Филеримос — храм сразу двух ветвей христианства, одна из достопримечательностей одноименной горы, недалеко от аэропорта Родоса. Все названия посвящены основателю церкви и обители, монаху Филериму, одноименна и принесенная им икона Богородицы. Кипарисовая аллея, именуемая Голгофой, ведет к возвышающемуся над окрестностями гигантскому кресту, с часовней подле сооружения. Протяженная вершина Филеримос живописна сама по себе, покрытая древесными зарослями, а осеняющая эмблема довершает облик.
История монастыря Филеримос восходит к XIII столетию, когда упомянутый старец явился сюда со священным образом. Далее она переплетается с историей ордена госпитальеров, впоследствии преобразованного в мальтийский. Оригинал иконы оказался в Санкт-Петербурге, ставшем кратковременной резиденцией ордена при правлении императора Павла Первого. Монарх совмещал трон российской империи с титулом великого магистра мальтийцев, пока не был умерщвлен заговорщиками. Однако это другая история, наша цель – рассказать про Филеримос.
Довольно плотные заросли преимущественно хвойных деревьев несколько скрадывают высоту холма, которая превышает 250 метров. Особенно красочно выглядит их шеренга на вершине, словно прическа модели Ирокез. Добравшиеся до монастыря Филеримос знакомятся с перечнем достопримечательностей, оформленном несколько старомодно, что скорее привлекает. На раме из металла укреплена деревянная рамка в форме домика, крыша вполне реальная. Черно-белые фотографии пронумерованы, ниже – наименования с краткими пояснениями.
Не все туристические объекты вошли в сферу нашего путешествия, однако основные мы посетили и покажем. Из показанных на старых фото недосмотренными оказались развалины древнего храма Зевса, византийская церковь с купелью. Любопытными оказались даже древесные стволы, кора здешних сосен не такая, как у нас. Однако ароматы хвойного леса оказались знакомыми, особенно их красит примесь морского воздуха. До побережья Эгейского моря около двух с половиной километров к северу, на юге и западе Средиземное, ветры есть всегда.
Окрестности, растительность и обитатели
Каменная лестница с переменной крутизны маршами, ведущая в монастырь Филеримос, ограждена ступенчатыми парапетами. Почтенного возраста кипарисы образуют живописный зеленый коридор, за верхним обрезом которого проглядывают строения. Восхождение не вызывает затруднений для большинства посетителей, если здоровы, но удобств для инвалидов не предусмотрено. С детской коляской подниматься также не вполне комфортно, помогает только малая высота ступеней.
Собственным каменным ограждением окружено могучее дерево неподалеку от лестницы, очевидно, растущее здесь несколько веков. Его ветви, как и окружающая территория – пристанище павлинов, которые здесь встречаются во множестве. Кто их здесь развел и ухаживает, если вообще потребен им уход человека, осталось тайной. Снующие вокруг птицы не смогли отвлечь внимания от растительного гиганта, название породы узнайте сами. Отдыхающие возле монастыря Филеримос стали эталоном длины, позволяющим прикинуть примерные габариты.
При всей необычности внешнего облика, павлины – родня обыкновенной курице по научной классификации. Отряд курообразных, семейство и подсемейство фазановых, — так этих пернатых обозначают ученые. Совершенно очевидно, что от домашних петухов и куриц павлины и павы значительно отличаются. Вот с фазаном сходство довольно близкое, особенно это относится к самкам. Прогонистое туловище, небольшая головка и скромное буроватое оперение напоминает увеличенного в размерах фазана.
Фото распушенного павлиньего хвоста взрослого самца мы публиковать не стали, таких изображений множество. При посещении монастыря Филеримос каждый сделает без труда уникальный снимок. Один из представителей стаи позволил запечатлеть ближний план, на котором можно найти несколько участков оперения. Разнообразны у павлина не только расцветка перьев, но и их строение и форма. Словно курчавые на голове, на шее и груди они нитевидные, на спине – словно рыбья чешуя.
