Парковый павильон Грот в Кусково при строительстве не был оригинальным, похожие украшали многие усадьбы. В основном они служили местом отдыха у водоема, иногда использовались как лодочные пристани. Дворец шереметевской усадьбы сам выходит на Большой пруд, поэтому традиционная беседка возведена у малого. Проход к строению выполнен в виде садовой перголы, увитого лианами искусственного коридора.
Небольшое рукотворное озерко здесь вырыто специально, чтобы Грот в Кусково выглядел более привлекательно. Действительно, отражение в воде его архитектурных форм впечатляет, строение довольно своеобразно. Выступающая центральная часть увенчана крупным куполом в форме полусферы, со световым барабаном и фонтаном наверху. Именно этим необычным завершением здешний павильон отличается от всех подобных. Своеобразно выглядят и круглые окна, словно большие корабельные иллюминаторы.
Грот в Кусково, расположение и внешний вид
От центра резиденции Грот в Кусково совсем недалеко, это наглядно демонстрирует высотная фотография. Компоновка составляющих элементов паркового оформления имения довольно своеобразна, чередуются регулярные партеры и пейзажные участки. Разнообразие ландшафтов хаотичным не выглядит, здесь будут удовлетворены поклонники всех садовых стилей. Массив Кусковского лесопарка давно уже окружен жилыми кварталами столицы, хотя строил Шереметев загородную резиденцию.
Мода на павильоны возле водоемов пришла в Россию из Италии. Там высшие вельможи строили в таком духе целые поместья, например вилла д’Эсте в Тиволи. Однако это уже другой класс сооружений, считающийся прообразом ансамблей Версаля и Петергофа. Более близкий аналог построен Растрелли, грот в Царском селе мы также освещали. Грот в Кусково возводил не столь известный зодчий, крепостной Шереметевых, автор еще нескольких построек усадьбы. Аргунов происходил из семейства, давшего нескольких известных мастеров искусства.
Действующий фонтан на крыше здания был бы нонсенсом, архитектор Федор Аргунов выполнил его частью декорации. Он постарался устройством всех элементов показать, что Грот в Кусково действительно венчает работающий фонтан. Это и волнистая черепица на кровле купола, и словно пульсирующие утолщения на колоннах. Завершают композицию полукруглые участки основания, имитирующие растекающиеся лужи. Железные решетки на проемах окон украшены бронзовыми накладками, похожими на позолоченные.
Известен Федор Семенович Аргунов участием в строительстве и столичных зданий. Вместе со своим учителем Чевакинским он возводил в Петербурге усадьбы Шереметевых и Демидовых. Уральскому промышленнику Аргунов сделал эскизы ажурных чугунных ступеней дворцовой лестницы. Главное заводоуправление в Нижнем Тагиле, ставшее краеведческим музеем, до сих пор сохраняет эти раритеты в использовании. Однако в силу крепостной зависимости работал крепостной мастер только с позволения владельца.
Детали внешнего оформления
Памятная доска украсила Грот в Кусково уже в советское время, когда усадьбу Шереметевых национализировали. Наделение музейным статусом фактически спасло многие здания и произведения искусства, в них находившиеся. Это относится не только к усадьбе Кусково, так было по всей стране. Упомянутое заводоуправление стало Горсоветом Нижнего Тагила, а вот собор, усыпальницу Демидовых, большевики взорвали. Погиб и величественный бронзовый монумент династии, сравнимый с памятником тысячелетию России.
Упомянутый на доске мастер Иоганн Фохт был известным декоратором интерьеров, пригласили его персонально. Контракт на внутреннюю отделку выполнялся около десятилетия из-за высокой трудоемкости, речь об этом впереди. Зимин же был, видимо, фактическим исполнителем всего внешнего декора, сохранились его штемпели на ряде деталей. Это маскароны в треугольных фронтонах, капители колонн, а вот авторы статуй неизвестны. Ими украшены стенные ниши здания, скрытые колоннами на фотографии общего вида.
Единство декоративного оформления подчеркивают выступающие накладки в нишах, визуально продолжающие утолщения на стволах колонн. Такие составные стволы, отличающие Грот в Кусково, не вписываются в классические ордера, это позднее нововведение. Античные скульптуры изображают языческих богов греков или римлян, они у них схожи по опекаемым сферам. Показанная на фото статуя, скорее всего, богиня плодородия, судя по колосьям в руке. Греки звали ее Деметрой, римляне переименовали в Цереру, сохранив специализацию.
Что сохранил внутри Грот в Кусково
Старинное изображение интерьера здания не очень информативно, оно не цветное и не слишком разборчивое. Видны только общие контуры убранства, арки и колонны, статуи в нишах не очень различимы. На переднем плане какой-то палеонтологический экспонат, похоже, окаменевшая кость доисторического животного. Невозможно ни разобрать детали декорирования, ни тем более использованные отделочные материалы. Даже знающим о них заранее, найти признаки не дает низкое качество изображения.
Во время посещения Грот в Кусково находился в стадии подготовки к крупномасштабной, всеобъемлющей реставрации. Сообщается об уже завезенных материалах для обновления всего интерьера, а именно раковин морских моллюсков. Они приобретены в странах Средиземноморья, московская мэрия даже цифру назвала – 90 тысяч штук. Потребовались консультации ученых -океанологов, чтобы определить использованные 250 лет назад виды. Некоторые моллюски вымерли или изменили размеры, им находили замену.
Северный и южный кабинеты, отходящие от центрального зала, отделаны ракушками полностью. Фотография выполнена в южном, судя по освещенности оконного проема, но оформление практически идентичное с противоположным. Осыпание отделочного материала местами очень значительно, насколько прочно держится оставшееся, покажет реставрация. Не сообщается, сколько продлится восстановление, но быстро явно не получится, ручная работа. Это же не штукатурка, даже не роспись, надо крепить каждую раковину.
