Мечеть шейха Зайда молода, чтобы претендовать на статус чуда света, однако вполне этого достойна. Причем впечатляют не столько размеры и вместимость, сколько красота и изящество оформления. Внешний облик религиозных строений ислама достаточно консервативен, мечети устроены похожими, но отличия все же есть. Все они выполнены в конфигурации замкнутых корпусов и галерей вокруг квадратного двора, различаются количеством и размерами куполов. Ими мечеть шейха Зайда украшена в изобилии, насчитывают более 80 таких элементов.
Не сразу бросаются в глаза высокие, квадратные в сечении мраморные колонны, украшенные резьбой по камню. Это своеобразные башни наружного освещения, иллюминирующие мечеть шейха Зайда в сумерках. Северо-западный подход к храму оборудован красочными воротами в виде портала с двумя арками внутри. Позолота шпилей на куполах и ограждениях минаретов перекликается с покрытием ажурной аркады. Заметны и ограждения, предостерегающие от входа на территорию в неположенном месте.
Начали строить мечеть шейха Зайда при жизни создателя Объединенных Арабских Эмиратов, правившего более 30 лет. Эмир Абу-Даби объединил свои владения еще с шестью государствами, гораздо меньшими по территории. Строили храм с 1996 по 2007 год, в 2004-м похоронив яркого и популярного национального лидера. Над его захоронением справа от входной группы мечети непрерывно читают Коран, фотографировать могилу нельзя. Мечеть шейха Зайда открыта для немусульман, кроме времени молитв, ограничен доступ в пятницы и месяц Рамадан.
Мечеть шейха Зайда издали и вблизи
Многим памятна знаменитая Голубая мечеть Стамбула, кто не посетил лично, посмотрите фото в нашей статье. Там тоже целый каскад куполов, особенно выразительно выглядящий при обзоре из внутреннего двора. Только устройство совсем иное, купола имеют форму сектора сферы, здесь – полноценные объемы на световых барабанах. По главному куполу измеряют общую высоту здания, мечеть шейха Зайда насчитывает 85 метров против 43 у Голубой мечети. Внушителен диаметр главного купола, его 33 метра уступают, но близки рекорду Пантеона в Риме.
Округлость куполов и высоченные минареты (по 107 метров) сочетаются с прямыми линиями корпусов и ризалитов. Выразительны аркады оконных проемов световых барабанов, зубчатые балюстрады по кромкам крыш. Привлекают внимание беседки типа ротонд, также украшенные куполами. Однотипность этих архитектурных элементов не порождает однообразия из-за разницы размеров и умелой расстановки куполов. Профиль куполов отражен и в очертаниях арок входов и галерей нижнего яруса, разделяющих внешний и внутренний дворы.
Внешний и внутренний дворы
Мечеть шейха Зайда не ограничена своими стенами, довольно обширная территория относится к внешнему двору. Она оформлена в единое пространство с зданием, включает газоны и дорожки, но самое привлекательное – неглубокие бассейны. Дно водоемов выложено плитками контрастных цветов, вариаций синего и белого, водная гладь отражает само строение. Ограничивающая мечеть шейха Зайда аркада включает мавританские арки на колоннах из нескольких стволов, украшенных мраморными инкрустациями.
Изящные стволы колонн венчаются довольно массивными капителями своеобразной формы, не похожими на европейские ордера. Они изображают нечто растительное, полностью позолочены, разграничивают опоры и сами арки галерей. Сочетание белого и позолоты всегда привлекательно, особенно при использовании лучших отделочных материалов. Из внутреннего двора (площадью 17 тысяч квадратных метров) аркады выглядят еще более привлекательными. Однако еще большее восхищение вызывает многоцветная мраморная мозаика покрытия площади.
Из-за использования многочисленных сортов мрамора мечеть шейха Зайда минералоги считают музеем этого поделочного камня. Превосходный каррарский и сивек из Италии, мрамор Макрана из Индии, который использовали для мавзолея Тадж Махал, китайский зеленый Минь далеко не исчерпывают перечень. Всего архитекторы использовали почти 30 разновидностей мрамора различных расцветок, которыми можно раскрасить любой задуманный узор. Уникальная мозаика содержится бережно, ходить по ней нельзя, по крайней мере туристам.
Растительный орнамент из стеблей с листьями и цветами выполнен столь искусно, что кажется нарисованным. Однако это вставки из цветных разновидностей мрамора, уложенные в вырезанные углубления белого. Повторяющиеся многократно мавританские арки галерей удачно дополняют искусную инкрустацию.
Только из внутреннего двора можно в подробностях рассмотреть устройство четырех минаретов, которыми оборудована мечеть шейха Зайда. До уровня куполов они квадратные в сечении, затем переходят в восьмигранник, между балконами – цилиндрические. Верхний ярус выглядит как ротонда, на ней еще один балкон и барабан с позолоченным куполом. Для полноты впечатления – еще несколько ракурсов внутреннего двора.
