Гений Филиппо Брунеллески
Сложно поверить, но резное мраморное строение Санта Мария дель Фьоре простояло с зияющим отверстием в центре несколько десятков лет, прежде чем был выбран (отобран среди многочисленных вариантов) оригинальный проект архитектора-дилетанта. Впрочем, тогда не существовала специального архитектурного образования, а в качестве авторов различных архитектурных проектов выступали ювелиры (как Брунеллески), живописцы и скульпторы.
Его предложение основывалось на логике, подтвержденной точными расчетами. И это было нечто совершенно новое, непостижимое, требующее соразмерности, стройности и ясности. Впервые работы по возведению гигантского купола, увенчанного оригинальным фонарем, проводились по уникальной технологии без применения лесов! Новое решение заключалось в применении двух оболочек, скрепленных ребрами.
Внимания заслуживает и тот момент, что изначально на куполе отсутствовали дополнительные декорации (он был покрыт белоснежной краской), ведь по замыслу автора он сам являлся оригинальным украшением храма, поражая не столько высотой (около 35 м) и величием, сколько необыкновенным ощущением простора, возникающим при посещении храма.
Лишь столетие спустя (вторая половина XVI столетия) Федерико Цуккари и Джорджио Вазари украсили его фресками, вызывающими прилив восхищения – перед каждым открывается многоярусная картина Страшного суда:
- первое (нижнее) кольцо посвящено всевозможным обитателям Ада и смертным грехам, где образ Антихриста противопоставляется светлой фигуре Христа;
- все последующие – изображениям святых, Богоматери, благим деяниям, небесным ангелам и старцам апокалипсиса.
Хотя, с течением времени все чаще всплывает идея о необходимости избавиться от этих фресок, вернув куполу первоначальный вид.
Невероятно, но купол Брунеллески, воздвигнутый на заре Ренессанса, и сегодня считается самым большим кирпичным куполом на планете.
Кроме того, эта сорокатонная конструкция, каркас которой состоит из шести горизонтально расположенных колец и 24 ребер жесткости (располагаются вертикально), является обязательным элементом для изучения в архитектурных вузах Италии.
К тому же без него не появились бы многие купола, венчающие большинство европейских соборов. Интересно и то, что архитектор сумел при помощи точных математических вычислений определить не только оптимальный угол наклона стенок купола, позволяющий избежать его обрушения, но и подобрать рисунок кирпичной кладки в форме «елочки».
Неожиданной оказалась и трактовка этой громады, врезающейся в небо, флорентийскими гражданами. Для них она олицетворяла не милость небес, а торжество человеческой мысли, города и всей республики, Вот такая горделивая мощь Ренессанса…
Колокольня Джотто
В храмовый комплекс входит и отдельно стоящее здание, именуемое кампанилой Джотто (яркий представитель флорентийской готики треченто).
Достаточно подняться на эту колокольню, чтобы подняться над Флоренцией, словно птице. Но, далеко не каждый сумеет преодолеть все 414 ступени, ведущие на смотровую площадку, находящуюся более чем в 80 метрах над землей. Ведь здесь нет лифта.
Хотя колокольня и носит имя Джотто, при нем возвели лишь первый ее ярус (1334-1337 гг.). Строительством последующих ярусов занимались уже другие именитые тосканские зодчие – Андреа Пизано и Франческо Таленти продолжили дело рук великого архитектора, но завершил его Нери ди Фиораванти.
Так, кампанила обзавелась:
- мраморными композициями;
- изящными арочными окнами, придающими 85-метровому сооружению визуальную легкость;
- чудесными барельефами;
- статуями пророков, размещенных в нишах первого яруса;
- шестигранными «медальонами», расписанными на библейский лад;
- семью колоколами, символизирующими человеческое совершенство (установлены на вершине башни).
Богатое убранство прямоугольной колокольни не позволяет пройти мимо…
Следует отметить, что первоначальное предназначение колокольни Джотто было скорее декоративным – не предполагалось ее ежедневное использование. При этом само строительство было поставлено под угрозу, как и все тосканское население, в результате разбушевавшейся чумы (1348…1350 гг.).
