В пестрые ряды развлечений, которыми заполняют вакуум Измайловского кремля, вписался музей русской народной игрушки. Не ищите в нем пахнущих затхлостью кукол из старых сундуков, здесь не хранилище древностей. Используя давно известные материалы, здешние мастера делают экспонаты самостоятельно. Мало того, посетителям предлагается непосредственное участие в процессе, требующее некоторых навыков рукоделия.
Пестротой декоративного убранства и самих экспонатов музей русской народной игрушки схож с цирковой афишей. Чтобы отличить подлинно народное от инородного, надо постараться и быть внимательным. Заранее нужно настраиваться на отсутствие изделий подлинных народных промыслов. Если сравнивать со сценическим искусством, то здешние экспонаты соответствуют сельскому клубу. Единственно подлинными являются исходные материалы для экспонатов, которым неведомые дизайнеры придают придуманные формы.
Начало осмотра
Деревянная обшивка стен призвана сразу окунуть посетителя в якобы подлинную деревенскую обстановку. Однако залы выстроились анфиладой, что характерно для дворянских имений, но чуждо крестьянским избам. Столы вдоль стен так не ставили ни в особняках, ни в избах, вдоль стояли лавки. Только подобная придирчивость не конструктивна, надо смотреть, что же выставляет музей русской народной игрушки. Пока на виду только преувеличенно грудастые фигурки женского пола да животные.
Но осматривать экспозицию бегом некорректно, даже чтение пояснительных текстов занимает приличное время. Многое исторически достоверное демонстрирует музей русской народной игрушки, проявляются черты этнографической направленности. История народных промыслов, их локализация на территории страны излагаются последовательно. Представлено все многообразие материалов, с которыми работали самодеятельные умельцы. Рогатый козел из полена привлек внимание необычным исполнением.
Помимо одиночных образцов творчества различных авторов, из разных материалов, выставлены целые композиции. Незатейливые инсталляции изображают стилизованную обстановку крестьянских жилищ, обитателей в традиционных одеяниях. Некоторая несоразмерность отдельных объектов не раздражает, условность показанного вполне понятна. Привлекает окошко с видом на природу, внутри – несколько отдельных миниатюр. Среди них — наседка на яйце, мышка возле мешков с продуктами. Намек на известную сказку очевиден.
Как и наши предки, музейные исполнители использовали разнообразные природные и рукотворные исходные материалы. Вата и тряпки, глина и солома, древесина в разных видах облекались в формы людей и животных. Целая этажерка матрешек разных размеров и раскрасок украшает следующий фрагмент экспозиции. Здесь можно видеть погремушки для самых маленьких, игрушки для детей постарше. К национальному символу, русской матрешке, вернемся позднее, как и к тряпичным куклам.
Некоторые изделия предназначены не только для рассматривания, есть пригодные к активному использованию. Детские саночки выглядят вполне надежными, чтобы кататься со снежной горки. В миниатюрную детскую кроватку можно уложить любимую куклу, на лошадке с полозьями покачаться самим малышам. Отдельные экспонаты вполне подходят для сувенирного использования, могут украсить современное жилище. Появляются вещи возможного практического использования, типа клетчатого половика.
Несколько чужеродные экспонаты, но подлинные
Хорошей экспозицией музыкальных инструментов обладает Музей русской народной игрушки, хотя экспонаты не по профилю. Некоторые баяны и гармоники сделали бы честь известному музею русской гармоники. Хорошо представлены струнные народные инструменты, дудки и рожки, много вариантов гуслей. Напоминает экспозицию народного музея музыкальных инструментов, виденную в библиотеке имени Боголюбова, только барабанов здесь мало. Выставка познавательная, достойна внимания.
Дальнейший осмотр экспозиций показывает, что Музей русской народной игрушки в значительной мере – этнографический. Представлены полноразмерные экспонаты орудий и механизмов народных промыслов, готовые изделия. Ткацкий станок выглядит вполне способным к работе, он даже остановлен прямо в процессе ткачества. Здесь же образцы тканых материалов, сшитые из них предметы одежды. Наряженный в парадный народный костюм мужской манекен демонстрирует старинного щеголя.