Вариации и взаимные переходы синего и зеленого цветов на пернатом красавце переливаются, как иллюминация цветомузыки. Золотистые на спинке и крапчатые с боков, напротив, резко контрастны, словно принадлежат двум разным птицам. Несправедливо по отношению к павлинам отрицание принадлежности к птицам, летают они не в пример курицам.
Монастырь Филеримос как комплекс строений
Замеченный еще со ступеней входной лестницы, наружный фасад монастырского корпуса выполнен из двух ярусов. Двери бывших монашеских келий, их зарешеченные окна выходят в проходную галерею нижнего яруса. Она образована навесом от основного перекрытия, который опирается на массивные колонны через понурые арочные связи. Над каждой колонной крыша вздыблена треугольным фронтоном, на каждом красуется крест. Верхняя галерея открыта с двух сторон, ее крыша представлена рядом смыкающихся фронтонов.
Как шли мы к монастырю Филеримос по кипарисовому коридору, так и у стен его видим эти красивые хвойники. Трудно говорить о возрасте, но военные действия Второй мировой войны они определенно пережили. Вьющиеся бугенвиллеи украшают здание листвой и особенно цветами, да и причудливые стволы весьма зрелищны. Миниатюрные участки почвы под их стволами привели к формированию вольного подобия бонсаев. Цветоводы часто используют эти растения именно в этом качестве, используя их неприхотливость.
От центра – влево, затем направо
Старинный монастырский колодец, выполненный как постамент скульптуры, увенчан кованой из металла конструкцией. Крюк в верхней части мог служить для крепления веревки, но не сохранилось никакого устройства подъема. Возможно, монастырская братия делала это вручную, либо приспособление утрачено. Вторично колодец видим на следующей фотографии, где запечатлена левая от центрального фасада часть территории. Она преодолена ранее, из-за работ по реконструкции движение организовано в обход.
Восстанавливаемая снаружи церковь монастыря Филеримос окружена строительными лесами, но для посещения доступна, оно состоится позже. Перед храмом видно углубление в форме креста, отделанное каменными блоками, единственное оставшееся от византийской церкви. Древнюю купель огородили, как особо ценный объект. Левее реставрируемого здания — напоминающий раскопки участок с фрагментами храма древних греков. Насколько будут восстанавливаться эти древности, и будут ли вообще, нам узнать не удалось. Теперь смотрим на правую от фасада часть здания.
Внешний вид этого фрагмента здания позволяет предположить, что пребывало здесь руководство монастыря Филеримос. Парадный вид имеет входная группа, от двухсторонней лесенки с площадкой до ступеней крыльца и навес. Даже не навес, а замок в миниатюре, крытая веранда с балконом наверху. Изысканно и разнообразно оформлены оконные проемы, словно итальянские реставраторы начала прошлого века соревновались в творчестве. Менее живописно, более строго выглядит монастырское здание с задней стороны.
Собственно говоря, иной только нижний ярус строения, наверху — проходная галерея, что и с лицевого фасада. В каких помещениях были оконные проемы с решетками, в каких – крохотные отверстия, нам неведомо. Интересна конструкция каменного балкона на примыкающей стене, встроенного в кладку и поддерживаемого единственной консолью. Арка под балконом выводит в проход на внутренний двор монастырского комплекса. Из-за проводимых работ проходы между монастырских корпусов порой запутанны и удлинены.
Монастырские закоулки и ориентация на местности
Чтобы лучше ориентироваться при виртуальном, по картинкам и тексту, путешествии в монастырь Филеримос, нужна вводная. Проще всего ориентироваться по общему виду возвышенности в начале статьи. Монументальный крест воздвигнут на крайней западной точке холма, въездная дорога подходит с юга, на том фото скрыта – мы видим северный склон. Обитель – в восточной части гребня горы, от нее отходят несколько аллей в разных направлениях. Хвойные шеренги ограждают дорожку на восток.