Баптистерий Сан-Джованни
Неотъемлемой частью соборного комплекса является и восьмиугольный баптистерий (крестильня) Сан-Джованни, хотя это старинное здание появилось на Соборной площади задолго до самого храма. Он был возведен в начале XII ст. на месте древнеримского языческого храма.
В этом приземистом восьмиугольном здании, выполненном в романском стиле, особый интерес вызывает:
- «золотой» купол – расписан ликами святых и библейскими сценами (византийская мозаика);
- южные врата – самые старые ворота баптистерия, украшенные барельефами с изображением Основных добродетелей, а также Иоанна Крестителя (XIII-XV ст.);
- Врата рая – удивительные восточные двери, оформлением которых занимался молодой скульптор Лоренцо Гиберти, бережно воспроизводя истории из библии на каждой из десяти позолоченных табличек (именно на столько частей было разделено позолоченное полотно врат).
Кроме того, в нем вплоть до XIX столетия совершалось таинство крещения. Именно здесь были приобщены к католичеству многие исторические личности, среди которых можно смело назвать Данте и Медичи.
Музей Дуомо
Тут же, на Соборной площади расположился крупнейший католический музей мира, более известного как Опера дель Дуомо (открылся в 1891 г. в бывшей мастерской Бруннелески), где собрано большинство из тех предметов, которые некогда украшали интерьер Санта Мария дель Фьоре.
Печально, но на фасаде храма с каждым днем остается все меньше оригинальных статуй. Их методично заменяют копиями, изготавливаемыми по старинным технологиям (вручную). К примеру, Ева – все еще оригинал, а вот Адама успели заменить копией.
Кроме того, здесь посетители увидят великолепные хоры (XV век), макеты и чертежи куполов, принадлежащие перу гениального Бруннелески и богатую коллекцию шедевров, среди которых следует выделить такие статуи, как:
- «Кающаяся Мария Магдалена», занимавшая почетное место в Баптистерии храма;
- «Пророк Аввакум» – работа Донателло, перемещенная с колокольни Джотто;
- незавершенная «Пьетта» (Микеланджело);
- скульптура Арнольфо ди Камбио (оригинал, снятый с церкви) – посвящена Бонифацию VIII (Папа Римский).
В общем, посмотреть действительно есть на что!
Интересные факты, связанные с собором
Пускаясь в увлекательное путешествие по красивейшему из соборов Италии, не лишним будет узнать несколько интересных фактов:
- Санта Мария дель Фьоре считается прототипом (взят за основу) самого большого по величине храма Святого Петра (Рим).
- Свой теперешний облик собор пробрел благодаря кропотливой работе Филиппо Брунеллески, Джоотто, Арнольфо ди Камбио, Джованни ди Лапо Гини, Франческо Таленти. И это лишь пять основных архитекторов, а сколько их было всего сложно даже представить!
- Следует упомянуть и Эмилио де Фабрис – автора современного фасада (мраморная облицовка завершилась в 1887 г.).
- В стенах церкви проповедовал Джироламо Сованарола – противник ростовщичества, широко распространившегося во Флоренции, и гомосексуализма. Кроме того, он ратовал за радикальное обновление церкви, чему не обрадовался тогдашний Папа Борджиа, с легкой руки которого проповедника обвинили в ереси. Сованарола вынужден был пройти испытание огнем, но жизнь его завершилась на виселице (Флоренция, площадь Синьории), а тело сожжено.
- Оказавшись в соборе в день летнего солнцестояния, являющийся самым длинным световым днем в году (21 июня), можно наблюдать удивительное зрелище – ровно в 12.00 полуденный луч солнца проходит через огромный купол, освещая на полу мраморный медальон.
- В храме до сих пор действует орган Mascioni, появившийся здесь еще в 1961 году. Пережив сильнейшее наводнение, он был отреставрирован (1968), после чего ремонтировался лишь однажды (1991).
- Церковь стала пристанищем картины флорентийского художника Доменико ди Микелино, изображающей Данте, который читает «Божественную комедию».
- Она же вошла в историю, став местом трагедии, произошедшей 26 апреля 1478, более известной как «Заговор Пацци» против правящей династии. К счастью, Лоренцо Медичи удалось бежать, скрывшись за тяжелой дверью ризницы, но жизнь Джулиано завершилась во время мессы.
