Старинная церковь Жен Мироносиц в Великом Новгороде — последний из череды храмов на этом месте. Она соседствует с несколькими культовыми строениями и единственным светским, Воротной башней Гостиного двора, что севернее. Территория древнего Ярославова Дворища с Торгом располагалась в сторону речного русла, контур обозначен восстановленной аркадой.
Построена церковь Жен Мироносиц в Великом Новгороде по канонам православного зодчества, это крестово-купольный одноглавый храм. Придел с севера возведен позднее основного строения, для входа на верхний ярус устроены деревянные лестницы. Продольные стены типичны для русских храмов, с кокошниками, или ложными закомарами, по фронту. Восточная оформлена тройной выступающей алтарной апсидой, с запада – вторая лестница возле входной пристройки. На ребристой крыше установлен цилиндрический барабан купола с четырьмя световыми окнами.
Своим куполом церковь Жен Мироносиц в Великом Новгороде отличается от расположенных поблизости, он покрыт лемехами. Облицовку привели к первоначальному варианту при крайней реконструкции, осиновыми дощечками купола оформляли издавна. Подручный материал заменял византийскую черепицу, к тому же имел собственную особенность. После долгого использования, воздействия природных факторов осиновая древесина обретала свойства хамелеона. При разной освещенности лемеха меняли цвет от зеленоватого до серебристого.
История храма коротко изложена на памятной плите, которой церковь Жен Мироносиц в Великом Новгороде снабжена после восстановления. Названный новгородским купцом основатель вполне мог иметь московское происхождение, как утверждают некоторые историки. Закладка датируется временем, когда вольный город уже был покорен Московским княжеством. Восстановленному историческому памятнику не вернули культового использования, превратив в культурный центр для детей. Одним из направлений деятельности стала музейная.
Церковь Жен Мироносиц в Великом Новгороде в роли музея
Экспозиция под названием Рукам – работа, душе – праздник оборудована сотрудниками музея деревянного зодчества Витославлицы. Достаточно близкое расположение, в 3,5 километрах, дополняется еще одним обстоятельством. В древности церковь Жен Мироносиц в Великом Новгороде по религиозной линии подчинялась Свято-Юрьеву монастырю. Музей на месте выродившейся деревни и один из древнейших русских монастырей – непосредственные соседи. Выставка имеет этнографическую направленность, полезную нынешним хозяевам здания.
Представлены в экспозиции традиционные крестьянские занятия, промыслы здешних ремесленников, торговая деятельность и семейный быт. Большинство экспонатов – сохранившиеся предметы второй половины XIX столетия, либо начала следующего. Нашим современникам не всегда просто опознать предназначение экспонатов без помощи пояснительных текстов. Не меньший интерес представляют архитектурные особенности храмового интерьера начала XVI века, косметически обновленного реставраторами.
Интерьеры и экспонаты
Крестовые своды, арочные проходы, оконные проемы и ниши, сами по себе любопытные, дополняются интересными экспонатами. Церковь Жен Мироносиц в Великом Новгороде повозкой на повороте галереи напоминает о профессии тележного мастера. Исчезающие ныне умельцы должны были иметь редкий набор навыков, от обработки древесины до ковки металла. Оглобельные повозки были основным транспортом от столиц до провинциальных деревень, альтернативы не было. Колеса и оглобли в силу плохих дорог быстро изнашивались, мастера без работы не сидели.
Посуду люди изобрели в незапамятные времена, приспосабливая сначала подручные предметы, затем освоив гончарное дело. Неизвестный изобретатель сообразил сделать вращающийся круг, чтобы комок глины превращать в ровное изделие. Именно от гончарного круга произошли колеса, одно из важнейших устройств до наших дней. Гончары не ограничивались тиражированием простейших форм, создание новых было древнейшим видом творчества. Эстетические потребности вызвали к жизни росписи сосудов и других изделий, первую живопись.
От гончаров к кузнецам и прочим ремесленникам
Металл в исходном виде обрабатывали холодной ковкой, работали на деревянной колоде из толстого ствола. Горячий способ требовал массивной наковальни из металла, горна для разогрева докрасна, мехов для раздувания углей. Представляет церковь Жен Мироносиц в Великом Новгороде изделия кузнечного производства различного назначения, рядом рыболовные сети разной степени готовности. Плетение сетей было самостоятельным ремеслом, ловля рыбы – одним из способов добычи пропитания. Несколько занятий обеспечивали крестьянские и ремесленные хозяйства ткаными изделиями.
Опуская стадию ухода за посевами льна, опишем его путь до полотна. После сушки на воздухе вырванных побегов их обмолачивали на гумне для получения семян на следующий год. Затем досушивали в печи, мяли и трепали на мягкие волокна с помощью специальных орудий. Прядение нитей было одной из главных операций, веретено и прялка – основными инструментами. Окрашивали нитки в чанах, с помощью красителей из растительного сырья, добиваясь яркой и стойкой расцветки.
