Небольшой интерактивный зал, размещенный по соседству с экспозицией, не переполнен.
В другое время возможна и большая посещаемость, но без подобных технических средств учреждения культуры уже не котируются.
Серебряная кладовая
Большой дворец Царицыно предлагает своим посетителям тематическую выставку художественных изделий из серебра рубежа XIX — XX веков. Произведения выполнены мастерами российских фабрик и артелей прославленных ювелиров Фаберже, Овчинникова, Хлебникова и других. Находится экспозиция по соседству с археологической, в схожих интерьерах.
Разного сечения и высоты витрины содержат одиночные предметы или их группы – наборы, сервизы, гарнитуры. Есть изделия, к которым причастны известные мастера кисти и резца. Такова ваза в форме лебедя, выполненная по мотивам Врубеля, эмалевая вставка с изображением Царевны Лебедь по эскизу самого художника.
Многие посетители обращают внимание на большую хрустальную чашу с подставкой в виде серебряной ротонды. Весьма привлекательное сочетание материалов, использованы достижения смежного вида искусства.
Сосуд для главного российского деликатеса – икорница Рак выполнена из серебра и хрусталя на фирме Лорие перед революционными событиями. Восхищает проработка членистоногого, передающая в точности его строение.
Икорные ложки для раскладки икры по порциям выполнены на фабрике Фаберже. Не обошлось и без водочных стопок оригинального вида.
Изящен и одновременно скромен письменный набор Пимен, названный именем героя пушкинской трагедии Борис Годунов. Декоративный поделочный камень неброской расцветки хорошо сочетается с серебряными деталями. В пояснении указано, что выполнен набор московской артелью № 14, что большинству посетителей, как и нам ни о чем не говорит.
Таврический зал
Коридор, ведущий во второй парадный зал – Таврический, оформлен также с дворцовым шиком. Попроще только половое покрытие, а вот дверной проем отличается особым изяществом. Минимумом позолоты выступающих деталей достигается впечатление красоты и умеренности.
Умело выбранные места для зеркал обеспечивают отражение настенных светильников и потолочной люстры. Отлично смотрятся небольшие вставки живописных миниатюр над проходами, как и расположенные выше выпуклые картины. Дополнительно коридор украшен скульптурными и живописными произведениями.
Колонны в Таврическом зале, хотя и имеют базу, но по капителям скорее могут быть отнесены к дорическим. Позолоты на них меньше, чем в Екатерининском, да и высота столбов меньше из-за более низкого потолка. Поменьше даже торшеры, хотя количество рожков значительно.
Манекен с мундиром екатерининской эпохи, выставленный возле одной из дверей, обозначает помещение для переодевания. Большой дворец Царицыно предлагает здесь необычную услугу – прокат костюмов екатерининской эпохи для фотографирования.
В целом интерьер Таврического зала почти неуловимо, но скромнее Екатерининского. Кроме уже перечисленных отличий, можно выделить несколько не менее существенных, касающихся стиля оформления и его исполнения. Однако это не мешает успешному проведению фотосессий переодевшимися посетителями.
Потолок здесь хотя и расписной, но плоский, без сводов и рельефных деталей. Более скромным, на наш взгляд. Выглядит узор полового покрытия. Украшен Таврический зал портретами российских императоров, центральная картина изображает, конечно, Екатерину Великую в сопровождении завоевателя Крыма (Тавриды, как именовали тогда полуостров) святейшего князя Потемкина.
Временные выставки
Большой дворец Царицыно располагает приличным избытком выставочных площадей, что располагает к организации дополнительных экспозиций. Они здесь регулярно и происходят, привлекая порой не меньше зрителей, чем постоянные экспозиции музея-заповедника.
Отведенные под тематические выставки, авторские вернисажи и другие форматы помещения отделаны без какой-либо тематической привязки. Своеобразие интерьерам придают непосредственные организаторы мероприятий за счет временных выразительных средств.
Не пытаясь угадать тематику проводившихся выставок временного характера, которые не входили в нашу программу, признаем некоторые успехи оформления. Стандартный интерьер удается оживить как расстановкой и развеской экспонатов, так и световыми эффектами.
При всей критичности отзывов ценителей исторической достоверности, отрицающих полностью художественные и иные достоинства восстановленного сооружения, с ними соглашаться не хочется. Ну не ступала сюда нога монарха, но все же Большой дворец Царицыно связан с екатерининской эпохой и ее личностью, и противоречивой историей строения.