Большинство гостей Швеции посещают столицу королевства, а среди множества достопримечательностей Стокгольма наиболее популярным является музей одного корабля. Здесь экспонируется единственный сохранившийся парусник Васа (Vasa), построенный в первой половине XVII века . Боевое судно интересно не только своей древностью, но и необычной историей – корабль затонул в день первого, пробного выхода в море в торжественной обстановке.
В музейные экспонаты превращаются многие отслужившие свой век корабли; но подъем и восстановление судна спустя триста лет пребывания под водой уникально. Громадное здание музея вмещает поднятый и реставрированный корпус Васа (без мачт, которые исчезли по приказу короля), а также другие подлинные экспонаты, макеты кораблей и схемы внутреннего устройства.
Окинуть взором сразу весь корабль невозможно; общее представление о нем дает уменьшенная копия – макет. Модели других судов в таком же масштабе позволяют оценить размеры галеона. Эти корабли были переходным вариантом между гребными судами и парусниками, имели исключительно боевое назначение.
Как появился Корабль Васа (Vasa)
Постройка боевого галеона, названного в честь тогдашней правящей династии Швеции – Васа, завершилась в 1628 году; корабль проектировался и строился по распоряжению и под контролем короля Густава II Адольфа. Правитель был последним мужчиной этого семейства, правящим страной; его дочь королева Кристина завершила династию своим отречением от престола, не выйдя замуж и не оставив наследников.
Густав Адольф признан самым выдающимся королем в истории Швеции; он провел прогрессивные реформы во всех областях, от образования и экономики до армии и государственного управления. Король сыграл выдающуюся роль в Тридцатилетней войне против Священной Римской империи, отсрочив объединение и усиление Германии на два века. Получил смертельное ранение в победном сражении.
Королева Кристина, дочь Густава Адольфа, взошла на престол по достижению совершеннолетия. Она была умной, но своевольной королевой, покровительствовала искусству и науке. Среди приглашенных ею в Швецию деятелей был великий Декарт, чья смерть от пневмонии подвергается сомнению из-за признаков мышьякового отравления. Переход тайком в католичество, а также социальные конфликты в стране привели к отречению от престола.
Флагман флота
Галеон Васа был предназначен возглавить и укрепить и без того сильный шведский флот; король желал видеть его самым вооруженным судном своего времени. Проектировщики пожелание правителя учли, разместив 64 боевых орудия на основной и дополнительной пушечных палубах; при этом размеры судна в плане увеличены не были.
Васа затонул прямо в стокгольмской гавани на 30-метровой глубине; верхушки 50-метровых мачт остались над водой как немой укор работе судостроителей. Глава проекта к моменту готовности корабля уже скончался, чертежи подписал лично король; его приказ срезать мачты и забыть про судно был выполнен буквально – место затопления не отметили на картах. Обнаружил корабль местный энтузиаст через 333 года.
В этом же году, на этой же верфи был построен аналогичный галеон Яблоко; его ширина была немного увеличена, а вместо каменного балласта использовались пушечные ядра. Никаких нареканий при испытаниях не было, корабль провел в составе королевских военно-морских сил Швеции более 30 лет и затонул от боевых повреждений уже при правлении другой королевской династии. Такова цена ошибки проектирования и необдуманного выполнения королевских пожеланий в случае с Васой.
Затонувший корабль Васа обнаружили в середине прошлого века; после обследования и необходимой подготовки был осуществлен подъем судна, буксировка и извлечение на берег острова Юдгорден в Стокгольме. Здание музея строили вокруг главного экспоната; осмотр галеона возможен и снаружи, и изнутри – доступны его палубы. Корабельные орудия размещены как на своих штатных позициях пушечных палуб, так и в зале музея для более подробного и удобного осмотра.
Состав экспозиции
Музей включает несколько уровней для наружного осмотра корабля, а также экспозиционные залы. Экспонаты и художественные произведения рассказывают о корабельном распорядке и жизни членов экипажа, о приемах войны на море и воинских приспособлениях для захвата вражеских кораблей. Отдельная выставка повествует о подготовке подъема судна и самой подъемной операции. Имеется отдельный зал для просмотра специально снятого фильма по истории корабля.
Отличительной особенностью королевского флагманского корабля была деревянная резьба, в изобилии украшающая корпус корабля и детали его отделки. Выполняли затейливые украшения лучшие резчики европейских стран, привлеченные к этим работам по казенным контрактам. Сюжетами украшений были герои античности и варяги Скандинавии, дикие животные и другие персонажи. Особое место занимали изображения львов – любимых животных короля, его личный символ.
Музейные залы вмещают множество разнообразных экспонатов. Несмотря на губительное действие морской воды на металлические предметы, часть из них сохранилась благодаря погружению в морской ил; теперь пушечные ядра, цепи и абордажные приспособления выставлены в витринах.
Кроме реального корабля Васа, восстановленного усилиями реставраторов, в музее представлены наглядные разрезы судовых палуб и помещений. Видно размещение балласта из каменных глыб в нижних отсеках, склады вооружений и боеприпасов, каюты для членов экипажа. Схематические макеты выполнены очень реалистично; изображаемое на них понятно без комментариев экскурсоводов и пояснительных табличек.
Корабли более поздней постройки, нежели галеон Васа, могут принимать посетителей до сих пор. Российский Крузенштерн и американская Конституция до сих пор под парусами совершают дальние походы; принимает посетителей и способна к передвижению Аврора, участвовавшая в военных действиях и революционных событиях. Доступны для туристов суда полярных исследователей и знаменитых путешественников; однако самый древний сохранившийся парусник популярнее большинства прочих судов – музеев.
Хотела бы выразить свое восхищение о пребывании в музее Ваза в Стокгольме, Швеция. Там находится корабль, который пролежал около 2 веков под водой после того, как утонул в 1628 годутолько начав свое путешествие. Экскурсоводы отлично владеют темой (как и во всей Европе). Можно так же посмотреть инсталляции тех времен, быт, палубы корабля, макеты. Я в жизни своей еще не видела музей, где корабль в истинном размере, по-истине величественно! Мне казалось, что я нахожусь в прошлом…в 16 веке…
Про величие можно поспорить, ведь исторического значения этот корабль не имеет. Только спустили на воду — утонул))) Не понимаю почему шведы так носятся с ним. Когда показывать нечего, то вот делают такие музеи. Хотя согласна, сам по себе музей шикарный, такие детали, нашим далеко до этого. Вот бы нам с нашей громкой историей такие деньги и технологии, побольше бы туристов было. Еще понравились там оригинальные сувениры)
История, произошедшая с этим кораблем, показывает насколько губительным может быть тщеславие.