Орнамент мозаики пола, составленный из местных цветов (лилия, ирис, тюльпан), создал иноземец, англичанин Кевин Дин. Но не только внутренним двором, минаретами и куполами славится мечеть шейха Зайда. Оригинален и живописен ее интерьер, конкурентоспособный при сравнении с аналогами, типа той же Голубой мечети. Сохранена мусульманская начинка в византийском храме Святой Софии, сначала переделанном в мечеть, затем в музей. И она не впечатляет сильнее, чем здешняя, это можно оценить при внутреннем осмотре.
Уникальные интерьеры главной мечети ОАЭ
Вестибюль входа в мечеть шейха Зайда расположен во внутреннем дворе, оттуда и заходят посетители. Ходить беспорядочно не получится, маршрут диктуется коридором из ограждений. Вьющиеся зеленые лианы с мелкими цветками и листочками – главный декоративный элемент в помещениях. Ими украшены проемы наружных и межкомнатных дверей, похожих на них окон, мраморные полы и стены. Привычная в исламском искусстве симметрия почти отсутствует или ощутимо отступает, чем прибавляется разнообразия и живописности.
Очертания всех проемов повторяют контуры арок галерей, главный мотив переплетов – схематическое изображение цветка лотоса. Даже в этом элементе нет единообразия, каждый рисунок индивидуален. Рифленые узоры на стеклах надо рассматривать вблизи, они слегка разнообразятся цветными участками небольшого размера. Между дверными створками и верхним окошком – перемычка голубоватого цвета с контурами звезд. Оттенки мрамора элементов основного орнамента тоже лучше рассматривать с близкого расстояния.
Часы молитв и люстра вестибюля
Вблизи набор цветов поделочного камня поражает разнообразием оттенков. Мрамор подобран так, что отображаются даже прожилки листьев, объемными кажутся цветки и бутоны. Здесь же видна часть межкомнатной двери, с удивительными по красоте стеклами, украшенными гравировкой звезд и цветков. Часы, которыми мечеть шейха Зайда оборудована с определенными намерениями, заслуживают отдельного упоминания. Они управляются запрограммированной на 300 лет системой, связанной с осветительной сетью.
Корпус из благородного металла, по виду – платина или белое золото, украшен лепестками с кристаллами. Внутри циферблата – текущая дата, указанная по обычному и лунному календарю, последний определяет мусульманские праздники. Исходной точкой отсчета там служит исход правоверных из Мекки в Медину. На лепестках обозначены точное время восхода Солнца и время молитв, утренних и вечерних. Такие хронометры установлены в каждом зале, чтобы на время молитв мечеть шейха Зайда была освобождена от туристов.
Следующая фотография выполнена ради показа осветительного прибора, но сначала обратите внимание на гармоничность интерьера. Сложнейшие узоры мраморного потолка перекликаются с ажурными решетками арочных оконных проемов светового барабана. Разделительный фриз украшен изречением из Корана, выполненным арабской вязью. Каллиграфия у мусульман считается равноправным жанром искусства, одним из самых популярных. На общем сдержанном по цвету фоне люстра из итальянского стекла выглядит настоящим шедевром.
Венецианское, точнее – муранское стекло начиная с XIII века производится на одном из островков Венеции, Мурано. Отличительным признаком изделий считается декорирование деталями из цветного стекла, наносимыми в расплавленном состоянии. Этим красочным светильником входной вестибюль буквально преображается, настраивая пришедших в мечеть шейха Зайда на торжественный лад. Однако главные достопримечательности еще впереди, ведь посещение мусульманской святыни только начинается.
Главный молитвенный зал, общий облик и детали
При общей вместимости в 40 тысяч человек, мечеть шейха Зайда позволяет молиться в главном зале более чем десяти тысячам мужчин. Для женщин есть другие помещения, поменьше, куда не допускаются лица противоположного пола. Основное помещение имеет площадь более 5600 квадратных метров, оно целиком застлано ковром такой же площади. Считается, что здешний ковер – абсолютный мировой рекордсмен среди натуральных ковров ручной работы. Выполнено уникальное изделие в Иране, несколько частей сплетены на месте в единое целое.
Перед каждой молитвой рекордный ковер подвергают влажной очистке, на эту операцию отводится всего 10 минут. Не уточняют, сколько персонала и какая техника для этого используется. Обращенная в сторону священной Каабы стена, с нишей михраба и помостом для проповеди (минбар), украшена вензелями добродетелей Аллаха. Здесь мечеть шейха Зайда оснащена уникальной системой подсветки, оснащенной оптоволоконным кабелем от удаленных источников. При этом стена, обращенная к Мекке, не самая живописная в храме.
