Одно из недавних (2016-й год) новшеств писательского поселка Переделкино, дом-музей Зураба Церетели, скульптор создал на дачном участке. Бывшая собственность Нади Леже после перехода к новому владельцу увеличилась по площади в несколько раз. Капитально отстроив и надежно огородив владения, Зураб Константинович разместил здесь свои работы. Плодовитость его творчества многократно превышала спрос на своеобразные произведения, поэтому обширный участок появился очень кстати.
Дачный домик обычного устройства окружен капитальной стеной из кирпича, с железными воротами и калиткой. По сторонам входа, на колоннах – первые скульптуры, сразу поражающие монументальностью исполнения. На эмблеме, выполненной с использованием мозаики, есть гербовый щит с девизом или лозунгом на грузинском и французском языках. Буквальный перевод – Оружие князей Церетели. Смысл не вполне ясен, но отец Зураба Константиновича титула не имел, хотя и был уважаемым строителем, участником войны и полковником в отставке.
Церетели безусловно талантлив как живописец и скульптор, своим художественным направлением считает импрессионизм и сюрреализм. Во многом это объясняется знакомством с Пикассо, Сикейросом и Шагалом, с которыми он много общался, пребывая во Франции в 1960-х годах. К концу обозначенного периода сосредоточился на монументальной скульптуре, не оставляя и других жанров. Многие работы изображают обитателей исторической родины, в основном простых людей из народа, работников и музыкантов в историческом грузинском обличье.
С 70-х по 90-е годы прошлого века Зураб Церетели выполнил множество монументальных работ, весьма востребованных в период падения веры в коммунистические идеалы. Востребованность верхушкой тогдашнего общества принесла ему все возможные награды и звания Советского Союза. Не потерялся художник и после распада СССР, став полным кавалером высшего ордена новой России (4 степени, За заслуги перед Отечеством). Первые российские награды и должность Президента Российской академии художеств ваятель получил раньше, чем гражданство нашей страны.
Дом-музей Церетели — лес скульптур в сосновом бору
Среди подмосковного леса изваянные Зурабом Константиновичем великаны выглядят не совсем уместно, порой пугающе, иногда даже нелепо. Иногда встречаются размещенные рядом и схожие по тематике работы, как торговец рыбой и дворник из Грузии, но чаще экспозиция бессистемна. Основная масса экспонатов не объединена ни тематикой, ни стилем и манерой исполнения. Поневоле закрадывается мысль о слабой востребованности монументального искусства в наступивших новых условиях, либо об исчерпании места на городских площадках.
Скульптурные работы умеренных габаритов, будучи выставленными среди соснового леса, слишком похожи на надгробия провинциального кладбища. Маловероятным кажется благоприятное впечатление изображенных персон от подобного вида своих скульптур, например, от стоящей справа статуи Никиты Михалкова у ее прообраза. Есть, впрочем, исключения, — если Олег Павлович Табаков не успел посетить дом-музей Зураба Церетели, то ему и трущемуся о ноги коту Матроскину, которого актер блестяще озвучивал, уже все равно.
Гигантская скульптура всадника, поражающего копьем некое существо, похожа на самую знаменитую работу Церетели, стоящую возле здания ООН в Нью-Йорке. Добро поражает Зло, о которой идет речь, более образно изображает дракона, возникшего из обломков сокращаемых ракет СССР и США. Непонятно, какие еще преференции понадобились выдающемуся скульптору, коль он разместил на переднем плане статую Президента России в обличье дзюдоиста. Однако будем думать, что это случайная расстановка.
Обобщение для краткости
Несколько фотографий, воспроизводящих окружающий дом-музей Зураба Церетели лесной массив, объединены нами в слайдер. Причина не в тематическом единстве демонстрируемых произведений, просто не всем читателям обзора созвучны мысли и выводы обозревателя. Правильнее будет предоставить визуальную информацию, чтобы каждый мог самостоятельно определиться с посещением. Справедливости ради заметим, что встречаются в этом лесу скульптур и интересные вещи, типа жонглирующих зеркальным шаром зверей.
Неожиданно реалистичным выглядит Александр Сергеевич Пушкин, выделяющийся среди окружающих произведений только несвойственным ему высоким ростом. Не исключено, что нам почудилось, но выражение лица великого поэта несколько удивленное, однако не будем демонстрировать читателям обзора излишнюю язвительность. Есть ведь и забавные вещи, вроде усаженных на парковую скамейку зевак или сидящего на глобусе рыбака с рыбой, к которым по лестнице лезут крокодилы.
Нескрываемое удовлетворение вызвали не самые масштабные, но человечные по манере исполнения барельефы российских поэтесс. Своеобразный триптих образуют изображения знаменитых женщин с различными по событиям, но сходными по драматизму, даже трагизму, жизненными путями и судьбами. Большая бронзовая Белла Ахмадуллина, скорее всего, выполнена при подготовке обещанного надгробия ушедшей поэтессы. Изображена она словно отстраненной и возвышенной над действительностью, очень проникновенно.
Сидящая возле круглого столика Анна Ахматова узнаваема и по орлиному профилю, и просто по известнейшему ее портрету, который Зураб Константинович просто воспроизвел в скульптурном варианте. Кажущаяся безмятежной на садовой скамье Марина Цветаева, закончившая жизнь в петле от безысходности бытия, самая трагическая фигура нашей поэзии. Пару ей в парижском варианте работы составил Пастернак. Провидец, он затягивал веревкой чемодан Марины при переезде и одобрил крепость этой веревки, дескать, хоть вешайся. Именно ею поэтесса и воспользовалась.
Приезжайте в Переделкино
На этой трагичной ноте закончим наш краткий и весьма субъективный обзор. Наверняка у многих создастся совсем иное впечатление, ведь вкусы людей разнятся. Не кривя душой, не призываем посетить дом-музей Зураба Церетели целевым образом, но рекомендуем Переделкино как средоточие нескольких музеев. За одно посещение есть возможность увидеть галерею живописи Евтушенко, дома Чуковского, Пастернака и Окуджавы, не исключая и дом-музей Зураба Церетели.