Предварительно было известно, что в этом направлении находится бывшее подсобное хозяйство монастыря Филеримос, не восстановленное. Тематика сельскохозяйственного обеспечения нас не интересовала, поэтому прогулка к востоку не состоялась. В пояснение к предыдущим нашим фотографиям следует добавить, что входили по кипарисовой аллее с запада на восток. Корпуса вытянуты поперек плато (направление север-юг). Недавно показанная задняя стена главного монастырского корпуса ограничивает внутренний двор, куда и направимся.
Архитектурно здания обители выполнены похожими друг на друга, как только что показанное примыкание стен и балкон над входом. Только здесь перед аркой порог в два блока по высоте. На фото задней стены его не было. Типовой выполнена и проходная галерея, схожая до полной неразличимости с таковой на парадном фасаде. Те же двери и окна в решетках, повторяются даже живописные изображения апостолов. Очень четко выложен цилиндрический арочный свод, весьма показательное сооружение.
Насколько позволяет судить видимость изображений, религиозная живопись выполнена в византийском стиле, еще не искаженном. Фигуры изображены в прямой перспективе, замена на обратную отделила православную иконопись Руси от светской живописи. Апостолы поименованы по-гречески, вполне понятно без знания языка, отчасти интуитивно. Простенький коврик у одной из дверей не был бы замечен, если бы не утверждения о необитаемости монастыря Филеримос. Но разбираться с обитателями мы не уполномочены, пройдем во двор.
Внутренний двор по пути к храму
Монастырский внутренний двор выполнен неизвестными зодчими из нескольких строений, сейчас здесь еще и выставочная площадка. Археологические находки размещены по периметру стен, пояснительные таблички отсутствуют. Приземистая галерея устроена иначе предыдущих, без арочных проемов, здесь портал покоится на квадратных колоннах. Просматриваются такие же, как в других галереях, изображения апостолов на внутренней стене. Она примыкает к каменному корпусу одного из зданий, с высоко расположенной входной дверью.
Половина арки, связанная с стеновой кладкой, несет на верхней дуге лестничные ступени. Они весьма узкие и никак не огражденные, древние строители предполагали узкий круг входящих. Вход скрыт от обозрения оливковым деревом, довольно крупным для этой породы, на очень небольшом клочке земли. Центральный участок двора занимает непонятный помост из толстых досок, неизвестно, для чего предназначенный либо обозначающий. Напрашивается логичное предположение о фонтане, некогда здесь стоявшем и пока не восстановленном.
Некоторые детали крупным планом
Не будем комментировать всю археологическую экспозицию, размещенную во внутреннем дворе монастыря Филеримос. Показываем крупно фрагменты декоративных элементов, выставленных в пространстве под лестницей. Многие посетители не находят в них ничего примечательного, отчасти они правы, но древность экспонатов налицо. Короткий ствол колонны с желобками каннелюров, капитель с завитками волют ионического ордера и обломок плиты с мальтийским крестом представляют зодчество XIV века.
Для внесения растительного разнообразия в каменный фон, укрупненно демонстрируем крону старой оливы с недозревшими плодами. На Родосе эти деревья разводятся с глубокой древности, есть даже постамент памятника дарителю саженцев. Находится он в акрополе Линдоса, которому была посвящена отдельная публикация. Долговечность этих растений с сохранением способности к плодоношению поистине удивительна, как и свойства оливкового масла. Отжим этого продукта из плодов, выращиваемых на веками живущих оливах, кормил многие поколения.
Однако не будем бесплатно рекламировать чужеродный продукт, импортозамещению никак не подлежащий. Однозначно не станем ввязываться в дискуссию о пользе и вреде того или иного растительного масла. Просто рядом с деревом находится широкий арочный проем с раскрытой решеткой ворот, через который наконец попадем в необычный храм монастыря Филеримос. Это та самая церковь в лесах, но с другого ракурса, где проходить безопасно и удобно. Своеобразие ее проявится в процессе осмотра.
Храм двух ветвей христианской религии
Церковный вход обрамлен ставшими здесь уже привычными вековыми кипарисами, которые выше не только приземистого входа. Они и ремонтируемую башню храма переросли, уверенно доминируют над всей растительностью и строениями. Входной проем выполнен несколькими правильными арками убывающего размера, без каких-либо декоративных элементов. Над входом – типичная для греческих церквей верхняя арка, только без обычного колокола. Крест на вершине равно пригоден и католикам, и православным.
