, от этого хуже не стали. Очередное подтверждение – последний из расположенных на центральной оси партера фонтанов. Он установлен на самой грани второго перепада высот, а истекает на нижний уровень. Его бассейн виден на высотной фотографии, не имеет никаких статуй. Только на ограждении в районе перепада высот кто-то рассажен, но в кадр не попал.
Вода сюда поступает по подземному каналу и сразу выходит в бассейн нижнего уровня. Фонтан фактически имитирует шлюз плотины пруда или водохранилища, но оформленный аллегорически. Какие-то персонажи колоссальными усилиями удерживают почему-то падающую заслонку, словно они в затапливаемой пещере. Полумрак расположенного в тени объекта не позволяет рассмотреть фантастических героев с хвостами вместо ступней.
Нижний Бельведер в Вене с обеих сторон
Наконец вплотную подошли к старейшему дворцу – Нижнему Бельведеру, построенному к 1716 году рекордно быстро. Двухлетний срок достаточен для возведения здания, но изысканное внутреннее оформление более трудоемко. Как принц этого добился, история молчит. Впрочем, внутрь пойдем в следующий раз. Для сведения, оба Бельведера используются под выставку произведений живописи.
Нижний Бельведер в Вене был основным местом проживания Евгения Савойского, когда он стал признанным авторитетом. Дача получилась роскошная, для дворца же – строение довольно посредственное, без особых декоративных излишеств. Единое здание, где корпуса выделены отдельными крышами, стало прообразом для Верхнего Бельведера, строившегося 6 лет. Фоном для Нижнего Бельведера сейчас служат более поздние и высокие городские строения.
Жилые дома несколько затмевают архитектурные достоинства дворца, с противоположной стороны здания они хотя и затенены, но видны лучше. Пожалуй, главное его украшение – декорированные статуями балюстрады. Ажурные ограждения выполнены на центральном корпусе, выдающемся вперед за линию фасада. Вторая балюстрада устроена на мезонине, увенчанном крышей из двух уровней со шпилем.
Похожим образом устроены крыши боковых корпусов, за счет крыш зрительно увеличивается этажность здания. Такому эффекту способствует ряд световых окон (люкарен) в первом ярусе крыши. В остальном декоративное убранство Нижнего Бельведера относительно скромно и неброско. В него входят накладные имитации пилястр и сандвики над оконными и дверными проемами. Желтые стены и белый декор практически сливаются.
Северный вход, выход для нас
Внутренний двор Нижнего Бельведера был виден на переднем плане второй по счету высотной фотографии обзора. Однако сам вход с городской улицы остался за кадром, поэтому фото снаружи ставим в заключение. Входные ворота Нижнего Бельведера – одно из главных украшений дворца, его визитная карточка. Выполнен вход в виде высокой арки, украшенной скульптурами и воинской атрибутикой.
Северный вход часто выбирают поклонники искусства, завсегдатаи меняющихся экспозиций Нижнего Бельведера. Используют вход и посещающие Бельведер в Вене ради его садово-парковых прелестей, любители прогулок в красивых местах. Западнее этих ворот расположена одна из венских площадей, Шварценбергплац, с упомянутыми дворцом и памятником плюс великолепный фонтан между ними. Там одно из мест гармоничного соединения строений разного времени.
Завершая обзор и покидая Бельведер в Вене, жалеешь о кратковременности посещения. Остается надеяться на новый визит, с посещением внутренних покоев. Быстрее это могут сделать наши читатели, которых Бельведер в Вене заинтересовал с наших слов и фото. Желаем удачного путешествия и богатых впечатлений от резиденции принца Евгения Савойского.
В Бельведере регулярно проходят выставки современного искусства. И именно здесь можно познакомиться с творчеством моего любого Климта. Для этого надо купить входные билеты в сам дворец. Мы получил колоссальное удовольствие!