Музей Фаберже в Санкт-Петербурге демонстрирует крупнейшую коллекцию ювелирных изделий известной фабрики и других уникальных редкостей. Не менее примечательно само здание Шуваловского дворца на набережной Фонтанки, где выставлены драгоценные раритеты. Дворец и его музейная экспозиция – одна из самых привлекательных достопримечательностей северной столицы, интересная и архитектурой, и произведениями искусства.
Особняк у реки Фонтанки имеет давнее происхождение, авторство его проекта приписывают самому Кваренги. Знаменитый итальянец возводил в Петербурге Нарвские триумфальные ворота, Екатерининский и Смольный институты, здание Академии наук и другие замечательные постройки. Его стилю присущи четкость линий и монументальная пластичность, заметная как в наружном, так и во внутреннем облике Шуваловского дворца.
За свою историю дворец сменил несколько вельможных владельцев. Первоначально на земельном участке была усадьба семейства Воронцовых, затем построил свой дворец Дмитрий Нарышкин, потомок матери Петра Первого, жены его отца Алексея Михайловича – Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Дмитрий Львович был женат на красавице Марии Антоновне, почти открыто сожительствовавшей с наследником престола, а затем императором Александром Первым, имела от него троих детей и едва не добилась разрушения законной семьи.
Несмотря на двусмысленность ситуации, Нарышкин любил жену и всех детей и ради семейства много занимался строительством и украшением жилища. Принимали участие в строительстве видные архитекторы Ефимов, занимавшийся фасадами, и де Симон, отделывавший внутренние помещения.
Дальняя наследница Дмитрия Нарышкина Софья Львовна получила дворец в приданое при бракосочетании с Петром Шуваловым в1846 году, тогда и появилось нынешнее наименование.
После национализации дворец Шуваловых побывал и музеем, и домом ИТР, и помещением проектного института. Перед основанием музея Фаберже во дворце базировался Центр международного сотрудничества.
Своим основанием в конце 2013 года хранилище обязано бизнесмену и меценату Виктору Вексельбергу, основателю фирмы Ренова и благотворительного фонда Связь времен.
Фонд выкупил коллекцию магната Форбса, собиравшего шедевры Фаберже на протяжении полувека, затем арендовал шуваловский дворец сроком на 20 лет.
Парадные вестибюль и лестница была построена при участии архитектора Ефимова взамен ранее существовавшего сквозного проезда с набережной Фонтанки. Широкие двухсторонние лестничные марши обрамлены красочными перилами из узорчатых металлических решеток, окрашенных черным лаком с позолотой некоторых элементов. Верхний холл украшен мраморными белоснежными колоннами с портиком на резных капителях, скульптурными копиями античных статуй.
Входные проемы из холла в Синюю гостиную обрамлены резными дверными коробками с такими же дверями из темной полированной древесины.
Просматривается красочная роспись стен и потолка помещения, включающая белый орнамент по синему фону в нижней части и позолоченную лепнину и имитирующую ее роспись на фоне цвета слоновой кости в верхней части стен и на потолке.
Выделяются на этом фоне круглые черные медальоны, украшенные живописными миниатюрами. Дополняют интерьер позолоченные элементы колонн по углам помещения и такие же люстры, свисающие с перекрытия.
Синяя гостиная и ее экспонаты
Синяя гостиная избрана для демонстрации выкупленных Вексельбергом 14 пасхальных яиц из 50 известных экземпляров подобных изделий фабрики Карла Фаберже во всем мире.
Каждое яйцо представляет собой законченное произведение, поэтому каждому отведена отдельная витрина из небьющегося стекла, позволяющая досконально рассмотреть каждый экспонат.
Большинство своих изделий знаменитый ювелир создавал по заказу царствующих особ, последних российских императоров Александра III и Николая II, и в собрании музея Фаберже имеется первое и последнее изделия этой известной серии.