Ручное ткачество – главное женское ремесло
Скотоводство и земледелие обеспечивали местное население пропитанием, они же давали шерсть копытных и растительные волокна. Превращали волокна в нити пряжи на ручных и механических прялках, многоверетенную считают наилучшей. Называют это устройство даже одним из изобретений гениального да Винчи, обоснованность не проверяли. Один из фрагментов экспозиции, занимающей церковь Жен Мироносиц в Великом Новгороде, целиком посвящен ремеслам прядения и ткачества.
Представлены несколько образцов ручных прялок с исходным волокном (куделями), на лопасть которой женщина и усаживалась. Несколько других конструкций комментируют музейные пояснения на табличках. Здесь же можно ознакомиться с основами ткачества на примере ручного вертикального станка, по сути модификацией вышивальных пялец. Вертикально располагали нити основы, которые скреплялись нитями утка, продеваемыми приспособлениями – челноками руками ткачих. Виден край горизонтального станка, более удобного и производительного.
Древесина – основа основ старинного хозяйства
Не умаляя роли металлов, древесину все же следует признать основой старинного русского уклада жизни. Жилища и храмы, посуда, мебель, инструменты и приспособления делались или целиком, или частично из дерева. Помимо самой древесины, применение находили кора и молодые побеги некоторых деревьев, их использовали для плетения. Изготовление корзин и коробов из лозы и берестяных емкостей, плетение лаптей, вырезание ложек и корыт занимали целые семейства, порой деревни целиком.
Разнообразие деревянных изделий церковь Жен Мироносиц в Великом Новгороде настолько велико, что поименное представление затруднительно. Опознать их предназначение труда не представляет, многие имеют современные аналоги либо вообще остались неизменными. Подготовка древесины к превращению в готовые изделия, напротив, претерпела серьезные, даже кардинальные изменения. Ручное удаление древесной коры ушло в прошлое, только для единичных поделок используют обдирочные приспособления простейшего устройства.
Торговая деятельность и домашнее хозяйство
Специализация ремесленников на определенных изделиях требовала организации их сбыта, то есть торговых отношений. В этой части новгородцы никогда не отставали, на их территории торговали купцы из русских городов и даже иностранные. Древний Торг в Ярославовом Дворище был не единственной торговой площадкой, ярмарки организовывались в разных местах. Небольшой экспозицией прилавка церковь Жен Мироносиц в Великом Новгороде только частично освещает картину торговых отношений.
Подлинно старинное устройство для взвешивания с двумя чашами прицеплено к недавно изготовленной демонстрационной раме. Наряду с весовым методом определения количества сыпучих товаров, использовалось измерение длины – для тканей, веревок и тому подобного. Рядом с прилавком установлен планшет с описанием организации ярмарок на новгородской земле, в городских районах и селах. Рассказано о радушном приеме приезжих, о развлечениях и забавах на ярмарочных площадках.
Помещение поделочных мастер-классов
Небольшой уголок церковь Жен Мироносиц в Великом Новгороде выделила под мастер-классы по рукоделию и дизайну. По содержимому стола и шкафа у стены можно определить, какие самоделки помогают освоить детям наставники.
К музейным экспонатам в помещении относится советская швейная машинка с ручным приводом, но с натяжкой. Подобные во множестве растиражированы, до сих пор во многих семьях сохраняются и исправно работают. Кустарные изделия здешнего производства, заполнившие полку и подоконник, — различной степени завершенности. То ли время занятия закончилось, то ли терпения не хватило юным умельцам. Разрисовка кукольных физиономий зачастую не завершена, возможно, это тема следующего мастер-класса.
Осмотреть здешнюю этнографическую экспозицию познавательно в плане подлинно старинных экспонатов, среди них много редких. Своим интерьером церковь Жен Мироносиц в Великом Новгороде тем более интересна, немного сохранилось древних храмов. Не агитируя за непременное посещение, представляем туристический объект таким, каков он есть на данный момент. Представляется, что побывать здесь стоит, историческая достоверность выставленных экспонатов того заслуживает.
Просмотрев экспозицию в этом бесподобном месте сразу хочется записаться на мастер-класс и освоить все, что умели наши бабушки и прабабушки делать в свое время. Сесть за прялку с веретеном я еще смогла бы. Но не с льняной куделью, а с шерстью. Спасибо моей бабушке, которая учила меня держать веретено. Я согласилась на это, когда прочитала сказку Спящая красавица. Правда ровная пряжа у меня тогда не получалась. Но хоть какое-то представление об этом труде имею. А вот гончарное мастерство, у меня муж решил освоить на выездном мастер-классе вместе с детьми. Получилось для первого раза отлично.