Небольшой по размерам экспозиции музей Садовое кольцо — по сути уголок краеведения одного из районов столицы. Предоставленное учреждению здание построено в XVIII веке на фундаменте, служившем основанием еще более древней постройки. На территории района обнаружены стоянки древних людей, постоянные поселения разных эпох, начиная с XII века. Мещанская окраина Москвы до революции, территория определила нынешнее название одного из районов Центрального административного округа столицы.
Первое открытие сегодняшний музей Садовое кольцо пережил в 1970 году. Тогда его тематика выражалась в посвящении боевой и трудовой славе бывшего Дзержинского района. Открытие было посвящено 100-летию со дня рождения Ленина, отмеченное как великий праздник всего народа. Распад Советского Союза и отказ от марксистской идеологии привели к изменению экспозиции, но учреждение возродилось. Музей Садовое кольцо как повествование об истории Мещанского района открыт в 2008 году.
Старинная пушка в самом начале экспозиции призвана подчеркнуть древнее происхождение и непреходящее значение поселения. Ничего предосудительного в таком выпячивании нет, гордиться местом проживания либо происхождения и есть проявление патриотизма. Даже музейный охранник знает историю древнего экспоната и с удовольствием делится своей осведомленностью. Однако количества достойных внимания экспонатов на два этажа особняка не хватило, первый отдан художественной галерее.
Временную выставку живописных работ мы не посещали, однако некоторые картины выставлены уже в прихожей. Здесь же музей Садовое кольцо разместил часть экспонатов своей мебельной коллекции и вводную информацию. Сочетание жанровых работ живописцев с картами района и показателями статистики, да еще в присутствии коллекционного набора мебели, — тот еще винегрет местной рецептуры.
Начинаем осматривать музей Садовое кольцо
Скошенный угол стен помещения отведен массивному деревянному буфету, оборудованному зеркалом. Вполне соответствующий названию района, экспонат разделяет предметы единого мебельного гарнитура из четырех вещей. Овальный столик на резной ножке дополняется парой стульев с мягкими сиденьями и спинками. Похожие составные части имеес спинка дивана, поставленного по другую сторону буфета.
Просторная и почти монументальная лестница – одна из характерных архитектурных деталей старинного особняка. Перила с точеными балясинами располагаются в несколько уступов, восходящих к месту расположения основной экспозиции. В массивных добротных рамах на стене лестничного пролета – подборка фото выдающихся в архитектурном плане зданий района. Некоторые объекты легко опознаются посетителями по знакомым очертаниям.
Увеличенные черно-белые фотографии в таком обрамлении выглядят солидно, что дополняется направленными на них светильниками. Вполне музейный облик лестничного пролета немного меркнет при взгляде на потолок. Не вполне понятного назначения конструкция из досок и металла мешает рассмотреть потолочный светильник. Ремонтные ли это подмости либо устроены для очистки люстры, уточнять не стали.
Инсталляция мещанского быта
Значительную часть площади первого зала музей Садовое кольцо выделил под инсталляцию мещанского быта. Здесь совмещено представление облика типичного жилища дореволюционного среднего класса и историческая экспозиция. На стене сгруппированы вывески и указатели различных городских объектов начала прошлого века, таблички названий улиц и номеров домов. Некоторые детали говорят о наполовину деревенском быте.
За спиной манекена хозяйки квартиры расположено коромысло, ныне мало кому знакомое приспособление для переноски ведер. Изогнутую доску с крючками на концах помещали на плечи, ведра с водой вешали на крючки и так транспортировали от источника. С другой стороны инсталляции – колесная прялка для прядения нитей для домашнего ткачества. Рядом ухват, рогатина на длинном древке для работы с посудой возле русской печи.
Хозяйка в ожидании гостей
На полках в стенной нише выставлены образцы старой посуды и утвари, рядом – Красный угол божницы с иконой и лампадой. Хозяйка изображена ожидающей подруг на чаепитие за уже сервированным круглым столиком под белоснежной скатертью. Характерными для тех лет выглядят стулья с дерматиновой обивкой, прибитой мебельными гвоздиками. Символом домашнего уюта являлся медный самовар, на нем связка баранок к чаю.
По количеству расставленных стульев и чайных пар можно определить, что дама ждет гостей. Один металлический подстаканник среди чашек позволяет догадаться, что один из гостей – мужчина. Фантазировать относительно отмечаемого события или торжества не станем, хотя повод для сбора просматривается. Им могла послужить красочно оформленная бумага на столе, какое-то свидетельство в красочной рамке.