Так сделано, чтобы не отвлекать внимание прихожан от общения с божеством, в то же время напоминая о его величии. Остальные стены декорированы мозаиками из турецкой керамики Изник, или фриттового фарфора, отличающегося повышенной стойкостью. Дополнительным украшением главного зала является почти сотня колонн, декорированных узорами из перламутра. Они образуют подобия ротонд, группы которых являются опорами аркад под куполами. В центре каждой подвешены красочные люстры, самая крупная – под главным куполом.
Узоры на горизонтальных участках потолка выполнены на более темном фоне и выглядят более контрастными. Внутренняя поверхность куполов исполнена в более светлых тонах, ее оживляет рельефность цветочных розеток. Оригинальны переходы от ротонд из колонн в опоры арок, также украшенные растительным рисунком. Относительная однотонность, преобладание светлых тонов вовсе не портит мечеть шейха Зайда, зато действует умиротворяюще на посетителей. При всем туристическом интересе это все-таки культовое строение, должно удовлетворять верующих.
Рекордная люстра и оконный переплет с узорным остеклением
Общее впечатление грандиозности и великолепия, которое оставляет мечеть шейха Зайда, еще усиливается при рассмотрении деталей. Невозможно обделить вниманием здешние светильники, в том числе крупнейшую из люстр в мечетях мира. Германское изделие поражает габаритами (длина 15 метров, диаметр 10) и массой в 12 тонн, но еще более – своим внешним видом. Говорят, что на светильник израсходовано около миллиона кристаллов Сваровски, котирующихся у ювелиров как подлинная драгоценность.
Первоначальное впечатление от люстр, освещающих мечеть шейха Зайда, может свестись к ощущению перебора яркости. В действительности периферийные узоры украшены абсолютно прозрачными кристаллами, раскраску дают декоративные подвески. Фирма Сваровски изначально и традиционно специализировалась на искусственных драгоценностях, максимально приближая внешний вид к натуральным бриллиантам. Для этой крупной ювелирной мануфактуры характерна широкая диверсификация, начиная от прицелов и приборов для войск.
Еще одним шедевром, которые украшают мечеть шейха Зайда, признаются раздвижные двери, снабженные оригинальным остеклением. Это совершенно декоративные изделия, которые более органично смотрелись бы вовсе не в храмовых интерьерах. Далеко не самая заметная часть оформления выполнена с кажущейся простотой, одновременно изящна и безусловно красива. Конструкция основана на том же цветочном орнаменте, что повторен неоднократно на других деталях. Повторив узоры на стекле, производители усилили эффект изделия.
Если сравнивать двери, которыми оборудована мечеть шейха Зайда, с витражами католических соборов, неизвестно, что живописнее. Использована только легкая тонировка в центральной части, в отличии от многоцветных рисунков в христианских храмах. Узор переплета сочетается с самим стеклом, расписанным более простыми формами. Непроста, скорее всего, технология изготовления такого листового стекла, особенно с учетом общих габаритов изделия. Показано не самое большое, вспомните, где видели гораздо габаритнее.
Прощальные взгляды на мечеть шейха Зайда
Шестигранные колонны с изящным орнаментом и оригинальными капителями выстроились длинной шеренгой, сливаясь в сплошную стену. Крытая галерея из мавританских арок, вдоль и поперек, разграничивает внутренний и внешний дворы. Отчасти тем и хороша мечеть шейха Зайда, что равноценно привлекательна и внутри, и снаружи. Мелкие бассейны с ярким дном – не только декоративный элемент, это и регулятор микроклимата. Для Аравийского полуострова такое использование драгоценной влаги – роскошь, сравнимая с убранством храма.
Лучшие сорта мрамора здесь – главный конструкционный материал, цветные – дополнительное украшение. В декоре использовано золото и драгоценные камни, полудрагоценные и поделочные минералы. Однако для страны, стоящей на крупнейших в мире залежах нефти, эти не совсем разумные затраты пока незаметны. Фотография с перемычки между частями водоема, опоясывающего мечеть шейха Зайда, показывает бассейн похожим на морское побережье. Для вечернего зрелища используются прожекторы подсветки, скрытые в квадратных башнях.
Строки Корана о недопустимости чрезмерного украшения храмов, если они переведены правильно, здесь явно сбываются. Только никакой религиозный догмат не отражает в точности предначертанное человечеству, оно само творит будущее. Превращая изысканные ценности в строительный материал, люди возносят духовные потребности выше всех прочих. Поэтому мечеть шейха Зайда – вовсе не излишество в поклонении, только искреннее почитание. Здесь никто не воспринимает прекрасную постройку негативно, ею можно только восхищаться.
Мечеть шейха Зайда меня очень впечатлила! Белоснежная, огромная, красивая, она видна издалека. Внутреннее убранство: ковры, люстры, мраморная плитка и бассейн, все это великолепно. И главное, идеальная чистота!