Церковь построена рыцарями ордена госпитальеров в начале 200-летнего присутствия на Родосе, как хранилище чудотворной иконы. По легенде, сокровище было написано самим евангелистом Лукой, который действительно прославился своими иконами. Общие истоки католичества и православия, тем более выполненные до раскола произведения, обеспечивают равное преклонение перед чудотворным образом. Монастырские строения за счет расположения, несмотря на неприспособленность в военном отношении, сделали Филеримос крепостью.
Интерьеры храма монастыря Филеримос
Религиозная обитель была одним из очагов сопротивления османским завоевателям, которые атаковали Родос в 1520-х годах. Рыцари были католиками, таким был и монастырь Филеримос, православие туда проникло только после изгнания турок итальянцами. Мирное сосуществование в одной церкви алтарей двух ветвей христианства – явление уникальное, нигде ранее нами не наблюдаемое. Из общего притвора, где в открытом доступе находится одна из копий Панагии Филеримской, можно пойти в католическую (налево) либо православную (направо) часть храма.
Здесь, кроме мраморного столика с иконой и лампады над образом, выставлены несколько предметов религиозного обихода. На одном из заздравных подсвечников – горящая свеча, поставленная кем-то из посетителей. Между бронзовыми изделиями – распятие, одинаково почитаемое православными и католиками, но последними более истово. Есть и ящик для пожертвований на храмовые нужды, в том числе негласно оплачивающие приготовленные свечи. Эту традицию хранят большинство действующих в Греции церквей. Далее – зал католиков.
Икона Богородицы размещена в помещении открытого доступа, ведь храм и освящен в честь Матери Божией. Неизвестно только, по какому канону проводилось последнее освящение, и неважно это при общности истоков веры. На католической половине примечателен резной напольный киот, необыкновенно изящное изделие. Наряду с открытым залом со скамейками, здесь имеется отдельное недоступное помещение. Даже верхнее узкое окно защищено решеткой, как и нижнее, позволяющее осмотреть алтарное пространство.
За решеткой с мальтийским крестом – открытый для бывших прихожан алтарь, перед ним виден столик с чашей причастия (евхаристии). Ни алтарь, ни обряд причащения у католиков не скрывается, как у позднего православия. Наибольшее впечатление производит распятие, помещенное в оконном проеме, при прямом солнечном освещении. Немного мрачновато, однако строго и живописно выглядят железные настенные фонари, серьезна общая тональность оформления. Греция конституционно исповедует православие, эта часть храма доступнее.
Православная территория
Нет алтарного иконостаса и на православной половине, исторически эта преграда формировалась постепенно. Однако помещение без него выглядит непривычно приземленным, словно некая религиозная картинная галерея или склад атрибутики. Хотя некоторые предметы представляют несомненный интерес, например, четырехсторонний аналой в углу. Массивный темного дерева киот, такие же скамьи немного угнетают. Своеобразен кованый подсвечник под копией образа Богородицы Филаримской, на сей раз в драгоценном окладе.
Рассказ о судьбе оригинала иконы был прерван на ее пребывании в Санкт-Петербурге при Павле Первом. До революций она сменила несколько мест, при начале гонений на веру эмигрировала от греха подальше усилиями доброжелателей. Побывала в Эстонии, Дании и Германии, затем была переправлена в православную Югославию. Там она и сейчас, во второй столице Черногории, городе Цетине. Икон на православной половине гораздо больше, в этом тоже часть разницы двух христианских течений.
Знаменитый крест на холме Филеримос
Представленный на заглавной фотографии монумент выглядит высоченным, на самом деле он ниже 20 метров. Возвышенное расположение и уловка фотографа там сделали свое дело, издали рельеф местности делает крест заметным без всяких ухищрений. Однако первоначальный, деревянный крест по преданию характеризуют вообще как 30-метровый, что десятикратно превышает библейские размеры. Некоторые источники сомневаются в возможности таких габаритов, предполагая банальное преувеличение.
