Деревянная церковь Рождества Христова в Мелихово была построена в XVI веке, но уже к XVIII веку этот великолепный образец русского народного зодчества пришел в упадок. Однако, после приобретения одноименной усадьбы одной из забот Чехова стало восстановление обветшавшей церкви. Антон Павлович организовал сбор средств среди прихожан, добавил собственных, и духовный центр села был возрожден. Достойный поступок удовлетворил религиозные запросы жителей прихода, спасая и несомненную историческую реликвию.
Дорога к храму проходит от усадьбы А.П. Чехова, мимо пруда и земской школы в Мелихово, построенной по инициативе писателя, на его деньги. Уже из туристической схемы понятно, что цель нашего посещения — не единственный культовый объект села. Второй храм появился здесь в самом конце прошлого века, как временная постройка. Она понадобилась, когда церковь Рождества Христова в Мелихово дотла сгорела.
На время восстановления прихожане решили построить временную церковь, использовав заготовленный сруб избы священника. Крестовоздвиженский храм получился миниатюрным, но ликвидировать его пожалели и после воссоздания древнего. Пожалели понравившееся убранство, да и не в духе народа – святыни разрушать. Достаточно было предыдущих гонений на религию, когда массу храмов потеряли безвозвратно.
Храмы села Мелихово
Расположение двух церквей на схеме для посетителей показано довольно приблизительно, без соблюдения масштаба. При социализме, в режиме секретности топографических карт, схемы и карты для туристов искажались намеренно. Мифический враг не должен был получать точных сведений, ведь спутников и космической навигации не существовало. В духе старинных былин на развилке дорожек есть указатель.
Использование стилизованного под старину шрифта никого особо обмануть не способно, установлен камень недавно. Пожар случился в 1994 году, через 2 года второй храм в селе и появился, а указатель – никак не раньше. Но исполнители надписи и не рассчитывали никого обманывать, просто украшали родное село новой достопримечательностью. Для иллюстрации обзора пришлось запустить коптер, засняв местность и храмы.
Летающий фотограф выполнил сьемку с северной стороны, а дорожка к церквям идет с запада. На высотной фотографии это означает, что посетители идут справа налево. Столь малое расстояние объясняется уже изложенными обстоятельствами, сложившимися из-за возгорания старого храма. Дом священника располагали вблизи места службы, переносить фундамент и сам сруб не было никакого смысла.
Кроме ориентирования на местности, высотная фотография превосходно передает панораму живописных окрестностей. Мостик на подходящей дорожке, храмовая ограда и сохраненное церковное кладбище составляют передний план. Два совершенно разнотипных культовых строения утопают в зелени деревьев, затрудняющих фотосьемку с других ракурсов. Далее – поля и лесные массивы, типичные русские ландшафты.
Сооружения перед Крестовоздвиженским храмом
Маленький синий храм предстает первым перед идущими со стороны чеховской усадьбы. Однако первым встретившимся строением является его колокольня, не очень затейливое строение из дерева. Конечно, называть это колокольней неправильно, точнее именовать звонницей. Они и прежде нередко строились отдельно стоящими, начиная со старейшей Софийской звонницы, возможно, ранее.
Временный характер звонницы, предполагавшийся после суматохи пожара, предопределил характер строения. Вместо фундамента использованы каменные глыбы, на которых установлены балки основания. Перевязанные поперечинами угловые стойки, пирамидальная крыша да ограждение из досок – вот и вся звонница. Сносить или переделывать ее не стали и после восстановления главного храма, им осталась церковь Рождества Христова в Мелихово.
Между звонницей и новым храмом обнаруживается еще одно сооружение, смысл и назначение которого поначалу озадачивают. Это символическое изображение холма для казней, где на кресте был распят Иисус Христос. Голгофу обычно имитировали внутри храмов, особенно часто в Крестовоздвиженских, или Воздвижения Животворящего Креста Господня. В здешнем случае площадь церкви явно недостаточна.
Обычно Голгофу сооружали из камней в виде холма, увенчанного крестом не ниже человеческого роста. При храме в Мелихово возвышенность имитируется сооружением похожей формы из дощечек, с приспособлением для водружения креста. Отчего крест оттуда снят и просто прислонен к Голгофе, неизвестно. В таком виде со стороны культовый символ больше похож на стилизованную новогоднюю елку.
Крестовоздвиженская церковь
Предполагаемый временным храм из обычного сруба соорудили, пристроив с востока алтарную апсиду. Вход выполнили традиционно с западной стороны, это видно на заключительном фото обзора. Проем с северной стороны, видимой на этом фото, заделали, поместив под навесом изображение креста. Конек обычной для избы двускатной крыши увенчали малым барабаном и куполом с крестом.
Наружный облик бревенчатого сруба облагородили обшивкой досками с последующей покраской, фасады украсили небольшими фрагментами деревянной резьбы. Крыши как основного объема, так и пристроек с востока и запада перекрыты оцинкованным железом. Это уже свидетельство будущего долговременного существования, что отчасти объясняется наличием отопления и возможностью службы зимой.
Церковь Рождества Христовая в Мелихово и ее интерьер
Живописец Вадим Овсянников обновлял роспись иконостаса в старом храме перед пожаром, был потрясен случившимся. Прежний настоятель вскоре умер от сердечного приступа, сельчане просили художника заменить его. Человек закончил нужное обучение, был рукоположен в сан и возглавил приход. Не утратив прежних навыков, он украшал якобы временный храм, который сейчас приписан к восстановленному.
Архитектурно церковь Рождества Христова в Мелихово – классический образец русского деревянного зодчества. На высоком четверике установлен вписанный восьмерик, выше – три уменьшающихся барабана и купол с крестом. Невидимая на фото алтарная апсида с восточной стороны дополнена похожей пристройкой на западе. Отличием от апсиды является наличие крылечка, укрытого навесом.
Несмотря на небольшой внутренний объем, церковь оборудована в полном соответствии с православными канонами. Красив алтарный иконостас с тремя рядами икон, украшены образами створки Святых врат. В декорировании использованы резьба и позолотаю Солея и центр храма устланы коврами. Есть даже дополняющая алтарную преграду узорчатая решетка из металла, не во всех крупных храмах имеющаяся
Перед кованой решеткой — центральный аналой с образом Христа, опорная часть которого тоже выполнена кузнечным способом, из бронзовых прутков. По сторонам аналоя выставлены поминальные подсвечники прямоугольной формы, куда полагается ставить заупокойные свечи умершим. Для заздравных свечей предназначены подсвечники с круглыми столешницами, здесь место для пожеланий живущим.
Обратный путь
Обратный путь от деревянного шедевра к усадьбе снова пролегает мимо синего храма, видим его вход. Пристройка с запада здесь тоже присутствует, к ней подходит крыльцо с перилами, но без навеса. Двускатная крыша примыкает к основной, на нее заходит декоративный острый козырек по оси главы. Ради интереса проверяем ориентацию по кресту, — все верно, приподнятый конец нижней перекладины показывает на север.
Описывать обратный путь нет резона, он зеркален, как сборка автомата Калашникова в старом оружейном наставлении. Осмотрев оба храма села Мелихово, путешественники никак не минуют писательской усадьбы. Шаговая доступность, интересная история и привлекательность снаружи и внутри делают эти церкви привлекательными туристическими объектами. Не упускайте возможность побывать здесь, посещая усадьбу Чехова.