Свидетельства прошедших эпох
Некоторую часть первичной экспозиции, доставшуюся от советской эпохи, музей Садовое кольцо оставил неизменной. Бывшие когда-то привычными кумачовые полотна с лозунгами ныне помнят редкие пожилые посетители. Здесь они – словно заголовки разделов экспозиции, повествующих о временах революции и последующих этапах строительства мифических социализма и коммунизма.
Под лозунгами соответствующего содержания выставлены плакаты и документы, прочие подлинные свидетельства прожитого. Общий облик помещения примерно повторяет содержимое бесчисленных Красных уголков и Ленинских комнат. Подобные элементы пропаганды не так уж давно были в каждой школе и институте, на производственном участке и в воинской части. Все они имели собственные Красные знамена для торжественных случаев.
Сохранение всего разнообразия материальных свидетельств истории нужно только одобрять и приветствовать. Это касается и времен Учредительного собрания, и тем более – периода Великой Отечественной войны. Музей Садовое кольцо свято хранит воинские реликвии, принадлежавшие участвовавшим в боях жителям района. Фотографии, документы и личные вещи воевавших земляков – самая ценная часть музейных фондов.
Стандартные музейные витрины содержат документальные свидетельства облика и жизни столицы за все предыдущее столетие. Экспозиция о времени и событиях периода Второй мировой войны гораздо ярче оформлена, богата реальными личностями. Материалы советской пропаганды соседствуют с фото отдельных героев и групповыми снимками воинских частей. Агитационные плакаты времен войны, ставшие музейными экспонатами, в те годы были реально мобилизующими на подвиги.
Заключительные фото внутри и музей Садовое кольцо снаружи
В последнем зале музей Садовое кольцо проводит свою просветительскую деятельность. Удобный вместительный стол дает возможность собраться группам интересующихся историей и архитектурой. Лекции и заинтересованные обсуждения проходят на фоне настенной росписи современного художника. Яркая картина создает собирательный образ района, здесь сгруппированы наиболее интересные его строения.
Не будем упражняться в опознавании произвольно сгруппированных зданий, хотя местные жители назовут многие из них. Знаменитая Сухарева башня непременно будет узнана, хотя и снесена в 30-х годах прошлого века. Типовые выставочные витрины наискосок от росписи посвящены только этому примечательному объекту. Музей Садовое кольцо стал штаб-квартирой инициативной группы за воссоздание раннего петровского памятника.
Башню строили как символ победы молодого царя в противостоянии с властолюбивой сестрой Софьей. Название сооружение унаследовало от Сухаревских ворот, которые заменил нижний ярус башни. Выше расположились палаты стрелецкого соединения, которое осталось верным Петру при удалении в Троице-Сергиеву лавру. Полковника Сухарева, командира стрельцов, башня и увековечила. Приметное строение высотой в 60 метров не вписалось в сталинский план реконструкции столицы.
Показанный крупным планом фрагмент одной из экспозиций демонстрирует некоторые экспонаты музея Садовое кольцо. Безотказный и простой в использовании малоформатный фотоаппарат Смена позволял получать удовлетворительные любительские фотографии. Среди нескольких значков позднего советского времени выделяется олимпийский Мишка, памятный многим символ прошедших в Москве всемирных игр.
Рядом помещены советские деньги минимальных номиналов – трех- и пятирублевые бумажные купюры. Кремлевские башни на них были традиционным символом, многие ли сейчас способны их опознать? Такие банкноты давно отменены и уже мало кому знакомы, остались только в музеях и частных собраниях. Да и денежные коллекционеры, нумизматы, преимущественно собирают металлические средства расчетов из-за долговечности монет.
Долговечность исторической памяти гораздо важнее денежной, это основной компонент осознания гражданственности. Музей Садовое кольцо наряду с другими подобными учреждениями вносят свой вклад в это важнейшее дело. Покинув познавательное здаиие, еще раз окинем взглядом его облик. Накладные пилястры с кудрявыми капителями, ажурная балюстрада на крыше и балкон, маскароны львов придают ему оригинальность.
Некоторое противостояние и соперничество районных музеев между собой и с более крупными собраниями только полезно. Местные собрания способны тщательнее вникнуть в детали, узнать подробности на уровне очевидцев или их преемников. Исследования регионального уровня не менее важны, чем глобальные научные экспедиции. Несколько уровней исторических хранилищ образуют стройную систему, воспитывающую патриотизм.