Голгофа близ монастыря Филеримос
Рельеф местности на вытянутой вершине трактуется как похожий на место казни Иисуса Христа по приказанию римского наместника. Автор идеи изобразить скорбный путь Спасителя неизвестен, это не первое воплощение Голгофы. Однако одно дело живописные полотна и диорамы, театрализованные инсценировки и прочее, здесь — все в натуре. На основе библейских текстов определили расстояние, оборудовали живописную аллею с крестом в перспективе. Сразу вспоминается одна из песен группы Наутилус Помпилиус…
Илья Кормильцев, покойный автор текста, словно побывал перед написанием в монастыре Филеримос. Даже слова вложил в уста Спасителя, обращавшегося к незадачливому добытчику пескарей. Цитировать слова без характерной музыки Бутусова бессмысленно, найдите песню Прогулки по воде, поймете сказанное. Кипарисовая аллея иллюстрирует крестный путь Христа, принужденного тащить орудие собственной казни, 14-ю изображениями. Они размещены на специальных стелах, расставленных между деревьями.
Каменные сооружения отдаленно напоминают деревянную рамку монастырской афиши, показанную в начале обзора. Только выполнены эти подобия часовен (в нашем понимании) из каменных блоков или плит, кровля черепичная по деревянной основе. Небольшая скамеечка у основания, возможно, предназначена для коленопреклонения, ведь создавались стелы католиками. Форму домика имеют окошки для изображений, описывающих Страсти (страдания) Иисуса в завершение его земного существования.
Металлические доски с изображениями изготовлены из сплава на основе меди, налет зелени окислов металла ни с чем не перепутать. Это не литье, изображения выбиты с обратной стороны листа ударными инструментами. Для такого способа четкость рисунка высокая, обращаться с медью римляне начали раньше многих народов. Их потомком итальянцем Марани создана серия в 1920 году. Демонстрируемая сцена, где злодей прибивает к кресту ноги Спасителя, предельно натуралистична.
Подборка барельефов на известнейший сюжет христианства была в 1922 году лауреатом парижской выставки. Сцены переноски креста, трех падений, встреча матери и утешение сочувствующих женщин – неполный перечень изображений. Кому-то произведения оккупанта, хотя и из числа освободителей, не по нраву – есть сорванные кресты, различные повреждения вплоть до пробоин.
Крест при ближайшем рассмотрении
Повторив по расстоянию последний земной путь Христа, посетители попадают к самому заметному сооружению холма Филеримос. Воздвигнувшие его итальянцы вынуждены были в военные годы монумент убрать. Он был прекрасным ориентиром для вражеской авиации, то есть нашей и союзников. Восстановление произведено только в 1990-е годы уже властями независимой Греции. Сохраненное каменное основание заняло достаточно сложное инженерное сооружение, к тому же хорошо смотрящееся.
Выполнили крест из железобетона, не монолитом, а с внутренней полостью, размерами полтора на полтора метра. Подъемная лесенка выходит прямо на дверь входа внутрь креста, сейчас крепко запертую. Внутри размещена винтовая лестница, имеются окна для обзора при подъеме, есть смотровая площадка. Она занимает всю поперечную перекладину, но имеет очевидные признаки повреждений и пока недоступна для посещения. Однако представить высотную панораму можно, подойдя к краю скалы, что мы позднее и сделаем.
Неизвестным осталось предназначение отверстий, имеющихся на перекладинах креста, на вертикальной они особенно хорошо видны. Не исключено, что предполагалось его декорировать, но чем, предположить затруднительно, а гадать непродуктивно. Смотровые окна и выход на площадку поперечины видны со стороны небольшой часовни, расположенной по соседству с монументом. Высота креста маловата, чтобы к нему предъявлять требования как к дымовым трубам. Их во всех странах раскрашивают в яркие цвета, снабжают световой сигнализацией.