Еще больше тканевых изделий развешено под потолком в следующем разделе. Здесь Музей русской народной игрушки показывает разнообразие старинных предметов обихода, выполненных традиционными способами. Особенно широко представлены приспособления для плетения нитей, декоративные детали ручных прялок. Очень разнообразны выставленные плетеные изделия, от лыковых лаптей до кошелок, корзинок и рюкзаков. Мало где сохранились приспособления для освещения лучиной, здесь есть.
Посуда представлена выполненная из глины с обжигом, имеется и деревянная. Обращает на себя внимание расписной цилиндрический короб с крышкой, очень своеобразный. Привлекателен и комплект для умывания – подвесной сосуд с коротким горлышком и расписной таз под ним. На соседней полке интересен расписной набор из блюда и емкостей, ниже еще несколько вариантов исполнения деревянных изделий. На нижней полке целый набор деревянных ложек, причем в разной степени готовности изделий.
Ложка всем привычна с раннего детства, состоит из ручки (держало) и емкости под еду, называют ее хлебало. Одно из древнейших приспособлений, изобретенных людьми, музей русской народной игрушки демонстрирует разных модификаций, разной степени готовности. Можно проследить все превращения деревянной болванки, постепенно преображающейся в привычную, но очень красивую ложку. Познавательность представленному обеспечивает ознакомление с разными конструкциями самого обыденного предмета.
Музей русской народной игрушки как учебный класс
Пытаясь найти увлекающие посетителей методы работы, музей русской народной игрушки закономерно пришел к их вовлечению в творчество. Ввиду слабости собственных навыков и познаний в области пошива чего-либо, швейное творчество не комментируем. Красавица в народном костюме ловко управляется с иголкой и нитками, завершая сувенирное изделие. Столь же понятна в чужих руках роспись заготовки деревянной матрешки, показываем крупно в слайдере.
Явно станочного исполнения заготовка заранее размечена карандашными линиями, обучаемым остается раскрасить. Констатируем, что Музей русской народной игрушки особой свободы творчества посетителям не предоставляет. При этом осознаем, что быстрый вывод может быть ошибочным, и это — только вводный этап обучения. Собственноручно расписанная матрешка займет почетное место в домашнем интерьере. Пробудить творческие наклонности допустимо любыми способами, эти – вполне годятся.
Заключение и рекомендации
Корзинка с заготовками игрушек своим содержимым демонстрирует, что матрешки – вовсе не единственный предмет росписи. Музей русской народной игрушки либо сам оборудован станком для деревообработки, либо с кем-то сотрудничает. Сказано это не в осуждение, механизация операций вполне в русле технического прогресса. Если пойти другим путем, дать посетителям только топор и другие ручные инструменты, можно беду нажить. Далеко не все наши современники способны безопасно с ними обращаться.
Говорить о самостоятельной вырубке элементарной детали, вроде заготовки ложки, вовсе рискованно. Поэтому с точки зрения обеспечения безопасности посетителей, музей русской народной игрушки действует верно. Здесь не ставится целью дать начальную профессиональную подготовку, для этого есть другие учреждения. Начиная с простой демонстрации готовых изделий, далее знакомят с историей их производства и применения в быту. Рассказывают о сырьевых материалах и методах обработки, подводя к финишной стадии.
Финиш подходит и нашей обзорной статье, дочитавшие до этих слов уже могут определяться. Идти ли, посещая Измайловский кремль, в музей русской народной игрушки или выбрать другое времяпровождение, свободно выбирает каждый. Поблизости столь разнородные заведения, как музей истории водки или музей оружия XX века. Причем в оружейном только стрелять не дают, можно подержать в руках автомат или пистолет. Водочный даже за отдельную плату предлагает дегустацию. Отсутствуют только мастер классы.
Не стоит забывать и о старинной части Измайлово, бывшем царском дворе Алексея Михайловича Романова и других объектах. Интересно место размещения резиденции, доступен для посещения собор Пресвятой Богородицы с уникальными иконами. Не исключено, что со времени посещения реставрировали и сделали доступными другие объекты на рукотворном озере и царском острове. Что же касается предмета этого обзора, музей русской народной игрушки представлен и ждет своих очередных посетителей.