Валдайский музейный колокольный центр

muzeynyy-kolokolnyy-centr-countryscanner-1.jpg

Город Валдай в Новгородской области получил еще один культурный объект – музейный колокольный центр. Здание было построено в начале прошлого века на средства одного из мастеров по литью колоколов. Рассказывают, что в нем размещалось училище того же профиля для обучения молодежи литейному делу.

Новые выставочные площади были необходимы для размещения экспонатов, скопившихся в запасниках старого музея, стесненного размерами дорожной церкви Екатерины Великой. Новый музейный колокольный центр решил все вопросы, объединив в единый комплекс обе экспозиции.

На газоне у входа в музейный колокольный центр лежит верхняя часть колокола большого размера. Это корона, состоящая из сковороды – круглого диска, и устройства подвеса к балке. Центральная часть крепежа, называемая маточником, имеет отверстие для подвески и дополнительные уши для той же цели. Уши одинарные по бокам и двойные на широкой части маточника. Корона через отверстия в сковороде крепится к своду тулова колокола, изнутри к сковороде крепится (обычно вкладывается при отливке) скоба для подвески языка.

Возле входа в музейный колокольный центр, на зеленеющем газоне, выставлена массивная крепежная деталь колокола, именуемая короной.

Для извлечения звука в православных храмах раскачивают язык колокола, в европейских – сам колокол поворотами балки подвеса.

Музейный колокольный центр – зал за залом

Для размещения колоколов оформлены стилизованные ниши, соответствующие конструкциям реальных проемов храмовых звонниц. Музейный колокольный центр имеет более приближенные к реальности балки подвеса, что позволяет демонстрировать в рабочем положении более крупные изделия. В таком положении хорошо различимы и устройство самих колоколов, и подвеска их к несущим балкам. При внимательном осмотре видны различия в устройстве и материале крепежных хомутов, в способах крепления.

Нижняя часть витрины, оборудованная внутренней подсветкой, демонстрирует информационные и документальные материалы. Среди них описания известных церквей и соборов и их колоколен, данные о выдающихся колокольных мастерах, сведения об используемых технологиях.

Музейный колокольный центр оборудован нишами для размещения колоколов с поперечными балками, все как в реальной звоннице.

Традиционный для многих экспозиций формат инсталляции музейный колокольный центр применил для показа кабинетного интерьера. Воссоздана рабочая обстановка местной писательницы О.А. Фрибес, писавшей под псевдонимом И.А. Данилов. Произведения описывали мещанский быт, жизнь монахинь в обителях и другие сюжеты. Известна ее переписка и дружба с публицистом и политиком националистического толка М.О. Меньшиковым, знакомым и переписывавшимся со многими известными людьми, от Чехова и Льва Толстого до Менделеева. Портрет этого деятеля можно видеть на стене кабинета. После революции Меньшиков был расстрелян на берегу озера Валдай на даче, в присутствии шестерых детей. Обстановку при желании осмотрите при личном посещении, по теме обзора обратите внимание на колокольчик для вызова горничной.

Кабинет местной писательницы демонстрирует не только обстановку творческого помещения, на столе музейный колокольный центр разместил колокольчик для вызова горничной.

Музейный колокольный центр состоит из нескольких залов, экспозиции которых посвящены колоколам и колокольчикам различного назначения и областей использования. Ближняя витрина демонстрирует станционные колокола, используемые на вокзалах железных дорог, станций конных экипажей. Правее – театральные колокольчики, с добавленным для декорирования сценическим залом. Еще дальше пожарные колокола, самые тревожные и пронзительные по звучанию, сопровождаемые касками пожарных и другими атрибутами спасателей от огня.

В одном из своих залов музейный колокольный центр демонстрирует колокола самого разного предназначения.

Дальняя витрина посвящена литейному и кузнечному производствах, являющихся непременными технологическими стадиями производства колоколов. Можно рассмотреть вагранку – печь для расплавления слитком металлов, цепные стропы и траверсы для транспортировки горячих отливок, наковальню с молотом, клещи и другие инструменты.

Ямские, или поддужные колокольчики

Центром очередной экспозиции музейный колокольный центр сделал оформленную на большом планшете схему территории страны. На ней представлено расположение главных центров изготовления колокольчиков для почтовых повозок. Вполне логично их размещение вдоль магистральных дорог, обеспечивающих сообщение между крупными городами. Конечно, относится эта карта ко временам преобладания перевозок гужевым транспортом, до формирования сети железных дорог и тем более автомобилизации.

Музейный колокольный центр демонстрирует схему расположения производств ямских колокольчиков на территории России.

Украшает экспозицию уменьшенная примерно в три раза, судя по сравнению колес, модель расписного летнего экипажа. Остальные экспонаты представляют различные детали конной упряжи, в том числе украшенные колокольчиками и бубенчиками. Прежде всего это дуги и хомуты, однако щеголи – ямщики навешивали эти изделия и на вожжи, и на другие атрибуты.

Новые музейные технологии и старые загадки

Использование современных методов предоставления информации, компьютерные и цифровые технологии музейный колокольный центр активно практикует. Оборудован специальный зал с соответствующим оборудованием, увеличивающим возможности как лекторов, так и слушателей.

В своем новом зале музейный колокольный центр применяет самые современные технологии изложения информации.

Здесь же выставлена интерактивная модель колокольни Петропавловского собора, на которой можно открывать ярусы звонницы, рассматривать установку колоколов и систему извлечения звуков. Есть возможность прослушать звуки колоколов разного типа, основные мелодии и перезвоны. Стойка в углу предоставляет несколько колоколов для того, чтобы посетители могли попробовать себя в роли звонаря.

В этом же зале предоставлены для осмотра некоторые любопытные экспонаты, которые служат лекторам наглядными пособиями.

Загадка, предложенная музейным колокольным центром – угадать предназначение прямоугольных отверстий в заготовке изделия.

Один из подобных – литая заготовка колокола без чистовой обработки. На тулове изделия различимы прямоугольные отверстия, проделанные в стенке в средней части окружности. Можно предположить два предназначения этих отверстий, равно имеющих вероятность. Либо это окна для помещения отдельно изготовленных святых образов, либо средство регулирования звучания колокола. Если узнаете, какая версия правильна, — сообщите, пожалуйста.