Огоньки красного цвета видны и здесь, ведь в непосредственной близости – два аэропорта. В их числе главный родосский, имени древнего олимпийского чемпиона Диогороса, упомянутого статьей об античном стадионе. Венчает сооружение обязательный в таких случаях стержень молниеприемника, иногда ошибочно и нелепо называемого громоотводом. Виден здесь и вход в упомянутую часовню, довольно непрезентабельную внешне. Представилось интересным осмотреть ее и внутри, как последнее строение холма Филеримос.
Часовня под крестом
На фоне возвышающейся христианской эмблемы скромная часовня кажется и вовсе неприглядной, но внутри все ухожено. Два совсем миниатюрных по площади помещения оборудованы в традициях греческого православия, отличающихся от российских. Притвор с вымощенным морской галькой полом совершенно аскетичен, только иконы совершенно современного письма и подсвечник. Нет ни отдельного помещения для зажигания свечей, ни вытяжного зонта, обычных в греческих церквях.
Дело не в отступлениях от обычаев, просто слишком мало само культовое здание, потому все в нем по минимуму. Даже камешков для мощения на всю площадь не хватило, молельная комната – с плиточным полом, либо залитым бетоном с железнением. Отсутствие алтарной преграды в виде привычного нам иконостаса для местных храмов – обычное дело. Массивное раскрашенное распятие православным канонам не противоречит, иконы же размещены на стенах часовни. Большинство представляют священный образ Богородицы, естественно, в копиях.
Все сказанное вовсе не претензии, для кратковременного обращения к Всевышнему годится любое помещение. Вспомним первых христиан, гонимых римлянами, они молились в пещерах и каменоломнях. Алтарь в первозданном понимании был надгробием почитаемого борца за веру, а произошел от языческих жертвенников. Здесь он запредельно скромен, украшен пластиковыми горшками с искусственными цветами.
Крест издали и виды на окрестности от креста
Обойдемся без технических подробностей получения следующей фотографии, но вид скалы Филеримос с высоким крестом на уступе очень колоритен. Возвышающаяся над хвойным лесным массивом железобетонная громада впечатляет, остается досада только на внутреннюю недоступность. Удивляет отсутствие греческого флага на имеющемся флагштоке, возможно, не каждый день он здесь поднимается. На высоком афинском холме Ликавиттос процедура подъема государственного символа очень популярна.
Даже по фотографии по достоинству оценивается живописность представшего ландшафта, с деревьями на крутизне среди скал. Более отдаленные пейзажи проступают словно в дымке, расстояния достаточно велики. Сейчас перенесемся к группе туристов на краю обрыва, хотя многие догадались, что мы оттуда не уходили. Исключительность возвышенности Филеримос как обзорной площадки доказывать нет необходимости. Достаточно один раз увидеть своими глазами открывающуюся отсюда панораму.
С крутого обрыва в западной оконечности холма Филеримос обозревается обширная территория до побережья Эгейского моря. Видны сохранившиеся от вырубки лесные массивы, плантации со стройными рядами оливковых деревьев. Жилые кварталы ближайшего поселения предстают общими очертаниями, зато четко видна мелководная полоса вдоль берега. Сначала яркая, потом туманная морская даль приоткрывает горы на горизонте. Это либо материковая Турция, либо соседний греческий остров Сими, нами описанный.
Современная оптика и средства фотографии позволяют рассмотреть прибрежную территорию подробнее. Вполне различимы не только отдельные жилища, даже их этажность и каждый оконный проем, не говоря уж об улицах и окрестных полях. Белеет мелководье у берега, видны барашки волн, некоторые другие подробности. Даже заходящий на посадку в аэропорту Родоса самолет попал в кадр, видна раскраска фюзеляжа, моторы и хвостовое оперение. Находиться на одной высоте с летящим воздушным лайнером непривычно, но зрелищно.
Очередное путешествие на этом заканчиваем, но оно наверняка не последнее, на Родосе еще много интересного. Монастырь Филеримос, путь Спасителя и величественный крест безусловно понравились, вас ожидают собственные впечатления и открытия. Увидеть самому гораздо более привлекательно, чем читать самые подробные отчеты о чужих путешествиях.