Историческая часть экспозиции музея Пресня
Экспонаты исторического раздела частично размещены в том самом старинном доме, о котором шла речь в начале обзора. Аскетичная обстановка мемориального кабинета революционной организации периода управления Россией временного правительства Керенского сохранена в первоначальном виде. Шкаф с партийной литературы и стол под красной скатертью, деревянные скамья и табурет, несколько стульев исчерпывают меблировку комнаты. В углу притулился на столике самовар и чашки, на стенах актуальные для того времени лозунги. Печатная машинка была необходима для изготовления листовок и прокламаций большевистской партии, призывающих к установлению власти Советов народных депутатов.
Помещение более скромных размеров предназначено для оперативного руководства работой партийных ячеек. Такой же застеленный алой скатертью стол и деревянные лавки, как и в предыдущем зале, составляют всю обстановку комнаты. Массивный телефонный аппарат на стене со звонками громкого вызова служил единственным средством связи, основная работа проводилась комитетчиками лично либо через доверенных курьеров.
Отдельная экспозиция посвящена жителям Красной Пресни в период Великой Отечественной войны. Описаны не только боевые подвиги уроженцев района и боевой путь сформированной из местных добровольцев дивизии народного ополчения, но и трудовому вкладу работающих для фронтовых нужд на предприятиях Москвы, сбору средств и теплых вещей для бойцов Красной армии. Выставлены образцы вооружения и макеты боевой техники, на которой воевали прославленные красногпресненцы. Здесь же личные вещи героев, среди которых знаменитый летчик Гастелло, совершивший подвиг самоотверженного тарана вражеской колонны ценой собственной жизни.
Наконец, можно рассмотреть главный экспонат музея Пресня – внушительных размеров диораму о событиях восстания рабочих района в конце 1905 года. Пять лет создавал масштабное полотно народный художник Дешалыт, и в 1982 году диорама была представлена посетителям музея. Изображены на картине кульминационные моменты сражения революционных рабочих дружин с правительственными войсками и жандармерией, рукопашные столкновения и баррикадные бои на фоне московских зданий и сооружений, выписанных очень тщательно и в полном соответствии с действительностью. Демонстрация диорамы сопровождается озвученным на пяти языках комментарием, световыми и звуковыми эффектами.
Внимательное рассмотрение отдельных фрагментов монументального произведения, занимающего холст площадью более 200 квадратных метров, позволяет получить полное впечатление о происходящем. Обороняемая дружинниками из числа рабочих баррикада сооружена из всевозможных предметов: бочек и бревен, афишных тумб и уличных столбов освещения. Вооруженные охотничьими ружьями восставшие противостоят конным подразделениям жандармерии и регулярных армейских частей, привлеченных к подавлению народного возмущения.
Можно рассмотреть молодого длинноволосого стрелка в гимназической или студенческой фуражке, прицеливающегося из винтовки явно армейского образца. Оружие, видимо, отобрано у противника в ходе рукопашной схватки. Стрелок расположился на позиции из пассажирской коляски для конного экипажа, придавленной телеграфным столбом с оборванными проводами на электрических изоляторах. Сцены сражения прорисованы с множеством деталей и достаточно подробно, давая полное представление о ходе боя и его участниках.
Посещение музея Пресня позволяет получить представление о нескольких сферах существования людей, иллюстрирует различные исторические события. Пытливый и любознательный человек обязательно почерпнет здесь интересные сведения о прошлом своей страны, прикоснется к ее непростой истории.
Удивительно, как музей сумел пережить почти 30 лет антисоветизма, последовательно сметающего все московские памятники и архитектурные объекты, напоминающие о периоде СССР и тем более революционной борьбы. Наверное, потому что он никогда не был широко известен и находится в стороне от наработанных туристических троп. Когда лет пять назад был в нём с детьми, мы оказались почти единственными посетителями. В 2015 году было опасение, что реконструкция загубит его, но выжил, за что спасибо руководству бывшего Музея Революции (ныне современной истории). Надо сходить взглянуть, что изменилось.
Я был удивлен тому, что в музее с таким неприметным названием так раскрыта тема быта людей на протяжении 100 лет.