Последним изделием из серии пасхальных яиц было произведение Орден Святого Георгия, выполненное во время Первой мировой войны, а именно в 1916 году. Изделие украшено миниатюрными портретами Николая II и наследника Алексея, обвитыми георгиевской лентой.
Изображения снабжены откидными изображениями ордена у портрета отца и медали у сына. Лента завязана в бант над портретами, вьется завитками по всей поверхности, вздымаясь между изображениями к тупому концу яйца и образуя еще более пышные банты. На обеих концах в кругах изображен вензель вдовствующей императрицы.
Микроскопические изображения георгиевского креста помещены в клеточки сетки, покрывающей поверхность изделия. Это подаренное ей яйцо мать императора Мария Федоровна вывезла из России лично в 1919 году, отпущенная большевиками восвояси, и сохраняла весь остаток жизни.
Яйцо с часовым механизмом изготовлено в 1902 году по заказу герцогини Мальборо, Консуэло Вандербильд. После развода с герцогом Консуэло пожертвовала яйцо для благотворительного аукциона, после ряда перепродаж оно попало к Форбсу. Известно как Яйцо герцогини Мальборо или Часы с розовой змеей.
Снабженный ручками яйцеобразный корпус напоминает древнюю вазу. Внутри спрятан часовой механизм роторного типа, вращающий циферблат при неподвижной часовой стрелке в виде головы змеи, своим туловищем обвивающей ножку изделия.
Сделано из золота разных оттенков с использованием жемчуга и алмазов, в том числе голова пресмыкающегося – из бриллианта. Постамент имеет форму трехгранной призмы со скошенными углами, на украшенных эмалью из перламутра плоскостях — накладные герцогские эмблемы.
Яйцо Коронационное, изготовленное по поводу восшествия на престол Николая II и подаренное его супруге, исполнено как изделие с сюрпризом и может считаться предшественником популярных у детворы шоколадных киндер-сюрпризов.
Но сюрприз в этом яйце поистине уникальный, один из миниатюристов фабрики Фаберже изготовил умещающуюся в скорлупе копию кареты Екатерины Великой. Точность модели такова, что смогла помочь реставраторам при восстановлении первозданного облика исторического экипажа.
Золотая оболочка яйца украшена насечкой из повторяющихся ромбов и покрыта прозрачной эмалью. На поверхность наложена решетка из листьев лавра, выполненных из золота зеленого цвета, в узлах помещены черные орлы с алмазами. На концах яйца бриллианты специальной огранки, позволяющие видеть год коронации и вензель Александры Федоровны.
Серебро и иконы
Красная гостиная во дворце Шувалова оформлена в соответствии с названием (или названа по характеру дизайна). В одной тональности окрашены стены, шторы подобраны того же цвета. Потолок арочной формы расписан орнаментом, у торцевой стены стоит высокое зеркало.
Помещение используется для демонстрации коллекции изделий из серебра, которых представлено немалое количество, в том числе выполненные в период с XVII до XX века.
Внимание посетителей часто обращается на объемистый серебряный ковш с красными вставками, выставленный в одной из витрин экспозиции. На вставках написаны благодарственные тексты, адресованные поощренному этим ковшом князю Голицыну.
Вельможа был награжден императором за вклад в развитие российского виноделия. Самые замечательные детали изделия – ручки ковша в виде сидящих птиц, выполненные мастером фабрики Фаберже.
Еще одна витрина Красной гостиной содержит серебряную посуду уникального исполнения. Представлены самовар, кофейник и заварочный чайник, корзинка для бисквитов и сахарница из благородного металла. Здесь же ситечко для улавливания чаинок, пинцет для сахара и ложечка для размешивания, также серебряные.
Все изделия представляют единый комплект, выполнены они в едином художественном стиле. Такие изделия пользовались популярностью в состоятельной части российского общества как за их красоту, так и из-за убежденности в целебных свойствах серебра, особенно по отношению к воде и напиткам на ее основе.