- Существует легенда, говорящая о тайном подземном ходе, которым активно пользовалось семейство Медичи, стремясь незаметно проникнуть внутрь или спешно покинуть храм.
- Сегодня, ризница, спасшая жизнь Лоренцо Медичи, стала местом, в котором хранятся одежды священников.
- О Санта Мария дель Фьоре можно прочесть в бестселлере Дэна Брауна «Инферно» и саге о «проклятых французских королях» Мориса Дрюона.
Туристам на заметку
Как же добраться до флорентийского Дуомо? На самом деле все очень просто, ведь его можно смело назвать центром Флоренции. Так, не более 15 минут займет неспешная прогулка до Пьяцца Дуомо, если выйти на железнодорожном вокзале Санта Мария Новелла. Или же можно прокатиться на автобусе, направляющегося к Соборной площади.
Насладиться величием Санта Мария дель Фьоре можно совершенно бесплатно, а вот за посещение смотровой площадки, баптистерия или музей придется заплатить. Приятной неожиданностью оказывается покупка комплексного билета, который считается действительным в течение шести дней от того момента, когда он был куплен, или 24 часов после первого использования.
На подобную экскурсию лучше выделить отдельный день, чтобы сполна насладиться непередаваемой атмосферой и величием колоссальной исторической ценности…
Собор действительно очень красивый. Санта Мария дель Фьоре — это, как говорится, визитная карточка Флоренции. У него очень узнаваемая архитектура, которую не спутаешь ни с одним другим сооружением. На площади у собора очень красиво утром, когда пробиваются первые солнечные лучи. Тогда видно, что собор раскрашен разными цветами — красным, белым и зеленым. Считается, что это цвета любви, веры и надежды. А к вечеру он кажется просто серым. Будете рядом с Флоренцией — обязательно посмотрите этот собор и расположенную рядом галерею Уфицци, где собраны всемирно известные предметы искусства. Из Венеции или Рима, к примеру, легко добраться до Флоренции скоростным поездом.
imgonline-com-ua-Compressed-rq3fnmxmUC.jpg
imgonline-com-ua-Compressed-rq3fnmxmUC.jpg
Фасад собора великолепен, но и интерьер, особенно купол, производит сильнейшее впечатление. Фото не может передать его красоту: это нужно видеть своими глазами. Под купол, кстати, можно подняться, как и на на колокольню Джотто: с высоты открывается захватывающая дух панорама, виден весь исторический центр Флоренции.
20150512_132509.jpg
Этот грандиозный Cобор Санта Мария дель Фьоре , действительно, представляет собой зрелище, от которого невозможно отвести глаз. Рядом находится еще и выполненный в том же архитектурном ключе Баптистерий Сан-Джованни 11-12 века и Колокольня Джотто, и облик центральной площади Флоренции приобретает какой-то просто нереальный оттенок архитектурного чуда. Вообще Дуомо — это настоящий центр Флоренции, и знакомство с этим великим городом лучше всего начинать с него. Уже потом можно посмотреть и галерею Уфицци, и знаменитый мост Понте-Веккьо, и Палаццо-Веккьо и Палаццо-Питти, тем более, что все это рядом, в пешей доступности…Но Cобор Санта Мария дель Фьоре грациозно властвует над одним из самых красивых городов Италии, своим внешним фасадом и «Вратами Рая» как будто приглашая каждого приехавшего во Флоренцию туриста подойти к этому шедевру и смотреть-смотреть-смотреть и любоваться им…На мой взгляд, в Италии нет более впечатляющего места, чем Соборная площадь во Флоренции, даже грандиозная площадь Святого Петра в Ватикане не оказывает такого эмоционального воздействия прикосновения к прекрасному!
Полтора столетия ушло на то, чтобы воздвигнуть величественный шедевр, над которым трудились известные архитекторы Ренессанса, сменявшие друг друга на пути к великой цели…
Собор впечатляет своими масштабами, величием и красотой. В комплекс Собора санта Мария дель Фьоре входит баптистерий, это отдельное небольшое здание, в котором проходили крещения. Меня очень впечатлили его ворота. Иначе они называются Врата рая. Здорово, правда? Представляю, сколько великих особ через них прошли.