Детали центрального зала
Как и боковые кабинеты, центральный зал практически освобожден от прежде размещенных экспонатов. Здесь оформлявшие Грот в Кусково использовали отделку мрамором, намного более стойкую и долговечную. Декорирование раковинами моллюсков выглядело необычно и привлекательно, но долговечностью не отличалось. Окружающая среда и время уничтожают перламутр раковин, он превращается в обыкновенный известняк. Возможно, при ближнем рассмотрении и в мраморе обнаружатся дефекты, процедура покажет.
Купол и архитрав круглого зала символически опирается на колонны, хотя основную нагрузку воспринимают несущие стены. Колонны здесь явно коринфского ордера, судя по базам и капителям. Квадратные выступы в нижней части выполнены по аналогии с наружными, общего впечатления не портят. На них размещены декоративные веточки, выполненные аналогично центральной люстре. Она не очень хорошо видна на фото, состоит из окрашенных жестяных листьев и цветов куста роз или шиповника.
Сочетание зеленоватого и розоватого мрамора отделки центрального зала украшает Грот в Кусково не меньше ракушек. Особенно это наглядно при осмотре внутренней части купола, сходящегося к выходу светового барабана. Люкарны купола по остеклению разрисованы изображениями морских обитателей, призванных создавать иллюзию нахождения под водой. Не откажешь строителям и отделочникам сооружения в изобретательности и новаторстве, дополняющем уникальность применения раковин.
Оставшийся последним в России произведением этой технологии, Грот в Кусково неизбежно потребовал обновления ракушечного покрытия. В большинстве случаев при первых признаках разрушения ракушки меняли на классическую отделку. Екатерина Вторая в Царском селе убрала их, не дожидаясь повреждений, исходя из собственных вкусов. Поэтому принципиально важно восстановить и сохранить потомкам уникальный Грот в Кусково.
Шедевры необычной живописи и детали декорирования
Сочетание деревянной резьбы с оригинальной мозаикой использовано в необычных картинах, украшавших Грот в Кусково. Честно говоря, не приходилось видеть подобные произведения ранее. Жанровое панно с изображением встречи влюбленных у фонтана красочно декорировано ракушками и перламутром, сохраняющими облик длительное время, но не бесконечно. Дойдет черед и до его реконструкции, специалисты обретут недостающую практику на более простых облицовках. Их еще покажем на следующих фото.
Еще одним компонентом необычных произведений является мастика для лепки, состав которой неизвестен. Ее стойкость, видимо, достаточна, но очевидна утрата миниатюрных ракушек. Просто выпали они или превратились в известняк, как говорят специалисты, неизвестно. Перламутр местами тоже или отлетел, или видоизменился. Оригинальной живописной технологии даже название современное придумали – гротемо, расшифровка не разгадана. Кто знает, сообщите в комментарии к статье, раз дочитали.
Реставрация наверняка повысит зрелищность и панно с оленем, вернув блеск охотничьему рогу, и оленьим тоже. В процессе восстановления находятся и несколько скульптур, выполненных по аналогичной технологии. В 2019 году всем этим декоративным шедеврам исполнится минимум 244 года, считая от времени приобретения. Если же они куплены владельцем Кусково не новыми, то возраст еще больше. Пусть не успели полностью восстановить Грот в Кусково к первоначально обозначенному сроку, все равно окончание наступит.
Ракушечная облицовка вблизи, вместо заключения
Чтобы продемонстрировать разнообразие необычных отделочных материалов, украшающих Грот в Кусково, приведем еще несколько фото. Тут и цельные домики простейших моллюсков, и вскрытые раковины более крупных организмов с перламутровым налетом. Использовали декораторы и битое стекло, простое и зеркальное, и поделочные камни ярких расцветок. Все это крепилось на мастику, приготовленную по неведомому рецепту. Хотя это для нас он неизвестен, а мастера реставрации наверняка секрет раскрыли.
Показанная ранее издали облицовка кабинетов, отличающая Грот в Кусково от прочих строений, вблизи не впечатляет. Слишком велики утраченные фрагменты, поэтому наружу проступила фактура крепежной основы. Как поэт говорил, большое (в нашем случае – общий контур из многих составляющих) видится на расстоянье. Не за горами момент, когда старинное творение обретет первоначальный вид. Будем надеяться, что работа наших современников обеспечит сохранность на долгие годы, что далекие потомки увидят и Грот в Кусково, и всю усадьбу.
Сейчас бывшая графская резиденция активно посещается населением ближайших микрорайонов как отличная рекреационная зона. Сохраненный, отчасти благодаря усадьбе, Кусковский лесопарк привлекает и жителей отдаленных районов, и гостей Москвы. Не перечисляя остальные здешние достопримечательности, этой статьей напоминаем о посещении скромного и оригинального павильона у воды. Грот в Кусково того достоин уже в силу своей уникальности, а оригинальность и привлекательность оценивайте самостоятельно.
Грот в Кусково действительно великолепен. Подобных архитектурных сооружений мне больше пока не удалось увидеть. Но особое впечатление производит внутреннее оформление. Создается впечатление, что спустилась на морское дно, поскольку грот украшен морскими раковинами, небольшими зеркалами. Много изображений различных морских животных. Причем они не плоскостные, а рельефные. Насколько я помню, грот состоит из центрального зала, северного кабинета и южного.
Помню, экскурсовод особо обратила внимание на кукол, которые были покрыты ракушками. Оказывается, это ракушечная скульптура.