Несмотря на то, что к американским разработчикам присоединился плененный Вернер фон Браун, разработчик фашистских фауст-патронов, решение первой нашла команда Королева. Оно заключалось в создании ступенчатой ракеты – носителя, вес которой уменьшается с отработкой и сбросом очередной ступени.
За счет этого следующая ступень разгоняет сильнее, и так до необходимой скорости. В музее космонавтики можно видеть все варианты отечественных ракет – носителей: Союз. Молния, Спутник и Протон.
Важной составляющей космических полетов является стартовая площадка для запуска ракет – носителей, или космодром. Располагать такие объекты выгоднее ближе к экватору, где можно использовать энергию вращения планеты в максимальной степени.
Необходимо при выборе места учитывать и населенность региона, ведь отработанные степени ракет при падении представляют реальную опасность. Свои космодромы, кроме России и США, имеют Китай, Япония, Индия и Франция. Россия, кроме собственных, арендует казахстанский Байконур.
Возможен запуск наших ракет с французского экваториального Куру или с комплекса Морской старт, находящегося ровно на экваторе. Это совместное предприятие ведущих корпораций США и России, с участием украинских ракетчиков и норвежских судостроителей. В консорциуме очень сложные взаимоотношения, и будущее его неясно.
Одним из вариантов исследования космического пространства было использование космолетов – кораблей многоразового использования. В этом аспекте первенство осталось за американцами, запустившими первый шаттл Колумбия в апреле 1981 года, что совпало с открытием нашего музея космонавтики.
Затем неоднократно летали Челленджер, Дискавери и Атлантис, при этом в 1986 году произошла катастрофа с Челленджером – погибли 7 человек, полеты приостановили на 2 года. Шаттлы активно использовались при строительстве и освоении Международной космической станции, однако авария Колумбии в 2003 году привела к гибели еще 7 астронавтов и сворачиванию программы многоразовых кораблей в США.
В музее космонавтики представлен советский вариант корабля многоразового использования – Буран. Он выводился на околоземную орбиту ракетой – носителем Энергия, мог находиться в орбитальном полете до месяца.
Возвращение на Землю проводилось в планирующем режиме, для предохранения от перегрева корпус защищался множеством огнеупорных плиток высокой термостойкости.
Уникальный аппарат совершил успешный испытательный полет в 1988 году в автоматическом беспилотном варианте, однако финансовые трудности привели к консервации программы.
Лунная программа СССР первоначально опережала по результатам американскую. Советские конструкторы ориентировались на более безопасные беспилотные аппараты, американские – на пилотируемые полеты и высадку человека на Луне.
Наши зонды серии Луна первыми достигли поверхности спутника Земли, освоили окололунную орбиту и сфотографировали ее обратную сторону в 1959 году. Корабль с американскими астронавтами облетел Луну в 1968 году, а уже в следующем была произведена первая высадка людей (Армстронг и Олдридж).
Американская экспедиция доставила первые пробы лунного грунта, автоматическая беспилотная Луна -16 в 1970-м выполнила это же самое без участия человека. Не умаляя заслуг и героизма американских астронавтов, следует признать беспилотные полеты на этой стадии не менее эффективными, зато неизмеримо более безопасными.
Беспилотная мягкая посадка на лунную поверхность была осуществлена еще в 1966 году (Луна-9), а станция Луна-17 доставила на спутник Земли самоходный аппарат Луноход-1 в 1970 году. Он работал около 10 месяцев, прошел более 10 километров, сделал множество снимков лунной поверхности.
Были отобраны и отправлены на Землю пробы лунного грунта. Американский луноход Ровер реально перевозил астронавтов США по лунной поверхности в 1971-72 годах, что внешне гораздо эффектнее, но по полученным результатам прорыва не произвел.
Разница в безопасности при управлении с Земли опять же в пользу автоматических устройств.
Усовершенствованные многоместные космические корабли серии Союз использовались рекордно долго – с 1967 по 1981 год, их было запущено 40 экземпляров. Типовая конструкция Союза включала отсек управления, помещения для отдыха и научных исследований.
Корабли этой серии были приспособлены для длительных полетов, выполнения орбитальных маневров, могли сближаться и стыковаться. Представленные в музее космонавтики в состыкованном состоянии Союз-4 и Союз-5 были использованы таким образом в реальности.
Космонавты Елисеев и Хрунов перешли из одного в другой через открытый космос, отрабатывая такой способ взаимодействия как запасной вариант.
На борту Союзов создавалась искусственная сила тяготения, исключающая неудобства состояния невесомости. Космонавты могли находиться внутри отсеков в обычной гражданской одежде, скафандры были обязательны к ношению при включении двигателей.
Отсеки этих космических кораблей разительно отличались от первых пилотируемых устройств, были более просторными и похожими на обычные комнатки. С помощью Союзов были проведены многочисленные исследования космического пространства, целый ряд научных экспериментов самой разной тематики.
Исследовалось и влияние космических полетов на здоровье самих космонавтов, результаты которых привели к отказу от рекордно длительного пребывания в космическом пространстве.
Воздействие условий невесомости при полетах в космос на каждого человека индивидуально, и проверку этого необходимо было проводить до космических стартов.
Для такого тестирования и отработки навыков передвижения в невесомости был использован самолет Ил=76, обладающий превосходными летными качествами в самых экстремальных условиях полета.
Специально оборудованный самолет после набора высоты намеренно вводился в состояние свободного падения, при этом и возникало явление невесомости для находящихся внутри людей. Авиация сыграла неоценимую роль в подготовке к космическим полетам.
Следующий слайдер нашего обзора музея космонавтики демонстрирует ряд устройств, используемых для подготовки людей к полетам на космических кораблях.
Упомянутый музей космонавтики был учреждён в 1981 году, поэтому не может быть первым в мире. Уже в 1927 году открылся Центральный Дом авиации и космонавтики на Красноармейской улице. С 1967 года на ВДНХ работал павильон № 32 «Космос». В 1973 году появился Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко в Петропавловской крепости. Это только самые известные, а есть ещё общедоступные музеи при космических предприятиях и в Звёздном городке. Кстати, совсем недавно Мемориальный музей представлял из себя скромную экспозицию и только после реконструкции 2009 года приобрёл масштаб.
Зимой 1966 года житомиряне узнали о своем выдающемся земляке. На доме по Дмитриевской 5, где жил Сергей Павлович установлена мемориальная доска. «Музей космонавтики им. С.П.Королева» включает дом-музей, павильон «Космос», две ракеты-носителя. Среди экспонатов оригинальная спускаемая капсула «Союз 23», луноход, костюмы и скафандры, другая техника. Проводятся встречи горожан, взрослых и школьников с учеными и космонавтами. Открытие музея датируется 1 августа 1970 г. В Житомире возведен памятник земляку, именем конструктора названа центральная площадь. В Житомире возведен памятник земляку, именем конструктора названа центральная площадь.
Конечно же, музей меня очень и очень впечатлил. Нужно знать свою историю. А все, что связано с космосом безумно интересно. Только вот мне кажется вход сюда достаточно дороговат, могли бы и подешевле сделать просто.